Мастер - класс для педагогов (использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования).
методическая разработка по рисованию

Мастер - класс по использованию в работе с детьми нетрадиционных техник рисования. Разработан в рамках проведения занятий в "Школе молодого сециалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_netrad_ris.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов (в рамках занятий «Школы молодого специалиста»).

Цель: познакомить педагогов с приемами использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ.

Участники мастер-класса: молодые специалисты МДОУ д/с №140.

Материалы и инструменты:

1. Краски (гуашь, акварель), палитры;

2. Кисти, тычки, ватные палочки, губки для мытья посуды, зубные щетки.

3. Восковые мелки;

4. Баночки для воды;

5. Альбомные листы, бумага писчая;

6. Куски ткани (тюль);

7. Соль, мука, клей ПВА;

8. Файлы;

9. Мыльные пузыри;

10. Трубочки;

11. Пластиковые игрушки в форме месяца (из набора вкладышей);

12. Салфетки.

Предварительная работа:

  • Подборка методического материала, составление конспекта, составление памятки «Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками»
  • Организация пространства для проведения мастер-класса.
  • Подготовка демонстрационного материала, образцов, инструментов.
  • Организация молодых специалистов на практическое занятие «Мастер-класс».

План.

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.
  3. Заключительная часть.

  1. Теоретическая часть.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, а отсутствие этих знаний зачастую отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается «неправильным», не соответствующим ожиданиям ребенка.

Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводят  к выводу о необходимости использования нетрадиционных  техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Что значит «нетрадиционно» - индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно,  по-своему, своеобразно. А нетрадиционное рисование – это  искусство  изображать, не основываясь на традиции.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

1.Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов  в изобразительной деятельности;

2.Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Развивает умение детей действовать  с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, чувство фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;

• Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Используете ли Вы в своей деятельности нетрадиционные техники рисования? Какие нетрадиционные техники рисования вы используете? (ответы воспитателей, перечисление используемых техник ).

Нетрадиционные техники рисования с детьми различных возрастных групп:

  1. Младший дошкольный возраст:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

- рисование ладошками.

  1. Средний дошкольный возраст:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- расчесывание краски;

- рисование вилкой (пластиковой);

- «Проявляющийся рисунок» (восковые мелки/свеча + краски);

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- рисование песком;

- монотипия предметная;

- рисование песком;

- рисование по мокрому листу

  1. Старший дошкольный возраст:

- рисование солью, песком, манкой;

- рисование окрашенной солью;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- кляксография обычная;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету, через ткань;

- рисунок по ткани (батик)

- пластилинография;

- граттаж;

- рисование волшебными красками (с клеем ПВА);

- набрызг;

- рисунок под пленкой;

- рисунок пеной для бритья;

- волшебные веревочки (выкладывание рисунка цветными нитками»;

- техника Эбру;

- рисование цветными льдинками;

- рисование молоком (сгущеным);

- рисование зубной щеткой;

- рисование бусинами;

- рисование спреем;

- «дождливый рисунок»;

- точечный рисунок (пуантилизм);

- рисование зубной пастой;

- коллаж; с помощью открыток;

- в технике паспорту;

- рисование нитками;

- разрисовывание камешков;

- рисование на стекле;

- клеевая картинка.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая  среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.

При организации предметно - развивающей  творческой среды в изобразительной деятельности  нужно учитывать потребности детей. Они должны иметь возможность свободно, самостоятельно  и доступно  пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе (учитывая возраст и индивидуальные особенности).

Предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности в группе детского сада должна содержать:

Уголок красоты:

• Репродукции произведениями живописи, скульптура малых форм, произведения графики, книги с красивыми иллюстрациями, подлинные изделия мастеров народно-прикладного искусства; детские энциклопедии по изобразительной  деятельности; диски с красивой  спокойной мелодией, классической музыкой, магнитофон.

Уголок изобразительной деятельности:

•Книжки-раскраски; картотека нетрадиционных техник рисования; альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; альбомы с разными изображениями травы, деревьев, солнца, домов и т.д., дидактические игры для развития творческих способностей, воображения;

•Гуашь, акварельные краски, восковые карандаши, пастельные  мелки, восковые мелки, фломастеры, маркеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, уголь, сангина, свечки, коктельные трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и т.д.; глина, пластилин, тесто, материалы для декора; бумага различной фактуры и размера, картон, клей ПВА;

•Инструменты: кисти нейлоновые или  с натуральным ворсом от № 2 до       № 10 (в зависимости от возраста и задач в рисовании) и щетина № 7, 8, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеенчатые скатерти, банки двойные, подставки под кист.

Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности  важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.

Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности:

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; беседы; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение  техникой рисования. Техника рисования – это язык художника, не владеть техникой рисования, значить не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод  упражнений, доводящие изобразительные  навыки до автоматизма.

Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности;

Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности  и умение экспериментировать с  художественным материалом и техниками  в  изобразительном творчестве;

Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в  вопросе. Эту проблемную ситуацию перед  детьми создает педагог.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к  сложным;

• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Для развития художественного  воображения могут быть использованы игры: «На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка». Эти игры удобно использовать на занятиях по рисованию песком.

Трудности при применении  нетрадиционных техник рисования могут заключаться:

• в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• в подборе оборудования и материалов;

• в применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

• в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

  1. Практическая часть.

Педагогами предлагается несколько работ с использованием нетрадиционных техник рисования.

  1. Зимний пейзаж.

Фон работы - рисунок под пленкой;

Сугробы - рисование зубной щеткой;

Снег – набрызг;

Дерево – ватные палочки (ствол) и крона (мятая бумага);

Снеговик – волшебная краска;

Луна – печать пластиковыми игрушками – вкладышами.

  1. Летний пейзаж.

Фон работы – рисунок по мокрому;

Цветок – рисование нитью;

Стебли цветов – кляксография с соломинкой;

Трава – рисования через ткань;

Облака – рисование мыльными пузырями;

Солнце – точечный рисунок;

Бабочки – монотипия.

  1. Космическое/подводное приключение.

- Создание основы для работы в технике гратаж («цап-царап»);

- Создание рисунка «Космическое/подводное приключение» в данной технике.

  1. Эбру рисование.

Знакомство педагогов с особенностями данной техники. Создание педагогами творческих работ в технике Эбру (тема свободная).

  1. Заключительная часть.

- Нетрадиционные техники рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

- Создание выставки работ молодых педагогов.

- Ответы на вопросы педагогов. Рассылка материалов мастер- класса на электронную почту педагогов.

Литература:

  1. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» - М.: Изд-во Речь , 2004. - 128 с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Дудник  Н.Е. «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного экспериментирования»
  4. Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М., 2004
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз-дидактика», 2009.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени». Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: 2008,«Карапуз».
  7. Шимонова Г. М. «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников» – 2013. –№ 3. – ART 130168. – 0,3 п. л. – URL:

            http://www.covenok.ru/kids/issue/130168.htm. –

            Гос. рег. Эл № ФС77-46214. – ISSN: 2307-9282


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей и родителей младшей группы по нетрадиционной технике рисования манной крупой «Федорина посуда»

Мастер-класс для детей и родителей младшей группы по нетрадиционной технике рисования манной крупой «Федорина посуда»...

Мастер-класс для родителей и детей в средней группе «Нетрадиционная техника рисования - рисование солью»

Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Способствовать содействию благоприятного психологического климата между детским садом и семьей....

Презентация к выступлению с мастер-классом для педагогов на семинаре –практикуме по теме: «Нетрадиционное техники рисования в доу"

О способах альтернативныхХотим вам  немного рассказать.Свою большую эффективностьОни успели доказать.Занятия нетрадиционныеВключают множество идей.Порою провокационные,Но интересны для детей.В ни...

Мастер-класс для родителей «Чем занять ребёнка дома?» по нетрадиционной технике рисования #сидим#дома

Мастер-класс для родителей «Чем занять ребёнка дома?» по нетрадиционной технике рисования...

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через нетрадиционные техники рисования»

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через нетрадиционные техники рисования»...