НОД по познавательному развитию «Федорино горе»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию.

Воспитание у детей интереса к старинным народным ремеслам через знакомство с гончарным искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 Комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

НОД по познавательному развитию

в подготовительной логопедической группе

 «Федорино горе»

        

                               

Подготовила воспитатель:

Кислякова Татьяна Олеговна

Санкт-Петербург

2018 г

«Федорино горе»

Цель:

Продолжать воспитывать у детей интерес к старинным народным ремеслам через знакомство с гончарным искусством.

Образовательные задачи:

Совершенствовать умение детей в росписи посуды из глины. Раскрыть особенности труда народных мастеров  - умельцев по изготовлению глиняных изделий.

Развивающие задачи:

Развивать  художественное  восприятия предметов,   интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать  у детей интерес к истокам народного творчества.

Материал: 

предметы гончарного промысла   (крынка, кувшин, горшок, тарелка), глина, песок, видео, презентация.

Предварительная работа: 

Экскурсия совместно с родителями и детьми в этнографический комплекс «Русская деревня «Шуваловка» с посещением «Гончарной мастерской», «Традиционной избы». Рассматривание посуды и беседа о: её назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит. Изготовление посуды на гончарном круге в помещении группы. Изучение различных видов росписей и элементов росписей. Чтение К.И Чуковского «Федорино горе». Загадки о посуде и материалах, из которой она изготавливается. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мамины помощники», сюжетно-ролевой игры «Хозяюшки», игра «Чаепитие».

        

Ход занятия

     Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

В группе сидит Федора и плачет над разбитой посудой:

Федора:

- Ой, горе то какое, горе и некому-то мне помочь.

- Бедная я, несчастная.

Воспитатель:

- Бабушка, что у Вас случилось?

Федора:

- Вся посуда у меня перебилась, а та, что целехонька осталась – сбежала в лес.  Не берегла я её, закоптила, запылила, загубила.

- Не с чего даже чайку попить, супчику покушать.

 Воспитатель:

- Видно серьезное горе у старушки.

Воспитатель:

- Ребята, а вы узнали кто это?

Ответы детей:

- Да – это бабушка Федора, из сказки Корнея Чуковского «Федорино горе».

Воспитатель:

- Федора, а из чего посуда то была изготовлена, что вся побилась?

Федора:

- Я вам загадку загадаю старинную, а вы отгадав её, узнаете из чего была изготовлена моя посуда:

Из земли – доставанце,

Ногами – топанце,

На кружало – кружанце.

(Глина)

Ответы детей.

Федора:

- А как вы догадались, что это глина?

Дети объясняют смысл загадки:

Воспитатель обращает внимание детей на экран:

Из земли – доставанце – (глину добывают из-под земли)

Слайд №1      (Добыча глины)

Ногами – топанце – (раньше глину вытаптывали ногами)

Слайд №2      (Вытаптывание глины, подготовка к работе)

На кружало – кружанце – (кружало – это старинное название

гончарного круга)

Слайд №3       (Иллюстрации гончарных кругов: ручной, ножной)

Федора:

Какие же Вы умники.

Загадку отгадали, да еще и объяснили её смысл.

Воспитатель:

Да, у меня ребята молодцы.

Ты Федора не расстраивайся, иди и занимайся своими делами, а мы подумаем с ребятами, как помочь твоему горю.

Федора уходит.

Воспитатель:

Ребята, я хочу вас пригласить в  лабораторию, где мы  попробуем узнать, что же такое глина и для чего она необходима человеку.

Дети подходят к столам, где расположены в баночках песок, глина, стакан с водой, палочки, воронки, лупа. Воспитатель указывает на песок: 

Что это?  (Песок.)  

- Какой он?

- (Желтый, рассыпчатый,  рыхлый, состоит из крупинок) 

- Песок бывает не только желтым (показывает разного цвета и разной зернистости).

- Рассмотрите песок через лупу.

Дети наблюдают и описывают крупинки (они круглые, желтые (черные), есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга)

- А теперь поиграем. Превращаю всех в «песчаные крупинки». Ветер подул — и крупинки разлетаются в разные стороны. (Музыка)

Вывод: Почему крупинки разлетаются в разные стороны? Крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Из такого песка можно лепить? (Нет.)

- А из какого можно? (Из сырого)

Воспитатель предлагает  слепить из сырого песка куличик.

Предлагает взять его в руки.

Он рассыпается.

Можно делать из песка настоящую посуду?

(Нет, она вся рассыплется.)

А это что такое? (Глина.)

Какая она? (Дети пробуют на ощупь: мягкая, маслянистая, пластичная, гибкая, похожа на пластилин, не имеет запаха)                                                   

Она тоже состоит из крупинок. (Рассматривают глину через лупу. Крупинок не видно.)

—Они очень маленькие, их даже не видно через лупу. Крупинки прижались друг к другу крепко-крепко, и поэтому мы их не видим. Нам кажется, что это единый кусок. Предлагаю поиграть: я сейчас превращу вас в маленьких, маленьких крупинок глины. Они очень малы и боятся затеряться, поэтому взялись крепко за руки, прижались друг к другу плечиками. Их не разорвать.

Ветерок подул, а крупинки крепко держатся и не разлетелись, как песчинки. (Музыка)

Пробуем взять колбаску, заранее слепленную из глины. Она крепкая, не разломилась, не рассыпалась.

–А как вы думаете, пропускает глина воду или нет?

Дети наливают в две воронки воду (в одной воронке — песок, в другой — глина). Наблюдают: Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.

Воспитатель: 

Какой из этого можно сделать вывод?

Ответы детей:

- Глина не пропускает воду, а песок пропускает воду.

. Вот это свойство глины человек заметил и стал использовать.

Воспитатель: 

А как он использует глину? 

Ответы детей:

- Из глины человек делает разную посуду, игрушки, из глины раньше делали краску (Мезенская роспись), даже применяет в косметологии и медицине.

Воспитатель:
Вот, оказывается, какая интересная, необычная глина!

- Ребята, а как называется человек, который работает с глиной?  (гончар)

- А на каком оборудовании работает гончар, при изготовлении посуды? (гончарный круг)

- Давайте вспомним с Вами этапы изготовления глиняной посуды: (глина разминается, размещается на гончарном круге, отцентровывается, изготавливается изделие, ставится на просушку, а после просушки обжигается в муфельной печи, затем расписывается).

- Помните, мы с Вами пробовали изготовить такую посуду, я Вам предлагаю посмотреть, как это происходило.

Просмотр одного видеоролика (работа детей на гончарном круге)

Воспитатель:

- Ребята, может всю посуду, которую мы изготовили, распишем и подарим Федоре! (на подносе под накидкой стоит посуда изготовленная детьми)

- Я думаю, она очень обрадуется такому подарку.

- Возьмите свое изделие и присаживайтесь за рабочие столы.

- Но перед тем как приступить к работе, вспомним, какие виды росписей Вы знаете (Гжель, Дымковская, Мезенская, Хохломская)

- Какие элементы росписей Вы помните: (завиток, капелька, волнистая линия, прямая линия, точки)

Пальчиковая гимнастика

- Теперь нам необходимо подготовить свои ручки:

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали.                

Дети приступают к выполнению работы. Звучит спокойная музыка. 

Итог занятия:

За 5 минут до конца занятия входит Федора с подносом в которой лежат пирожки:

Федора:

- Какие Вы мастеровые ребятки.

- Какая красота у вас получается (получилось).(рассматривает посуду).

- Сложная наверно было вам или все с легкостью удалось сделать?

- Что для Вас было сложным?

- А что вам больше всего понравилось?

- Спасибо Вам большое, помогли бабушке!

- Я теперь эту посуду буду очень беречь.

- А пока вы для меня старались, я тоже без дела не сидела, испекла Вам пирожков.

И хочу пригласить вас попить чайку.

Воспитатель:

- Ребята давайте попрощаемся с гостями.

Дети прощаются с гостями и уходят с Федорой пить чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие для старшего возраста "Федорино горе"

Формировать умение детей составлять познавательный рассказ, развивать грамматически-правильную речь...

Конспект комплексного занятия в средней группе «Федорино горе» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: обобщить знание детей об окружающих предметах (посуде)Задачи: систематизировать и обобщить знание детей о посуде, её назначении, материала, из которого она сделана, закрепить понятия: чайная, ст...

Конспект по речевому развитию "Федорино горе"

Данный конспект предоставлен для воспитателей средней группы. Я его провела как открытое занятие для педагогов...

Конспект НООД (интегрированное) в областях познавательное развитие (ФЭЭП), художественно-эстетическое развитие (рисование) "Федорино горе" для детей средней группы

Цель: Создание условий для систематизации знаний детей о посуде (название, вид, предназначение), рисования узоров на тарелке.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание, связн...

Конспект НОД познавательно-речевого развития в средней группе "Федорино горе"

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе по теме "Посуда"....

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию: «Федорино-горе»

Цель: закрепление знаний детей о произведении К. Чуковского «Федорино горе»ЗАДАЧИ:- Способствовать литературному и творческому развитию детей,- Развитию их фантазии, воображения, ассоциати...