Конспект занятия в старшей группе по рисованию "Роспись дымковского петуха"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Трегубова Юлия Ивановна

Конспект 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Роспись дымковского петуха»

Тема

«Роспись дымковского петуха»

Программные задачи

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области рисование

Образовательные:

- закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом,

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу,

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины),

-учить расписывать дымковскими узорами,

- познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности,

- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке, лепка петушка

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Материал

Дымковские игрушки (для рассматривания); образцы элементов росписи на доске; палитра, кисти (тонкие и толстые, салфетки; акриловые: синяя, красная, зеленая и желтая цветов; стаканы с водой)

Словарная работа

Дымково

Методы и приемы

словесный, наглядный, вопросы, поощрение

Этапы деятельности

Ход ООД

Вводный этап

Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки и картинки.

- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.

- Рассказ воспитателя о появлении дымковских игрушек

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а потом и ногами месят. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки: лошадки, петушки, фигурки людей, свистульки, колокольчики.

После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её «проветриваться». Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

Воспитатель показывает игрушку, сделанную из красной глины и обеленную. Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми.

- Рассматривание дымковских игрушек. На столе дети рассматривают, берут в руки дымковские игрушки.

Основной этап

- Беседа о дымковских игрушках: Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые) А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка). Какие цвета в узорах использованы? (Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета, черный и золотистый.) Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

Правильно ребята, узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

А что бы узнать кого именно мы будем рисовать из дымковской росписи, петушка, барышню, доброго молодца или может быть ещё кого-то, вам нужно послушать стихотворение:

Петушок у нас горластый

По утрам кричит он здравствуй.

На ногах его сапожки,

На ушах его сережки.

На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

Мы будем рисовать дымковского петушка!

Физ.минутка «Петушок»

Ребята, а теперь мы с вами немножко отдохнём. Повторяйте за мной слова и движения.

Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

 Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук),

 Шелкова головушка (гладим по голове ,

Масляна бородушка (гладим по подбородку).

Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх), Голосисто поешь,

Детям спать не даешь (руки складываем под щекой)

Роспись дымковских петушков детьми: Сейчас мы с вами сами попробуем расписать петушков, так, как это делали народные умельцы. Давайте еще раз рассмотрим с вами на петушка. Какие части тела есть у петушка? Правильно - голова, туловище, хвост, лапы; на голове - гребешок и бородка, клюв, глаза.

Посмотрите, ребята, узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.

- Рассматривание схемы на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе.

Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.

После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.

Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.

Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.

Ребята, все уже разрисовали своих замечательных петушков, давайте все вместе разомнём наши уставшие пальчики. Повторяйте за мной движения и слова.

Разотру ладошки сильно ( растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу(ухватить каждый пальчик у основания),

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну( вращательными движениями дойти до ногтя).

Давайте повторим ещё раз.

Заключительный этап

Ребята, вы большие молодцы. У всех получились замечательные красивые петушки. А я вам предлагаю сделать красивую выставку наших петушков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей создавать декоративную к...

Конспект занятия в старшей группе по рисованию " Дымковская барышня"

конспект занятия на закрепление дымковской росписи. Рисование дымковской барышни....

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в музей и мастерскую дымковской игрушки»

Конспект  занятия в старшей группе «Путешествие в музей и мастерскую дымковской   игрушки»...

Конспект занятия в старшей группе «Дымковская барыня»

Конспект НОД по рисованию «Дымковская барыня»в старшей группе...

Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка"

Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка"...

Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка".

Аннотация к методическим материалам. Творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к кр...

Конспект занятия в старшей группе по пластинографии «Дымковская игрушка. Олешек»

Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".Цель:Знакомство с дымко...