Виртуальная выставка "Воронежский народный костюм"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шемонаева Елена Александровна

Знакомство детей с историей Воронежского народного костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezhsk._kostyum_konspekt.docx20.64 КБ
Файл voronezhsk._kostyum_konspekt.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад комбинированного вида № 42

                      Левобережного района г. Воронежа

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Виртуальная выставка «Воронежский народный костюм»».

                                                 Выполнил педагог дополнительного                                                              

                                                 образования Шемонаева Е.А.

Конспект занятия «Виртуальная выставка: « Воронежский народный костюм»».

Цель: познакомить детей с историей Воронежского народного костюма.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями внешнего вида Воронежского костюма.(Обучающая).
  2. Развивать фантазию и воображение;

Развивать кругозор, любознательность;

Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас. (Развивающая).

  1. Прививать любовь к родному краю, воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, формировать эстетический вкус.(Воспитательная).

Музыкальный ряд: русские народные мелодии «Веселая кадриль», «Светит месяц», «Не шей мне матушка», музыка воронежской области.

Зрительный ряд: презентация выставка «Воронежский костюм».

Оборудование и материалы:

-ПК;

-Дидактическая игра «Наряди куклу»;

-Картонные заготовки кокошника;

-Гуашь, ватные палочки, кисти, баночки с водой, губки поролоновые, трафареты, салфетки, клеенки.

                                            Ход НОД:

Педагог:

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы  тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись, за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды,

Звезды мира над кремлем!

Беседа:

-О чем стихотворение?

-В какой стране мы живем?

-Назовите столицу нашей родины.

-В каком городе мы живем?

-Ребята, мы с вами живем в современном мире, не представляем себя без компьютеров, современных игрушек, модной одежды…, но очень интересно знать, как жили наши предки? А кто же такие предки? Это люди, которые жили до нас, наши прабабушки и прадедушки.

-Ребята, а из каких источников мы можем узнать о том, как жили наши предки? Правильно, из книг, фильмов, музеев.

-Ребята, я вам предлагаю, отправиться вместе с нашими гостями  на выставку, на которой мы и узнаем о жизни наших предков, живших в Воронежской области, какие костюмы они носили.

В музее им. Крамского была представлена выставка: «Народный, нарядный, обрядовый».

На этой выставке представлены костюмы 19-20вв, которые сохранились до наших дней в своем оригинальном исполнении.

Разминка

-Ребята, вы хотите узнать, из чего состоит Воронежский костюм?

1. Понева - это поясная набедренная одежда. Основная ее часть черного цвета, которая разбивалась на квадраты красными или синеватыми полосками.

 А что же, символизируют эти цвета? (Ответы детей)

Черные окошки квадратов символизируют участки черноземного поля, а полосы - означают дороги, овраги, тропы и реки на земле.

По низу поневы проходила полоса, которая заполнялась геометрическим орнаментом. Детали орнамента символизировали то, что растет на земле. Эта полоса называлась окладом. Богатство украшения оклада зависело от достатка и мастерства владелицы поневы. Надевалась понева через голову.

2. Рубаха с косыми поликами. Шили ее длиной до пояса. Рукава замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Рукава напоминали крылья сказочных птиц.

3. На бедрах, поверх рубахи и верхней половины паневы, подпоясывалась покромка.

Она состояла из черной узкой ткани, которая символизировала кромку участка земли. Девушка надевала кромку только когда шла под венец.

  1. Поверх рубахи и поневы, замужние женщины надевали туникообразную одежду - запан или фартук.

Основной частью комплекта девичьей одежды в Воронежской губернии был многоклинный сарафан из тонкой шерсти всегда черного цвета.

На шее носили круговой монист из цветного фарфорового бисера.

А что же носили девушки и женщины на голове?

Замужние женщины носили кичку или сороку, кокошник, платок или шаль.

Одним из красивейшим и оригинальным головным убором является кокошник. За многие годы его облик  был многократно изменен, пока, наконец, он не приобрел образ Воронежского головного убора.

Женская обувь состояла из валенок или кожаных башмаков (повседневная) и черевичков (праздничная).

Д/И «Наряди куклу»

Описание игры:

  1. Куклы из бумаги, вырезанные из бумаги костюмы (дети выбирают костюм, выполненный в традициях Воронежского костюма).
  2. Одеть кукол, соблюдая стилистические особенности Воронежского костюма.

-Ребята, а теперь я приглашаю вас пройти в мастерскую, для того чтобы украсить для праздника кокошники.

Итог:

-Потрудились вы ребята на славу, какие замечательные головные уборы у вас получились!

Анализ:

-Ребята, давайте,  вспомним, что же мы сегодня узнали? (Ответы детей). И чего состоит Воронежский народный костюм? Какие основные цвета этого костюма? А какой самый нарядный женский головной убор? (Ответы детей).

-Спасибо вам ребята, нам пора прощаться, до свидания, до новых встреч!

Стих о Воронежской губернии:

В краю перепелином.

Воронежская область,

Михайловский район.

И в хутор мой

Приходит почтальон.

Здесь рядом Кантемировка

И Россошь тоже здесь.

Они – то уже точно

На картах наших есть

Тут хаты в белых платьях

Под зеленью садов

Всегда когда их вижу,

Растрогаться готов.

У окон ставни черны

Как у невест ресницы.

Ну до того зодорные,

Что вам и не присниться.

А клены обнимают

Соломенный убор,

Усадьбу окружает

Плетень, а не забор.

Журавль скрипит старинный,

Зовет на водопой.

Напоет шеей длинной

Водою ключевой.

В краю перепелином,

Где воздух пахнет хлебом

Раскидистом, орлином

Я любовался небом!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад комбинированного вида № 42

                      Левобережного района г. Воронежа

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Виртуальная выставка «Воронежский народный костюм»».

                                                 Выполнил педагог дополнительного                                                              

                                                 образования Шемонаева Е.А.

Конспект занятия «Виртуальная выставка: « Воронежский народный костюм»».

Цель: познакомить детей с историей Воронежского народного костюма.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями внешнего вида Воронежского костюма.(Обучающая).
  2. Развивать фантазию и воображение;

Развивать кругозор, любознательность;

Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас. (Развивающая).

  1. Прививать любовь к родному краю, воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, формировать эстетический вкус.(Воспитательная).

Музыкальный ряд: русские народные мелодии «Веселая кадриль», «Светит месяц», «Не шей мне матушка», музыка воронежской области.

Зрительный ряд: презентация выставка «Воронежский костюм».

Оборудование и материалы:

-ПК;

-Дидактическая игра «Наряди куклу»;

-Картонные заготовки кокошника;

-Гуашь, ватные палочки, кисти, баночки с водой, губки поролоновые, трафареты, салфетки, клеенки.

                                            Ход НОД:

Педагог:

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы  тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись, за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды,

Звезды мира над кремлем!

Беседа:

-О чем стихотворение?

-В какой стране мы живем?

-Назовите столицу нашей родины.

-В каком городе мы живем?

-Ребята, мы с вами живем в современном мире, не представляем себя без компьютеров, современных игрушек, модной одежды…, но очень интересно знать, как жили наши предки? А кто же такие предки? Это люди, которые жили до нас, наши прабабушки и прадедушки.

-Ребята, а из каких источников мы можем узнать о том, как жили наши предки? Правильно, из книг, фильмов, музеев.

-Ребята, я вам предлагаю, отправиться вместе с нашими гостями  на выставку, на которой мы и узнаем о жизни наших предков, живших в Воронежской области, какие костюмы они носили.

В музее им. Крамского была представлена выставка: «Народный, нарядный, обрядовый».

На этой выставке представлены костюмы 19-20вв, которые сохранились до наших дней в своем оригинальном исполнении.

Разминка

-Ребята, вы хотите узнать, из чего состоит Воронежский костюм?

1. Понева - это поясная набедренная одежда. Основная ее часть черного цвета, которая разбивалась на квадраты красными или синеватыми полосками.

 А что же, символизируют эти цвета? (Ответы детей)

Черные окошки квадратов символизируют участки черноземного поля, а полосы - означают дороги, овраги, тропы и реки на земле.

По низу поневы проходила полоса, которая заполнялась геометрическим орнаментом. Детали орнамента символизировали то, что растет на земле. Эта полоса называлась окладом. Богатство украшения оклада зависело от достатка и мастерства владелицы поневы. Надевалась понева через голову.

2. Рубаха с косыми поликами. Шили ее длиной до пояса. Рукава замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Рукава напоминали крылья сказочных птиц.

3. На бедрах, поверх рубахи и верхней половины паневы, подпоясывалась покромка.

Она состояла из черной узкой ткани, которая символизировала кромку участка земли. Девушка надевала кромку только когда шла под венец.

  1. Поверх рубахи и поневы, замужние женщины надевали туникообразную одежду - запан или фартук.

Основной частью комплекта девичьей одежды в Воронежской губернии был многоклинный сарафан из тонкой шерсти всегда черного цвета.

На шее носили круговой монист из цветного фарфорового бисера.

А что же носили девушки и женщины на голове?

Замужние женщины носили кичку или сороку, кокошник, платок или шаль.

Одним из красивейшим и оригинальным головным убором является кокошник. За многие годы его облик  был многократно изменен, пока, наконец, он не приобрел образ Воронежского головного убора.

Женская обувь состояла из валенок или кожаных башмаков (повседневная) и черевичков (праздничная).

Д/И «Наряди куклу»

Описание игры:

  1. Куклы из бумаги, вырезанные из бумаги костюмы (дети выбирают костюм, выполненный в традициях Воронежского костюма).
  2. Одеть кукол, соблюдая стилистические особенности Воронежского костюма.

-Ребята, а теперь я приглашаю вас пройти в мастерскую, для того чтобы украсить для праздника кокошники.

Итог:

-Потрудились вы ребята на славу, какие замечательные головные уборы у вас получились!

Анализ:

-Ребята, давайте,  вспомним, что же мы сегодня узнали? (Ответы детей). И чего состоит Воронежский народный костюм? Какие основные цвета этого костюма? А какой самый нарядный женский головной убор? (Ответы детей).

-Спасибо вам ребята, нам пора прощаться, до свидания, до новых встреч!

Стих о Воронежской губернии:

В краю перепелином.

Воронежская область,

Михайловский район.

И в хутор мой

Приходит почтальон.

Здесь рядом Кантемировка

И Россошь тоже здесь.

Они – то уже точно

На картах наших есть

Тут хаты в белых платьях

Под зеленью садов

Всегда когда их вижу,

Растрогаться готов.

У окон ставни черны

Как у невест ресницы.

Ну до того зодорные,

Что вам и не присниться.

А клены обнимают

Соломенный убор,

Усадьбу окружает

Плетень, а не забор.

Журавль скрипит старинный,

Зовет на водопой.

Напоет шеей длинной

Водою ключевой.

В краю перепелином,

Где воздух пахнет хлебом

Раскидистом, орлином

Я любовался небом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Рисование "Русский народный костюм"

Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»

  Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...

Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"

Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....

Приобщение детей к народным традициям посредством ознакомления с женским народным костюмом Белгородского края-Белогорочка.

   Наше будущее- это наши дети, а так как будущее невозможно без прошлого, то нам, взрослым: родителям, педагогам, необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе традиций, уваже...