«Художественно-эстетическое развитие детей в младшем дошкольном возрасте»
статья по рисованию (младшая группа)

Смагина Ольга Александровна

Содержание программы кружка «Чудные ладошки» нацелено на активацию художественно-эстетической познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Работа кружка направлена на проведение с детьми 3-х - 4-х лет. Занятия проводятся два раза в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятия 15-20 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №7 «Чайка»

Доклад на тему:

«Художественно-эстетическое развитие детей в младшем дошкольном возрасте»

Выполнил воспитатель младшей группы

Смагина Ольга Александровна

Г. Мичуринск

2019 г.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития личности. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Исследования многих отечественных ученых (В.М. Бехтерев, Н.М.Кольцова и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствуют не только обучению, письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. В младшем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Одной из основных задач воспитания дошкольников является подготовка к  школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связана речь, письмо.

С этой целью в младшей группе организован кружок  по художественно-эстетическому воспитанию «Чудные ладошки». Художественно-эстетическое развитие помогает улучшать координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно-эстетического воспитания я творческой деятельности детей. Выполнение детьми заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, мышление. Я считаю, что знания не должны ограничиваться рамками программы. Работа кружка позволяет использовать нетрадиционные техники изображения. Это стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Занятия в кружке «Чудные ладошки» не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

        Решается сразу несколько развивающих задач:

  • развитие у детей творческих способностей;
  • развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук;
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами;
  • знакомство с новыми техниками и технологиями.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.

Цели:

Создать условия для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе, собственных и неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи:

  • помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными и традиционными техниками;
  • учить рисовать с помощью поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на ограниченной поверхности;
  • учить делать отпечатки ладонью и доводить их до определенного образа;
  • развивать у детей эстетические чувства формы, цвета и пропорции;
  • развивать мелкую моторику, речь и мышление;
  • развивать творчество, фантазию.

Принципы содержания программы кружковой работы следующие:

  1. Комфортность. Воспитатель должен создать атмосферу доброжелательности.
  2. Личностное ориентированное взаимодействие. Необходимо учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка. Важно создать раскованную атмосферу, которая будет стимулировать творческую активность ребенка.
  3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  4. Опора на внутреннюю мотивацию. Этот принцип заключается в учитывании опыта ребенка и создании эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и повышение его работоспособности.

Содержание программы кружка «Чудные ладошки» нацелено на активацию художественно-эстетической познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Работа кружка направлена на проведение с детьми 3-х - 4-х лет. Занятия проводятся два раза в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятия 15-20 минут.

В начале каждого занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе сопровождение художественным словом. Регулярно проводятся пальчиковые гимнастики, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, на закрепление правильного расположения руки во время рисования, задания на удержание позы кистей рук. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В конце каждого занятия проводится игра малый и средней подвижности. Игры нужны, как средство социальной и физиологической адаптации, так же они вызывают интерес у детей к занятиям, смекалку, сообразительность.

В работу кружка включены задания, как с традиционными техниками изображения, так и нетрадиционными. Традиционные рисуночные задания:

1. Рисование простым карандашом «Нарисуй клубочки от точки» методом наращивания не отрывая карандаш от бумаги.

2. Рисование цветными карандашами.

3. Рисование кисточкой и красками «Проехала машина» и другие разные темы.

4. Обводим трафареты фломастерами и цветными ручками.

5. Рисование восковыми мелками «Червячки для грачей» и другие.

6. Раскраска изображения, не выходя за контур «Яблоко», «грибок», и другие.

7. Обведение изображения через кальку (дерево, платье и т.д.)

        Нетрадиционные технологии более интересны и необычны. На занятиях кружка дети знакомятся со следующими техниками:

1.«Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой).

2.Рисование жесткой кистью (тычок).

3.Рисование по мокрой бумаге.

4.Оттиски штампов различных видов (поролоном, пробкой ватным тампоном, печаткой картофеля).

5.Точечный рисунок (ватными палочками, кистью).

        Дети не только осваивают разные техники рисования, учатся работать аккуратно, экономно расходовать материалы сохранять рабочее место в чистоте, но и  совершенствуется умение детей рассматривать работы, рисунки, своих товарищей, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображения.

        Постоянно подводятся итоги реализации программы кружка:

- выставки работ детей в детском саду;

- дни презентации детских работ родителям;

- творческий отчет руководителя кружка на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Конструкт НОД по художественно-эстетическому развитию в группе младшего дошкольного возраста на тему «Весёлый грузовик».

Аппликация — одно из любимых занятий малышей в детском саду. Этот продуктивный вид деятельности тесно связан с познанием окружающего мира и играет большую роль в умственном воспитании ребенка. Э...

Особенности речевого развития детей в младшем дошкольном возрасте. Как развивать речь детей в 3-4 года.

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие...

Дополнительная программа по сенсорному развитию детей раннего младшего дошкольного возраста "Мир сенсорики"

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозе...