Консультация для педагогов Роль дидактической игры в обучении детей рисованию
консультация по рисованию

Позднякова Лилия Игоревна

Консультация для педагогов

   «Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются художественные способности детей: игра как бы предшествует творчеству и способствует ему».

Полагается, что в методике руководства художественно–эстетического развития детей важно сохранить игровой способ, так как он дает возможность решать специфические задачи художественно-творческой деятельности. Опыт, приобретаемый детьми в дидактических играх, поможет им на занятиях изобразительного искусства.

 

Главная задача дидактических игр – эстетическое воспитание детей. Достигается оно путем развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета. Изобразительное искусство как продуктивный вид деятельности создает все условия для совершенствования зрительного восприятия воспитанников. Дидактические игры могут стать эффективным средством для активизации этого процесса.

 

 

Понятие «форма» и «цвет» - это первое, с чем должен познакомиться ребенок. Для правильного восприятия формы предмета ее следует соотнести с соответствующим геометрическим образом, а если форма предмета более сложная, то «разделить» предмет на составляющие его отдельные элементы. И определить соотношение элементов между собой, аналитическое восприятие цвета связано с выделением элементов, из которых состоит цветовое сочетание, и связей между ними. Решению этих задач и призваны помочь определенные дидактические игры и упражнения. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. 

Роль дидактической игры в обучении детей рисованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_1.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Роль дидактической игры в обучении детей рисованию

   «Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются художественные способности детей: игра как бы предшествует творчеству и способствует ему».

Полагается, что в методике руководства художественно–эстетического развития детей важно сохранить игровой способ, так как он дает возможность решать специфические задачи художественно-творческой деятельности. Опыт, приобретаемый детьми в дидактических играх, поможет им на занятиях изобразительного искусства.

Главная задача дидактических игр – эстетическое воспитание детей. Достигается оно путем развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета. Изобразительное искусство как продуктивный вид деятельности создает все условия для совершенствования зрительного восприятия воспитанников. Дидактические игры могут стать эффективным средством для активизации этого процесса.

Понятие «форма» и «цвет» - это первое, с чем должен познакомиться ребенок. Для правильного восприятия формы предмета ее следует соотнести с соответствующим геометрическим образом, а если форма предмета более сложная, то «разделить» предмет на составляющие его отдельные элементы. И определить соотношение элементов между собой, аналитическое восприятие цвета связано с выделением элементов, из которых состоит цветовое сочетание, и связей между ними. Решению этих задач и призваны помочь определенные дидактические игры и упражнения. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

        Чередование разных видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы дошкольников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

           Дидактические упражнения и игровые моменты, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно - изобразительной деятельности.

Дидактическая игра получила всеобщее признание, ее включают в различные виды образовательных областей. Возможности игры в роли активного участника учебного процесса уникальны. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, зачатки характера.

 Для ребенка рисование, одно из любимых занятий дошкольного детства, становится школьным предметом и приобретает новую окраску, и необходимо сделать так, чтобы оно не превратилось в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей сущности праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребенка, время встречи с прекрасным и проникновения в него.  

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

 Дидактические игры и упражнения.

«Курочка Ряба»

Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличения.

Материалы: изображение Курочки Рябы, ведерки четырех цветов вырезанные из картона, яички из картона четырех цветов.

Содержание игры.

      На доске разместить изображение «Курочки Рябы». Предложить детям пересказать сказку, когда дети закончат пересказ словами «Я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое», перед детьми разложить разноцветные ведерки и яички. Объяснить, что курочка снесла не одно яйцо, а много разноцветных яичек. Далее ребенок получает ведерко определенного цвета и по команде собирают яички того же цвета, что и ведерко. Побеждает тот ребенок, который быстрее всех собрал свои «яички».

   «Разноцветная палитра»

Цель: развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по названию цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить третий и наоборот.

Материал: карточки – задания с указанием, какие цвета надо смешать и наоборот: дан цвет, нужно определить, какие два цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет.

Содержание игры.

   Два прямоугольника раскрашены, например, один желтым, а другой синим цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник

 остается нераскрашенным. Дети смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник.

  Прямоугольник раскрашен голубым цветом, рядом с ним – два нераскрашенным прямоугольника, соединенные знаком «+». Дети раскрашивают их синим и белым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить голубой цвет.

 

 

 

«Букет цветов»

Цель: закрепление теплой и холодной цветовой гаммы.

Материалы: две вазы, раскрашенные в теплую и холодную цветовые гаммы, набор цветов, выполненных в теплых и холодных тонах.

Содержание игры.

  Детям раздаются две вазы, раскрашенные в теплую и холодную цветовую гамму. К каждой вазе нужно подобрать цветок подходящий по тону.  

  «Времена года»

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях природы.  Знакомить с понятием «пейзаж», с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года. Закрепить знания о классификации цвета (теплые, холодные). Развивать композиционные навыки, наблюдательность, память.

Материалы: подмалевки с изображением разных времен года, силуэтные изображения предметов необходимых для составления пейзажа.

Содержание игры.

Детям предлагаются подмалевки с изображением времен года, набор силуэтных изображений из которых дети должны составить пейзаж, соответствующий данному времени года. Построить правильную композицию.  

«Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта. Учить составлять композицию из предложенных силуэтных изображений.

Материалы: силуэтные изображения фруктов, овощей, ягод, грибов, посуды, цветов.

Содержание игры.

Предложить детям составить композицию из предложенных силуэтных изображений.

 «Составь портрет»

Цель: закрепить знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица.

Материалы: разнообразные модификации частей лица (брови, глаза, нос, рот, волосы и тд.)

Содержание игры.

Учить детей составлять женский или мужской портрет из предложенных модификаций.

 

«Бабушкин сундучок»

Цель: знакомить и закреплять знания о разных направлениях декоративно – прикладного искусства.

Материалы: коробка - сундучок, силуэтные изображения изделий народных промыслов.

Содержание игры  

Выставляется коробка, наполненная силуэтными изображениями изделий народных мастеров (хохломские, дымковские, городецкие, гжельские). Дети по очереди вынимают из сундучка по одному изделию, называют его, решают к какому виду декоративно-прикладного искусства оно относится.  

«Коллекция картин»

Цель: учить детей классифицировать, обобщать по каким-либо признакам произведения искусства. Способствовать развитию образного, логического мышления, активизации внимания.

Материалы: набор репродукций картин известных художников.

Содержание игры.

Детям предлагается набор репродукций картин, которые нужно распределить по группам (пейзаж, натюрморт, портрет). Обобщить по признакам: пейзаж зимний, весенний, летний, осенний. Натюрморт: с фруктами, овощами, посудой. Портрет: женский, мужской, детский, групповой.

 

Позднякова Лилия Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в обучении детей рисованию.

Конспект выступления на секции педагогов художественно - эстетического цикла....

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в обучении ребенка"

"Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества"С.Т. Шацкий...

"Роль дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста"

    Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка....

консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"

консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"...

Консультация для педагогов «Роль дидактической игры в развитии познавательной сферы ребенка дошкольника».

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и ...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ОВЗ

Большую роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями играют дидактические игры. В жизни ребенка она занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, ...