Консультация для воспитателей «Условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования у детей дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности»
консультация по рисованию (средняя группа)

Татьяна Сергеевна Богомолова

Для решения вопроса формирования интереса детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности можно выделить объективные и субъективные педагогические условия: - объективные условия: создание предметно-развивающей среды; выбор наиболее оптимальных форм и методов; использование разнообразных художественно-дидактических игр; взаимодействие с родителями; - субъективные условия: внутренние побудительные силы ребенка, приводящие в движение его духовные и умственные возможности: значимость деятельности; активное личностное восприятие; возможность персонального самовыражения в зависимости от знаний и ручных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_12.02.18.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                        141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                             тел.: 8(49624)2-35-95                                                                                                                              fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Консультация для воспитателей

На тему:

«Условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования у детей дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности»

Подготовила и провела

Богомолова Т.С.

Московская область

Г.Клин

 12.02.2018г.

Для решения вопроса формирования интереса детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности можно выделить объективные и субъективные педагогические условия: - объективные условия: создание предметно-развивающей среды; выбор наиболее оптимальных форм и методов; использование разнообразных художественно-дидактических игр; взаимодействие с родителями; - субъективные условия: внутренние побудительные силы ребенка, приводящие в движение его духовные и умственные возможности: значимость деятельности; активное личностное восприятие; возможность персонального самовыражения в зависимости от знаний и ручных умений.

Формирование интереса к изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:

 1. Сочетание различных видов изобразительной деятельности;

2. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, обеспечивающих возникновение интереса;

3. Вовлечение родителей в образовательный процесс формирования интереса к изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим выделенные условия.

Первое условие – сочетание различных видов изобразительной деятельности. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Сочетание этих видов способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Рисование – это одно из любимых занятий детей, которое дает огромнейший простор для выражения их творческой активности. Тематика рисунков может быть многообразной. Ребята изображают все, что их вызывает интерес: литературных героев и декоративные узоры, отдельные предметы и сцены из окружающей жизни и т. д. Им доступно применение красочных средств рисунка. Таким образом, цвет используется для передачи сходства с реальным предметом, для отражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети богаче и полнее берутся изображать свои замыслы в сюжетных работах. Однако техническое овладение и осознание приемами рисования выражает довольно огромную сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с наибольшим вниманием подойти к тематике работ. В детском саду применяются в основном гуашевые и акварельные краски, цветные карандаши, обладающие различными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма. При этом понемногу изображается одна часть за другой, прибавляются разные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. При такой последовательности изображения рисунка способствует облегчению  аналитической деятельности мышления ребенка. Зарисовав одну часть, он восстанавливает в памяти или видит на натуре, над какой частью необходимо работать дальше. Кроме того, линейные контуры содействуют в раскрашивании рисунка, ясно изображая границы частей. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски обладают большим значением для развития чувства цвета и формы. Красками легко изображать цветовое богатство окружающей жизни: закат солнца, восход солнца, ясное небо и т. п. Темы трудоемки в исполнении карандашами и требуют хорошо развитых технических навыков. Особенность лепки как одного из видов изобразительной деятельности содержится в объемном способе изображения. Лепка - разновидность скульптуры, включающаяся в работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Дошкольникам понятно овладение приемами работы лишь с мягкими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином. Дети лепят транспорт, посуду, овощи, фрукты, игрушки, животных, людей. Многообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь осуществляет воспитательные задачи, которые удовлетворяет познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы дают возможность дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения, при лепке же облегчается решение этой задачи. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке облегчается — объекты, как в действительной жизни, ставятся друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту сбрасываются. Основное средство в создании изображения в лепке – передача объемной формы. Цвет употребляется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые впоследствии будут применяться в детских играх. На занятиях лепкой основное 29 место занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо сделанная, она легко поддается воздействию руки. Просушенные глиняные работы, хранятся длительное время. Пластилин обладает наименьшими пластическими возможностями, требуя предварительного согревания. Но в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипая к рукам, вызывает неприятные кожные ощущения. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами разных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений просит большой работы мысли и воображения, так как в силуэте не имеются детали, которые являются порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией помогают развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, приобретают представления о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий у дошкольников формируется чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе развивается художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. При воспитании умения подбирать красивые сочетания, ребятам предоставляют бумагу разных цветов и оттенков. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при расположении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией воспитывают малышей к плановой организации работы, которая особенно важна. Так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность фиксации частей (сначала приклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах – сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Создание аппликативных изображений помогает развить мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится пользоваться ножницами, правильно 30 вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывая формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Конструирование из разных материалов больше других видов изобразительной деятельности имеет связь с игрой. Игра часто сопутствует процессу конструирования, а сделанные детьми поделки обычно применяются в играх. В детском саду используются такие виды конструирования как строительный материал, набор конструкторов, бумаги, природный и другой материалов. В процессе конструирования дошкольники получают особенные знания, навыки и умения. При конструировании из строительного материала, они получают знания о геометрических объемных формах, приобретают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. Конструирование из бумаги уточняет знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята получают знания о приемах видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате которых возникает новая объемная форма. Работа с природными и другими материалами дает возможность детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования содействуют формированию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку заранее представляет создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примеряет имеющиеся у него готовые формы, выявляя их пригодность и после этого использует (соединяет отдельные части, добавляет детали, если требуется — применяет раскраску). Сложный процесс развития конструктивного мышления испытывает потребность внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все анализированные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой, которая выполняется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов – изображение транспорта, домов, животных и т. д. При этом важно принимать во  внимание, пользуются ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами – умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе. Связь между разными видами изобразительной деятельности реализуется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с разными материалами. Таким образом, знакомство с округлой формой лучше начинать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Так, знания, которые дошкольники приобретают на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом применять на занятиях с другими видами работы и с другим материалом. Комбинация разных видов деятельности способствует формированию интереса у дошкольников. Второе условие – использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, обеспечивающих возникновение интереса. Нетрадиционные техники рисования – это «способы использования тех или иных материалов, инструментов и приспособлений в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями, совокупность приемов, применяемых в рисовании, а также умение использовать художественные возможности этих материалов». Нетрадиционное рисование предусматривает рисование разными, необычными «инструментами». Это могут быть, например, пальцы рук, сами руки, стопы ног, штампики разной формы, поролон, воск, нитки, клей, щётки и многое другое. Поэтому в нетрадиционном рисовании дети осваивают разные способы действий работы с разными материалами и инструментами. По мнению Г.Н. Давыдовой, используя нетрадиционные техники рисования, ребенок «учится формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности. Однако, в отличие от традиционного рисования, у него формируются новые, оригинальные образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. нетрадиционное рисование выступает своеобразным способом познания действительности». Нетрадиционные техники и приемы рисования способствуют развитию у дошкольников интереса к изобразительной деятельности прежде всего благодаря своей занимательности. Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес, который способствует развитию творчества детей. Цель использования нетрадиционных техник рисования – «создать у детей устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе». Важно, чтобы педагог сам хорошо владел различными техниками нетрадиционного рисования. При этом изобразительный материал возможен одним и тем же – например, гуашевая краска. Применять ее можно и в технике набрызга, смешивать краску с крупой, солью, и изображать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска. Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста необходимо проводить на диагностической основе. Третье условие – вовлечение родителей в образовательный процесс, формирования интереса к изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста. При формировании интереса к изобразительной деятельности значимым является положение психологов о том, что это не замкнутый в себе автономный процесс. По мнению С.В. Мухиной в вопросах формирования детского изобразительного интереса должно быть тесное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Родителям необходимо осознавать значение устойчивых, разносторонних интересов для развития и воспитания ребенка, для подготовки ребенка к школьному обучению. Взрослые должны не только заботиться об оснащении занятий изобразительной деятельностью (предоставление материалов, инструментов, места для занятий), 33 но и активно принимать участие в рисовании, изготовлении поделок, обсуждении с ребенком темы, способы изображения, давать советы, показывать. С этой целью в детском саду практикуются различные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, мастер-классы, информационные стенды и т. д. Сущность такого взаимодействия – обогащение родителей педагогическими знаниями. В настоящее время все немалую популярность завоевывают нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (О.В. Солодянкина). Они основываются по типу деловых игр, телевизионных развлекательных программ и обращены на установление неформальных контактов с родителями. Отличительной особенностью подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, анализировать, искать собственные решения проблемы. Общение в данном случае выстраивается на принципах диалога, партнерства, творческого сотрудничества педагогов и семьи. В качестве таких форм выступают: кружки («Умелые ручки», «Мастера»), творческие посиделки («Порадуемся друг за друга», «Поговорим о картинах», «Давайте рисовать»,), вечера вопросов и ответов («Мой любимый художник», «Почему нужно уметь рисовать»), вечера отдыха, клубы («Клуб любителей искусства», «Природа и художник»), творческие проекты совместное посещение музеев и выставок и т. д. Безусловную роль в формировании интереса к изобразительной деятельности, по мнению Т.Г. Казаковой, выступает организация в дошкольных учреждениях кружков (клубов, факультативов, мастерских, студий), где дошкольники вместе с педагогами и родителями могут обучаться разными видами изобразительной деятельности и ручным трудом. Это даст возможность детям, проявившим устойчивый интерес к определенной тематике (например, к изображению природы), виду изобразительной деятельности (например, лепке), художественной технике (например, монотипии) и т. д., удовлетворить потребность в информации и художественной практике.  Организацию выставок, где представлены творческие работы детей, родителей, воспитателей, других сотрудников дошкольного учреждения является стимулом формирования интереса к изобразительной деятельности. Важное средство поощрения одних детей и стимуляции к деятельности других, формирование разностороннего интереса к изобразительной деятельности у всех. Дети ставятся в такие условия, при которых у них возникает стремление к большим достижениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через Олимпийское образование

В статье раскрываются основные формы, методы, средства  олимпийского образования дошкольников...

Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи»

Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности...

Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Статья "Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг"...

Презентация "Из опыта работы "Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность"

Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.Сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей.Воспитание  культурно-гигиенических навыков.Формирование начальных п...

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста интереса к чтению"

В консультации прописаны рекомендации по формированию читательской компентности детей дошкольного возраста, и особенности формирования интереса к чтению в каждой возрастной группе начиная с 2-х лет....