Семинар для педагогов
материал по рисованию

Агафонова Наталья Валерьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00064a75-b91ca3eb.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь для человека  –   важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одно из направлений развития детей, так как от уровня овладения речью зависит, умение выстраивать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, общее интеллектуальное развитие. 

Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Поэтому, целью моей работы стало - развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.           

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Ж. Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.

Большое значение  в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество,  в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.

Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема: «Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста» в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества.

Для достижения этой цели мною были намечены следующие задачи:

- развивать способность к речевому и художественному выражению своих чувств, мыслей, идей;

- развивать мотивацию к общению, взаимодействию в художественно-эстетической деятельности, преобразованиям окружающего мира;

- формировать представления о разнообразных способах речевого и художественного выражения своих мыслей, чувств, идей;

- способствовать развитию творческой активности детей, проявлению инициативы в общении, речевом творчестве, художественной деятельности;

- формировать способность адекватно оценивать свое творчество и творчество сверстников;

- расширять словарный запас детей за счет углубленного погружения в художественно-эстетическую сферу деятельности;

- развивать способность к диалогу в совместной художественно-эстетической деятельности.

Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение - основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность ребенка, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также с чего начать, как потом действовать. У детей формируются навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.

На непосредственно образовательной деятельности широко используются такие виды рисования, как:

- рисование пальчиками, ладошкой («Солнышко», «Дождик»)

- рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона и приделанная палочка-ручка из пластилина, можно вырезать из картофеля)

- рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.) «Шарики для зайки», «Гусеница» и т. д.

- рисование ватными палочками нарисуй силуэт овощей или фруктов и т. д.

Далее приступая к созданию условий для реализации поставленной цели, в группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Имеющийся материал  расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам, выбирая игрушки, пособия, проявлять свое творчество, реализовать свои замыслы.

Для эффективной организации образовательного процесса уделяется большое внимание организационно-методическому аспекту. Периодически составляется перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении образовательных задач, а также подобран методические материалы, направленные на овладение различных видов речевой и художественно-эстетической деятельности детей. А именно, упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев и рук дошкольников, конспекты занятий с использованием различных нетрадиционных техник рисования, картотеку техник и приемов нетрадиционного рисования, картотеки пальчиковых игр-упражнений, пальчиковой гимнастики. В образовательной работе с детьми я использую: скороговорки, чистоговорки, потешки, прибаутки, рассказывание сказок, рассказов, слушание музыкальных произведений, русских народных песен.

Каждое совместное занятие - это маленькая игра, цель которой - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Использование нетрадиционных техник рисования,  позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее не только в художественном творчестве, но и в общении.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда педагог с детьми, используют слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.

В тоже время нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ;

- многообразие способов рисования;

- многообразие средств рисования;

- проявляет характер ребёнка, его индивидуальность;

- вызывает целый комплекс эмоций;

- прививает любовь к изобразительному искусству;

- непринуждённо развивает творческие способности;

- формирует и активизирует словарь;

- формирует речевые навыки;

- развивает внимание детей к речи;

- обогащает предметно-глагольный словарь.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Для этого в группе проводим встречи с родителями, где я рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов рисования. Проводятся мастер-классы. Таким образом, заинтересовываем родителей, вовлекая в жизнь детского сада.

Подводя итоги своей работы, я отметила положительную динамику развития мелкой моторики: пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, исчезла скованность движений, дети показали хорошие результаты развития чувства формы, глазомер, цветоощущения, они хорошо ориентируются на листе бумаги; дети обнаруживают устойчивый интерес к продуктивной деятельности, самостоятельно могут планировать и воплощать замысел, проявлять инициативу и творчество.

У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей. Вот сколько можно достичь, если начать с пальчика! Помните восточную мудрость: «Пальцы – это продолжение ума».

Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.

Список литературы:

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов - М. : "Астрель", 2003.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008 .

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : "Просвещение", 1978.

4. Журнал "Ребёнок в детском саду". Пальчиковая гимнастика. №6, 2003г., с. 21

5. Журнал "Дошкольное воспитание". Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103

6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Творческий центр "СФЕРА", 2004.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПБ. : «Каро», 2010.

8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М. : "Каро", 2009.

9. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ. : "Кристалл", 2005.

МДОУ ДСКВ № 21 «Аист»

Рп. Запрудня Талдомский АО МО

Семинар для педагогов на тему:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила воспитатель логопедической группы:

Агафонова Наталья Валерьевна

2019-2020 уч.гг.