Знакомство с городецкой росписью. Роспись доски элементами городецкой росписи «Розан» и «Бутон»»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Григорьева Александра Михайловна

Знакомство с народным промыслом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_gorodetskoy_rospisyu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с Городецкой росписью.  Роспись  доски элементами городецкой росписи «Розан» и «Бутон»»

                                 для детей старшей группы «Капелька»
Воспитатель ГБДОУ детский сад №1 Невского района:                             Григорьева Александра Михайловна.
Цель:

1.Знакомство с народным промыслом Городца.                                                                              2. Создание образа городецкого узора на разделочной доске.


Программные задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с городецкой росписью,
Развивающие: способствовать развитию умения составлять узор по мотивам росписи, используя элемент «купавка», развивать чувство цвета,  закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета, развивать восприятие, умение выделять 
разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, 
расположение в пространстве); формировать умение различать цвета по оттенкам и насыщенности, правильно называть их.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному промыслу.


Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью;

- продолжаем знакомить с декоративно прикладным искусством – городецкая роспись;

- прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности;

- чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушанье народной музыки;

- беседа о русском быте и традициях.


Интегрируемые образовательные области: познание, музыка,
чтение художественной  литературы.


Материалы и оборудование: Иллюстрации  изделий с городецкой росписью, аудиозапись русской народной мелодии, схемы последовательности городецкой росписи.

Раздаточный материал по количеству детей: краски гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки, банки с водой, альбомные  листы в форме разделочной доски, предварительно затонированные, с эскизом узора.


Методические приёмы:

Художественное слово, физ.минутка «Цветок»,

пальчиковая игра «Котята», сюрпризный момент.


Активизация словаря: прялка, донце, гребень, «купавка», «бутон».

Ход:

Воспитатель:

- Нынче я была на ярмарке и принесла вам в подарок поделки, выполненные замечательными мастерами. А мастера эти родом из города Городец. Присаживайтесь на коврик, а я вам историю расскажу:

1.На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки. Крестьяне,  украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани и даже детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, зеленые веточки все это с нанесением оживки.

Есть поверье, что в ночь на праздник Ивана Купала расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы Городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства.

 

2. А началось все с прялок. Прялка была самым важным подарком на свадьбе, ведь у каждой хозяюшки в доме должна была быть пряжа.

(Рассматривание прялки, ее составляющих…)

3. Все поделки делаются из дерева, поэтому изделия не нуждаются в термообработке.

4. Основные цвета городецких росписей: ярко-желтый, синий, зеленый, розовый и голубой.

5. Наиболее распространенными мотивами являются:

1. розан: центр ровно в середине, вокруг лепестки;

2.купавка: центр сдвинут вверх, а вокруг лепестки;

3. ромашка: от центра к краю нарисованы тонкие лепестки;

4.бутон: центр сдвинут вверх, лепестков нет, ведь бутон – это нераспустившийся цветок; обязательно рисовали зелёные листья и кустики.               Присутствовали в росписи так же животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки, украшали и дома.

6. Заключительный этап росписи – нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.

7. Затем готовые изделия покрывают лаком.

-  Вот послушайте какие стихи сложили про городецкую роспись:

Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

 Давайте с вами  рассмотрим работы городецких мастеров.

( Рассматривание иллюстраций, элементов росписи, используемых в данных видах работ…)


-А теперь пора  подарками и вас одарить, но что это? Пустые досочки…не успели мастера городецкую роспись закончить. Но мы можем все исправить, закончим роспись. Украшать доску мы будем узором «бутон» и «розан». Но прежде чем приступить к работе, нам нужно немного отдохнуть (проводится физ. минутка, после которой дети садятся к столам на свои места.)                    

                                       

                                      «ЦВЕТОК»
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.          (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку                       (Дети шагают на месте,
Да притопни ножкой.                    высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай                 

 Утром солнышко встречай.        (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.               (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся»            (Встряхивания кистями рук.)


- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).

   Воспитатель объясняет последовательность работы, напоминает  о правильной посадке за столом.
-Еще раз посмотрим на красивые городецкие узоры, а теперь попробуйте сами создать этот неповторимый образ  на  доске.

Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.

        

 Пальчиковая гимнастика «Котята».

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.

У кошечки нашей десять котят,              покачиваем руками, не   разъединяя их Сейчас все котята                                     постукиваем соответствующим               по парам стоят:                                        пальцами друг о друга(от большого                 Два толстых, два ловких,                                                           к мизинцу).

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.


Дети работают. Воспитатель смотрит, помогает, если надо, напоминает о правильной осанке. Фоном играет спокойная музыка. Готовые работы выкладываются на столе.
-Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие доски? Какая  доска получилась самой нарядной? Почему? Как вы думаете, справились ли вы с заданием?
- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

-На каких изделиях выполняется роспись?

Воспитатель
читает: 
       
Если взглянешь на дощечки,

        Ты увидишь чудеса!

        Городецкие узоры

        Тонко вывела рука!


-Вы замечательно все потрудились, у вас получились чудесные доски, ну  а те детки, у кого что –то не получилось сегодня, пусть не расстраиваются, мы продолжим наше знакомство с городецкой росписью, в следующий раз у вас обязательно все получится.  Я думаю городецкие мастера, увидев ваши работы, вас бы обязательно похвалили бы.

                                        «ЦВЕТОК»

Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.          (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку                       (Дети шагают на месте,
Да притопни ножкой.                    высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай                 

 Утром солнышко встречай.        (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.               (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся»            (Встряхивания кистями рук.)

         

             Пальчиковая гимнастика «Котята».

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.

У кошечки нашей десять котят,              покачиваем руками, не   разъединяя их Сейчас все котята                                     постукиваем соответствующим               по парам стоят:                                        пальцами друг о друга(от большого                 Два толстых, два ловких,                                                           к мизинцу).

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

ГБДОУ детский сад №1 комбинированного вида Невского района

г. Санкт – Петербурга.

Конспект интегрированного занятия на тему:

«Знакомство с городецкой росписью»

для детей старшей группы.

                                                     

                                                                           

                                                                             Составила  и провела              

                                                                       Григорьева А.М.

Санкт – Петербург

                                                            2014