Консультация для воспитателей "Руководство изобразительной деятельностью по нетрадиционным видам рисования в средней группе"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Зюзина Лариса Арутюновна

в консультации  перечислены методы и приёмы руководства изобразительной деятельностью по нетрадиционным видам рисования, перечислены виды нетрадиционного рисования, освещены развивающие и воспитательные задачи на занятиях по изо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад комбинированного вида №30 «Берёзка»

муниципального образования городской округ Симферополь

Консультация для воспитателей

 «Руководство изобразительной

деятельностью  по

нетрадиционным видам рисования

в средней группе»

                                                 Воспитатель – Зюзина Лариса

                                                                             Арутюновна.

2019г.

     Одной из важнейших задач педагогики  на современном этапе является формирование творческой личности. Её развитие эффективней начинается с дошкольного возраста. Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

 Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым.

Рисование — один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности.

У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе.

Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы рисования. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам средней группы исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.

В чём же актуальность применения нетрадиционных техник рисования?

Это – оригинально, просто, доступно, интересно, весело!!!

Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности.

Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4–5 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы). Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи. Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение. Повышается тактильная чувствительность — кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость. Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас.

Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.

 Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Использование нетрадиционных способов рисования - это изображение оригинальное, своеобразное, когда совсем не обязательно держать в руках кисточку или карандаш. Можно рисовать чем угодно: пальцами, ладошкой, тычками, печатками, кусочком  поролона или смятой бумаги, цветной ниткой или трубочкой, гоняя по листу веселую каплю, и многим - многим другим, чем подскажет фантазия. Но это не только забава, а труд, требующий от ребенка увлеченности, упорства, умения решать художественные задачи, вырабатывающий точность движения руки, развивающий эстетический вкус, фантазию, воображение.

 В основном вся изобразительная деятельность по нетрадиционному рисованию проводится в блоке «Взаимодействие воспитателя и детей» комплексно, в форме игры, путешествий, развлечений, с использованием художественной литературы  и музыкальных произведений.

Воспитатель должен стать участником процесса, не просто показывая и обучая детей способам нетрадиционного рисования, а тесно сотрудничая увлекать, всегда быть готовым помочь и подсказать, если что - то не получается. Но в то же время излишне не опекать ребят, побуждать делать как можно больше своими руками. Каждая работа оценивается только положительно, конкретные критические замечания возможны в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удавшихся моментов.

Предметно - развивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно: во время работы, могли не только сидеть, но стоять и ходить, если это требуется для выполнения художественного задания. Весь материал и инструменты,  используемые для работы нетрадиционным способом  должен быть в наличии и доступном месте.  

В уголке творчества  должны быть:  бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, карандаши, восковые мелки, краски (гуашь, акварель), кисти, пластилин, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, ватные палочки, салфетки разной фактуры, разнообразные трафареты. Подобраны музыкальная и литературная картотеки, большой выбор наглядного и информационного материала. Для развития художественно-эстетического восприятия уголок изобразительного искусства  должен быть оснащен предметами народного искусства (Дымка, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями  произведений живописи.

Аккуратность и опрятность – очень важные черты характера. Но во время нетрадиционного рисования воспитание этих черт не может стоять на первом месте, т.к. часто требование аккуратности снижает  интерес и желание детей к творчеству. Поэтому, иногда очень важно использовать «спецодежду» (фартуки, нарукавники), чтобы избежать неприятностей в ходе работы.

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И это не изменят  самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного  развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть... Воспитатель должен вести себя так, как будто вся группа состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство».

Художественные задачи,

решаемые при использовании нетрадиционных видов рисования

 в  средней группе.

                                                                                                                       

  • Помочь детям в приобретении навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности, побуждать к творческой активности  и пониманию необходимости своего отношения к окружающему.                                              
  • Учить отбирать материал и инструменты изображения в соответствии с создаваемым объектом.
  • Учить создавать новый цвет на палитре, накладывая одну краску на

другую.  

  • Учить сочетать вместе разные материалы и техники рисования.

Развивающие и воспитательные задачи

на занятиях по нетрадиционному рисованию

 в средней группе.

  • Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центры.
  • Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
  • Обучение работе с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
  • Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла. По мере освоения навыков различных техник ребята получают доступ к разнообразным материалам. Воспитанникам средней группы можно предоставить выбор интрументов,  которыми они хотят нарисовать картинку по теме занятия. Можно разрешить детям поочерёдно выбирать предмет, ранее не изученный в рамках нетрадиционного рисования: в начале занятия воспитанник выбирает предмет, педагог рассказывает, как создать с его помощью изображение.
  • Создание хорошего настроения. Развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов. Рисование нетрадиционными способами с детьми средней группы содержит в своей основе игровые элементы: действия сопровождаются приговорками («Дождик-дождик, кап-кап-кап!» — ставятся точки ватной палочкой. «Раз — яблочко, два — яблочко, то-то будет компот!» — делаются отпечатки яблочной долькой и т. д.), создание рисунков является решением проблемной ситуации (на плакате с изображением лужайки не цветут одуванчики, и дети тычком рисуют на нём цветы) и др.
  • Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе ребята учатся продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с удовольствием  выполняются совместно. Педагог озвучивает задание, дети будут выполнять одинаковые действия на общем листе бумаги (ватмане или полуватмане). Например, на занятии «Осенний лес» даётся задание нарисовать кроны деревьев кусочком поролона. Ребята садятся за общий стол, на котором лежит ватман с изображением голых стволов и ветвей деревьев. Каждый выбирает дерево, берёт по кусочку поролона и рисует листья жёлтой, оранжевой, коричневой и красной красками. В конце таких занятий  воспитатель обязательно должен обратить внимание ребят на то, что такая полная и красивая картина получилась благодаря тому, что каждый хорошо поработал.
  • Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит детей создавать  фактурность предмета, имитацию шерсти животного или оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Ребята формируют умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В процессе рисования ребята развивают способность сочетать цвета в элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на цветном фоне.

В процессе обучения детей нетрадиционным техникам рисования следует опираться на следующие принципы:

1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых техник  к  более сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3.  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4.  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Педагог  постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования. У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям—осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

      Таким образом, обучение рисованию в нетрадиционных техниках необходимо  проводить в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  •  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  •  от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  •  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Методы и приемы руководства рисованием

в нетрадиционной технике.

Рассматривая процесс   изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста,   очевидно, что   проявление творчества – процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного  его развития у детей.

Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.  Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Комбинируя методы руководства, воспитатель может более точно и   эффективно достичь результата решения поставленных задач.

Применительно к изобразительной деятельности используются наглядные, словесные, игровые методы Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют наглядно образному отражению окружающего мира.

Предпочтение отдается наблюдению, обследованию.

Наблюдение - это непосредственное восприятие предметов в среде их обитания. Наблюдения подразделяются на игровые и целевые, краткосрочные и длительные — один из базовых методов сбора информации. Ценность метода в том, что можно видеть предмет или явление в развитии и во взаимосвязи с внешним миром. Формируется яркое, живое представление о предмете или явлении, что является основой изображения. Требование к наблюдениям: целенаправленность, эмоциональность, осмысленность, активность, повторность (увидели природу и движении, в развитии), учет возрастных особенностей. Дети наблюдают, учатся делать выводы.

Беседа — основной метод творческих занятий. Ее цель выявить уровень представлений, помочь рождению замысла, найти средства его реализации и решить задачу творчества. Это организованный взрослым диалог, во время которого, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, воспитатель способствует формированию представлений об изображаемом предмете и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Беседа максимально стимулирует активность детей и применяется в вводной и заключительной части занятия.

Беседа должна быть живой, эмоциональной, четко ставить вопросы.

Словесные приемы: пояснение, напоминание, совет. Поощрение как словесный прием, по совету Флёриной, следует применять как можно чаще.

Художественное слово — это метод творческого занятия. Оно создает чувственную основу занятия, повышает интерес к деятельности. Речь воспитателя должна быть четкой, яркой, образной, как эталон для подражания детям.

Все методы взаимосвязаны и составляют единую систему руководства изобразительной деятельностью.

Виды рисования

  • Рисунки из ладошки.
  • Оттиск поролоном.
  • Оттиск печатками из ластика
  • Отпечатки из растений.  
  • Восковые мелки плюс акварель.      
  • Свеча плюс акварель                                                                                
  • Рисование цветными нитками.                  

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий , 2008. – 80с.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
  2. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и  художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова — М.: Педагогика, 1983. — 112с. 
  3.  Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
  4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4–5 лет». Конспекты занятий: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; М.; 2011
  5. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006.- 144 с.
  6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  7. Циквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для средней группы на тему: «Бабочки»

Программные задачи: учить создавать образ бабочки, используя нетрадиционные техники рисования, при этом развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. - Воспитывать любовь к природе...

Презентация "Нетрадиционные виды рисования в средней группе"

В презентации перечислены виды нетрадиционного рисования в средней группе с  образцами по каждому виду и художественное слово....

Консультация для родителей на тему «Нетрадиционная техника рисования в средней группе »

Достоинством нетрадиционных техник рисования является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования в средней группе

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования в средней группе...