НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «набрызг» в подготовительной группе «Зимний пейзаж».
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Кащеева Анастасия Геннадьевна

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nabryzg.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «набрызг» в подготовительной группе «Зимний пейзаж».

Интеграция по видам деятельности: изобразительная, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».

Задачи:

- образовательные:

• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».

• Обобщить знания детей о зиме как времени года.

- развивающие:

• Развивать у детей творческие способности.

• Развивать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению зимней природы.

- воспитательные:

• Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.

• Воспитывать у детей любовь к природе.

• Воспитывать аккуратность в работе с гуашью, нетрадиционными материалами.

Активный словарь: пейзаж, пейзажист, композитор, поэт, запорошенная снегом, вьюжная.

Словарная работа: «набрызг», репродукция.

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр.

Демонстрационный материал: слайд репродукции картины «Зима»; аудиозапись музыкального произведения С. Прокофьева «Утро», П. И. Чайковского «Времена года», волшебной музыки; снежинки с заданиями; образец работы воспитателя; слайды последовательности выполнения работы.

Раздаточный материал: зубная щётка, стека, гуашь синего или голубого цветов; трафареты деревьев, сугробов, зайцев;  белые листы, салфетки - на каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседа на тему «Зимушка – зима», рассматривание иллюстраций с зимней природой, чтение и разучивание стихотворений о зиме, наблюдение за зимней природой, чтение сказок о зиме.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Все они такие красивые, с добрыми глазами. Давайте поздороваемся с ними!

Дети становятся в круг.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся»

Воспитатель: Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята! Когда я сегодня пришла на работу, почтальон принес конверт. Это письмо  адресовано  вам. Давайте я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Зимняя Фея. У меня случилась беда,  так как природа вокруг нас сильно загрязнена, я заболела и поэтому в этом году аномально теплая зима. Слышала, что вы очень хорошие, умные и сможете мне помочь, так как  Вы верите в чудеса. Для того чтобы исправить ошибку Вам нужно отправиться в волшебный зимний лес и пройти испытания которые встретятся Вам на пути.

Зимняя Фея.

Воспитатель: Ну что ребята поможем Зимней Феи? Тогда отправляемся в путь.

«Но дорога будет нелегка.

Будет трудно, детвора.

Пусть помогут вам снежинки

Дружно идти по тропинке.

Вы снежинки поднимите

И задания прочтите».

А чтобы попасть в волшебный зимний лес нам нужно закрыть глаза и потихоньку покружиться, произнося волшебные слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: - Вот мы и попали в волшебный зимний лес. А вот первое задание, которое  нужно выполнить.

Снежинка №1. В первом задании нам предлагают отгадать загадку и ответить на вопросы.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

-О каком времени года загадка (о зиме)

- Что за тройка прилетела (декабрь, январь, февраль)

-А какой сейчас зимний месяц (февраль)

-Ребята, а в старину, в народе декабрь называли «хмурень». Как вы думаете, почему (ответы детей)

-Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

-А январь называли «лютовей». Как вы думаете, почему (ответы детей). Потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.

-А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и бураны наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

- Вы скажите мне, ребята, а какая у нас зима? (холодная, вьюжная, теплая, с оттепелью, суровая, пушистая, мягкая, запорошенная снегом, морозная, радостная, снежная).

Снежинка №2. Вот вам вторая снежинка и на ней задание. О зиме составьте вы рассказ-описание.

Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим репродукцию картины «Зима», которую написал русский художник И. И. Шишкин. Он очень любил родную природу.

- Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку величайшего композитора С. Прокофьева, а я Вам сейчас зачитаю стихотворение Федора Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Звучит музыка, дети рассматривают картину И. И. Шишкина «Зима»(слаид 1) под аудиозапись музыкального произведения С. Прокофьева «Утро», воспитатель при этом читает стихотворение Федора Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Что вы видите на этой картине? (выслушиваю всех желающих, задаю наводящие вопросы, затем обобщаю детские ответы).

-Да, выпал глубокий снег. На переднем плане много поваленных деревьев и молоденьких сосен. Это не тронутый никем участок леса, здесь совсем не видно жизни, нет ничьих следов, ни один заяц, ни лиса здесь не пробегали. Будто все заснуло и замерло в ожидании тепла. Сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце. Но если внимательно посмотреть, можно увидеть на одной из веток птичку. Она одинока и придает лесу еще большую зачарованность, откуда она появилась в дремучем лесу?

Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?

Дети: Серой краской, голубоватой.

Дети: Кажется, что лес спит.

Воспитатель: «Околдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна».

Воспитатель: Как вы думаете, почему художник выбрал холодный колорит?

Дети: Чтобы показать холод, дремучий лес.

Дети: Чтобы показать лес спящим.

Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.

И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине?

Дети: Да, мы видим узкую полоску голубого, чистого неба.

Дети: Кое-как пробиваются светлые лучи солнца.

Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине?

Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Дети: Стало немного грустно.

Дети: Печально.

Воспитатель: Композитор и художник одинаково грустят.

Воспитатель: Нравится ли вам эта картина? Почему «да», почему «нет»?

-Мне тоже понравилась картина. Обобщаю ответы детей.

-Вокруг кроме деревьев и огромного количества снега ничего нет, но от картины нельзя оторвать глаз. Художник так естественно и точно передал красоту природы зимнего леса.

Снежинка №3. А вот и третье задание, нам предлагают немного поиграть (Зрительная гимнастика). Работают только глазки и выполняют движения согласно словам.

Воспитатель: Деревья в лесу бывают высокие (глаза вверх) и низкие (глаза вниз). Слева деревья (глаза влево),  справа деревья (глаза вправо). Вдруг пошел снег (поморгали). С ветки неожиданно упал большой ком снега (закрыть ладонями глаза).

-Отдохнули глазки. Идем дальше. Вот и следующая снежинка.

Снежинка №4.  В четвертом задании нам предлагают ответить на вопросы.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что было нарисовано на картине? (природа)

Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш

Обязательно картина называется …. пейзаж.

-А человек, который рисует пейзажи, называется… (художником, пейзажистом).

-Картину какого пейзажиста мы рассматривали? (И. И. Шишкина).

Вот и следующая снежинка.

3. Практическая часть.

Снежинка №5. В пятом задании нам предлагают нарисовать зимний лес волшебным способом.

Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите на этот рисунок (показ работы).

-Как вы думаете, здесь использовалась кисточка? (ответы детей)

-Этот рисунок нарисован не кисточкой, а зубной щеткой способом «набрызга». Как называется этот способ рисования? (хоровые и индивидульные ответы).

-Раньше мы с вами чем рисовали? (кисточкой, ватной палочкой, восковыми мелками, пальчиками и т.д.).

-А сегодня я научу вас очень интересному способу рисования, который называется «набрызг».

-Вам нравится? Хотите выполнить такую работу?

Объяснение и показ последовательности выполнения работы .

Воспитатель: Тогда подойдите к столам и скажите мне, что нам понадобится для создания рисунка? (выслушиваю всех желающих, задаю наводящие вопросы, затем обобщаю детские ответы)

-Сегодня мы не будем рисовать зимнюю полянку в лесу с зайчиками,  для вас приготовила шаблоны.

-Нам для этого понадобятся: зубные щётки, стеки, гуашь голубого или синего цветов и листы белой бумаги.

Воспитатель: Я вам расскажу и покажу, как выполняется работа, а вы внимательно смотрите и слушайте.

-Сначала выкладываем на листе элементы, которые должны остаться белыми.

Это трафареты сугробов, зайчиков, елочек и луны.

(их не убираем до конца рисования)

-Используя зубную щетку и стеку, наносим слой.

Окунаем щетку в тарелочку с гуашью. Стряхиваем аккуратно излишки краски. Держим щетку над листом, быстро проводим стекой по щетке по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

- Как вы думаете, почему этот способ называется «набрызг»(ответы детей)

-Передвигаем щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Ждем, когда подсохнут брызги. Убираем все трафареты и зимний пейзаж готов.

-Вы поняли, как нужно выполнять работу?

-А теперь проходим в нашу творческую мастерскую к столам.

-Надеваем фартуки.

-Присаживаемся за столы, но, прежде чем начать рисовать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Воспитатель:

-И ещё – правило для самостоятельной работы: во время выполнения работы стараемся не разговаривать, если надо что-то обсудить - шепотом. Если нужна помощь - поднимаем руку, говорим вполголоса, чтобы не мешать остальным.

 Выполнение работ детьми (музыка П. И. Чайковского «Зима», опираясь на схемы на слайдах.

-Пока высыхает рисунок, давайте немножко отдохнем.

Физминутка.

Вот студеною зимой                 (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.                (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах.             (Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса                           несколько секунд, потом встают)

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит.                 (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах.              (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса.                    ( Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся         (Ходьба)

И домой к себе вернемся.              (Дети возвращаются к рабочим местам и обращают внимание на выполненные работы).

Анализ и оценка детских работ.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые пейзажи у вас получились.

Нравятся ли вам ваши работы? Чья работа вам больше нравится? Почему?

Анализ работ каждого ребенка.

Мне тоже понравились ваши работы.

Вам понравилось наше путешествие?

Давайте вернемся обратно в детский сад. Звучит волшебная музыка.

Возвращение

(закрываем глазки и потихоньку кружимся)

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

 Вот мы опять с вами в нашей группе.

Рефлексия. Подведение итогов.

-Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?

-Что мы с вами рисовали? (пейзажи)

-Если на пейзажах зима, то они какие? (зимние)

-Как называется человек, который рисует пейзажи (пейзажист)

-Картину какого пейзажиста мы с вами рассматривали (Шишкина)

-Как называется картина(«Зима»)

- Каким способом мы рисовали? (способом «набрызга»)

-Что для этого использовали (зубную щетку)

- Спасибо вам, ребята, вы сегодня все хорошо отвечали, и нарисовали такие прекрасные пейзажи. Молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались! Скажите, а вам понравилось наше занятие? Если да, то похлопайте, если нет, то потопайте.

-Мы разместим эти пейзажи на стенде нашего творчества для ваших мам и пап, чтобы они любовались вашими пейзажами.

-Занятие окончено. Дежурные по занятию помогают убирать материалы. А остальные идут мыть ручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования набрызгом в старшей группе «Рисуем зимний пейзаж»

Цели: познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности....

Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования "набрызг" в подготовительной группе на тему "Рисуем зимний пейзаж".

Открытое занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «набрызг» в подготовительной группе «Рисуем зимний пейзаж»Интеграция по видам деятельности: изобразител...

Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «набрызг» в старшей группе «Зимний пейзаж».

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зимний пейзаж»Цель. Формировать интерес к коллективной изобразительной деятельности...

Конспект занятия по Рисованию с использованием нетрадиционной техники (рисование солью) В подготовительной группе Тема: «Бабочка».

Конспект занятия поРисованию с использованием нетрадиционной техники(рисование солью)В подготовительной группеТема: «Бабочка».Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой ри...

План конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисование солью в старшей группе "Зимнее дерево"

Передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа....

Конспект с использованием нетрадиционной техники рисования "набрызг" в подготовительной группе на тему: "Рисуем зимний пейзаж".

Интеграция по видам деятельности: изобразительная, коммуникативная, игровая.Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:·...