Конспект НОД «Ах, какая Хохлома!»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Мотылева Галина Алексеевна

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами (хохломская роспись)

Задачи

  1.  Закрепить знакомство с росписью Хохломской росписи;
  2.  Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка);
  3.  Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
  4.  Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
  5. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ah_kakaya_hohloma.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по рисованию  (декоративно-прикладное творчество)

Воспитатель  Мотылева Галина Алексеевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности   «Ах, какая Хохлома!» (подготовительная группа)

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами (хохломская роспись)

Задачи

  1.  Закрепить знакомство с росписью Хохломской росписи;
  2.  Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка);
  3.  Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
  4.  Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
  5. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев.

Предметно-развивающая среда:

Картина «Деревня Хохлома», картина «Мастера хохломы», записи русской народной музыки.  Изделия  и репродукции изделий  Хохломы; деревянные досточки; гуашь красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки, салфетки.

Предварительная работа:

Чтение стихов. Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка». Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Интеграция областей:  Художественное творчество со здоровье сберегающими технологиями, рисование, речевое развитие

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится в путешествие в далекое место и узнать что-то интересное. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: а поможет нам в этом наш клубочек добрых слов. Давайте размотаем клубок и возьмемся все за ниточку, она то нас и приведет в нужное место:

Волшебная веревочка, ты за нее держись.

С волшебною веревочкой ты вправо повернись.

Волшебная веревочка нас вместе собрала.

Волшебная веревочка в село нас привела.

Дети за воспитателем проходят друг за другом на стульчики ( на доске открывается большое фото деревни Хохлома).

Дети рассматривают фото и хохломские изделия,

Воспитатель: Ребята сегодня мы оказались в деревне Хохлома. Вот послушайте стихотворение:

Воспитатель: - Хохломская роспись –

Алых ягод роспись,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи – перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд,

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.  (Ю. Николаев)

Воспитатель: Хотите узнать  легенду, как появилась хохломская роспись? (ответы детей)

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Хотите узнать как?

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой.

Воспитатель: Возьмите в руки Хохломскую посуду и внимательно рассмотрите ее. Что вы видите? какая посуда?  (ответы детей)

Воспитатель: Из какого материала изготовлена эта посуда? (ответы детей)

Воспитатель:  Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный? (ответы детей)

Воспитатель:  Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ответы детей)

Воспитатель:  А какие ягодки, рисуют мастера? (ответы детей)

Воспитатель:  А почему Хохлому называют золотой? (ответы детей)

Воспитатель:  Какие еще цвета используют художники в росписи? (ответы детей) 

Воспитатель:  А какие цвета мастер использует для фона? (ответы детей)

Воспитатель:  Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю превратиться в настоящих мастеров Хохломы и сделать подарок нашим мамам на будущий праздник 8 марта. Давайте разрисуем досточки для мам! Согласны?

Воспитатель:  Тогда проходите, занимайте места за столами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. У меня есть для вас заготовки досточек.  Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы. Хотите научиться рисовать узоры и расписать ваши досточки по мотивам хохломской росписи? (ответы детей)

Воспитатель:  Но сначала мы немножко разомнемся.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (дети руками имитируют рисование травки)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель: Сегодня вы превратитесь в мастеров Хохломской росписи и попробуете расписать свои «изделия». Вы должны нарисовать узор яркими красками, вложить в работу всю душу. Ваше изделие уже «позолочено». Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать.  Вспомните, как правильно нужно держать кисть, правила работы с красками и кистью. (На кончик кисти набираем немного краски, чтобы она не растеклась. Если нужно поменять цвет краски, то промываем кисть. Работать нужно аккуратно, не пачкать стол)

Воспитатель: Посмотрите у ваших досточек золотой, желтый фон. Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (ответы детей)

Воспитатель:  Какое главное правило при составлении узора? (Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно.)

Дети приступают к работе под звучание русских инструментов. Работаю самостоятельно.

Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.

Рефлексия

Воспитатель:- Молодцы, ребята, у вас получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. Теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями. Посмотрите на ваши хохломские чаши и скажите, какое настроение она у вас вызывает? (ответы детей)

Воспитатель: Вы большие молодцы ребята! А нам пора возвращаться в детский сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия психолога "Какой я? Какой ты? Какие люди?"

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия психолога с детьми дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии (нарушение слуха и умственная отсталость) 6-8 лет...

конспект НОД "Город Мастеров. Хохлома"

образовательная область "Художественное творчество"...

Конспект НОД "Волшебный завиток хохломы" в подготовительной группе.

Данный конспект занятия расширяет  представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи....

Конспект интегрированного занятия Золотая хохлома

Программное содержание: «Познавательное развитие»: Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.Воспитывать интерес к ...

Конспект НОД Тема «Золотая хохлома»

Сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время....

Конспект по теме: «Расписная хохлома» в подготовительной группе. .

Программные задачи: приобщать детей к истокам народного искусства,формировать у детей представления о народном искусстве в детском саду, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, к народным...