методическая разработка по использованию метода арт-терапии "Веселый дудлинг"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Васильева Юлия Юрьевна

Дудлинг — это полет фантазии, то, что принято называть воображением. В переводе с английского языка, дудлинг – это рисование каракулей, бессознательное рисование.

Данная техника представляет собой создание композиций из геометрических фигур, либо просто беспорядочно переплетенных между собой прямых и изогнутых линий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_dudling.docx199.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 49

Колпинского района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия по теме:

«Веселый Дудлинг»

Автор:

Васильева Юлия Юрьевна

воспитатель

2019 год

Содержание:

Введение

Основная часть

1.1. Что такое дудлинг?

1.2. С чего начать?

1.3. Дудлинг, как нестандартный подход в организации изобразительной деятельности.

1.4. Как дудлинг влияет на запоминание и систематизацию полученных знаний.

Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетная задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации школьника.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Одно из современных направлений — медитативное рисование. Оно позволяет всем и без исключения бороться со стрессом, хандрой, плохим настроением. Медитативный подход позволяет уйти от оценки своей работы и увлечься самим процессом, используя незатейливые элементы, составляя абстрактные композиции. Кроме этого, если использовать простые доступные материалы и инструменты, исчезает страх «чистого листа», который присущ и детям, и взрослым. Медитативное рисование может использоваться в работе с детьми любого возраста.

Сегодня весьма популярны за рубежом и в нашей стране новые виды искусства дудлинг и зентангл. Это очень увлекательное творческое и полезное занятие доступное каждому не требующее специальных навыков и умений художника.

1.1. Что такое дудулинг?

Совсем недавно открыла для себя и для своих ребят необычную технику рисования «Дудлинг— это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость(рис.1)

Рис.1

Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, который открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры — не важно.

Главное — получить удовольствие от процесса рисования. Самый простой вариант дудлинга — воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить.

Можно усложнить задачу — разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант — предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др. Дудлинг обладает своим особым шармом и очарованием. Такое рисование важный этап в развитии ребёнка: развивается детская фантазия, мелкая моторика руки, а рисовальный опыт ребёнка используется в методике обучения первоначальному письму. И самое важное: современные графические техники рисования- как,дудлинг- позволяют поддерживать интерес ребёнка к рисованию вообще.

В дудлинге фантазия безгранична, нет никаких строгих правил и есть огромный простор для творчества!

  1. С чего начать?

Индивидуальность и стиль Хоть и говорят, что каждый дудл-узор неповторим даже если его будет рисовать один и тот же человек, всё же некоторые пытаются внести какой-то порядок в этот процесс и как-то обозначить, классифицировать дудлинг.

Например, горячая поклонница этого стиля Санни Браун, соглашаясь с тем, что у каждого свой стиль, считает, что некоторые мотивы могут повторяться, быть особенно любимыми для художника. Эта мысль позволила ей выделить 5 основных типов дудлеров:

  • «словесный дудлер» — тот, который пишет слова, и много раз их обводит, возможно, как-то украшает;
  • «дудлер-абстракционист» — здесь можно увидеть всевозможные геометрические фигуры, узоры без выраженной формы, как поток сознания;
  • «дудлер-реалист» — в противоположность предыдущему рисует объекты, которые вполне можно узнать, как правило, такие дудлеры имеют навыки художника и неплохо рисуют;
  • «дудлер-пейзажист» — этот рисует всякие цветочки, травку, горы, реки и т.п., для него характерны природные мотивы, он концентрируется на красоте внешнего мира;
  • «дудлер-портретист» — эти авторы любят рисовать людей, глаза, лица.

Чтобы познать своё «нутро дудлера», определить личный дудлинг-стиль, нужно хотя бы начать рисовать в этой технике.

  1. Дудлинг, как нестандартный подход в организации изобразительной деятельности.

Современному педагогу необходимо использовать в образовании и воспитании дошкольника такие средства, которые могли бы помочь реализовать весь его положительный потенциал как творческой личности, развить все имеющиеся у него способности, почувствовать ситуацию успеха и желание создавать красивые изделия интересными, нестандартными, нетрадиционными способами.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывает его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Однако само по себе рисование не является чем-то, само себе разумеющимся и не возникает чисто механически. Специальные исследования показали, что есть своеобразный критический момент, когда простое чирканье карандашом и бессмысленные каракули начинают обозначать что-то. В рисовании дети совершенствуют графические умения, координацию движений руки в выполнении штриха по контуру, а затем самостоятельно тренируют глазомер, развивают концентрацию и устойчивость внимания, точное зрительно-пространственное восприятие в составлении образов знакомых предметов на бумаге с помощью обводки трафаретов, линеек.

На деле мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда наши малыши не рисуют. Или рисовали увлеченно и вдруг - перестали. Для того чтобы рисование и другие виды изобразительного искусства были для детей любимым и желанным занятием, он должен чувствовать себя в таком творчестве счастливым и успешным. Так уж устроены дети, что любят заниматься тем, что у них получается. И если ребенок на какое – то время перестал рисовать – это не повод для огорчения.

  1. Как дудлинг влияет на запоминание и систематизацию полученных знаний?

Учёные выделяют 3 принципа запоминания:

Ассоциации. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложноорганизованные цепочки ассоциаций. Например: стоит вспомнить Рождество и Новый год и в памяти всплывают: нарядная ёлка, запах мандаринов, Дед Мороз и т.д. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному: чтобы запомнить что-либо свяжите это с тем, что вы легко можете вспомнить.

Кодирование информации образами. Нужно преобразовывать в картинки то, что вам нужно запомнить. Первые и второй принципы используются совместно.

Эмоциональное отношение. Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. События, связанные с сильными эмоциями заставляют учиться. Формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации.

Именно все эти три принципа запоминания включены в технику Дудлинг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о желании рисовать, нельзя не сказать о том, что может привычный стиль рисования ему уже не интересен ребенку - однообразие утомляет и надоедает. К счастью, сейчас можно найти практически любые материалы для творчества, и их ассортимент настолько разнообразен, что скучать малышу не придется. Значит, пришло время пересмотреть свое отношение к творчеству и внести свежую струю.

Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Решением этой проблемы я вижу в новом творческом подходе в изобразительной деятельности. В частности использование нетрадиционных техник рисования. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление творить и фантазировать, способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали.

Необходимо, чтобы у них формировалось естественная потребность в применении техники по мере того как, развивается творческая фантазия и ребёнок овладевает арсеналом творческих возможностей. Такие занятия помогают детям воспитать уверенность в своих силах и способностях. Но нельзя забывать, что традиционные приемы рисования, которые являются основой изобразительного искусства, должны иметь приоритетное значение. Частое применение нетрадиционных техник лишает рисунок «индивидуальности».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. – с. 124

2. Комарова Т. С. “Формирование графических навыков у дошкольников”. – М., 1970. – с. 206

3. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.- с. 165

4. Арт-терапия /сост. Г.В. Черемных. - М.: Формат-М, 2012. - 208с. 2. Арт-терапия. Часть вторая /сост. Е.Е. Литвинова. - М.: Формат-М, 2013. - 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников".

В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательност...

Методическая разработка по нетрадиционному методу рисования в ДОУ.

Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение....

Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...

Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...

методическая разработка "Средства и методы оздоровления детей на музыкальных занятиях в ДОУ"

Музыкально  - оздоровительная деятельность  на музыкальных занятиях  - это организация педагогического процесса , направленного на  развитие музыкальных и творческих способностей д...

Методическая разработка на тему: Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.

В этой работе я говорю о влиянии музыки на чувственно-эмоциональную сферу жизни ребёнка, о том, как воспитывать интерес к слушанию музыки,о культуре слушания....

Методическая разработка с использованием методов ТРИЗ

Сказка с использованием методов ТРИЗ...