"В гостях у хозяйки Русской избы"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель занятия: Развитие творческих способностей, познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русским народным творчеством, традициями, обычаями, бытом.

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи;

- Обогатить словарь детей новыми словами (самовар, печь, ухват, чугун, и т.д.)

- Продолжать знакомство с элементами и символикой мезенской росписи;

Развивающие задачи:

- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей;

Воспитательная задача:

- Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oz.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по теме:

«В гостях у хозяйки Русской избы»

Цель занятия: Развитие творческих способностей, познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русским народным творчеством, традициями, обычаями, бытом.

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи;

- Обогатить словарь детей новыми словами (самовар, печь, ухват, чугун, и т.д.)

- Продолжать знакомство с элементами и символикой мезенской росписи;

Развивающие задачи:

- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей;

Воспитательная задача:

- Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству.

Предварительная работа:

- Беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».

- Рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»

- Слушание народных мелодий.

- Чтение стихотворений, загадок, пословиц.

- Чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.

Ход занятия: 

  Группа декорирована в стиле русской - народной избы.

  Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу. Хозяйка (воспитатель) в русском народном сарафане встречает гостей (детей).

Воспитатель:

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Что это за мелодия звучит?

- Ребята, я сегодня хочу вам показать и рассказать, как в старину жили люди на Руси.

    Внимательно рассмотрите картинки, и вы узнаете, о чем дальше пойдет речь.

(рассматривание картинок с изображением русских изб)

- Верно, это дом!

- Как в старину называли дом?

(ответы детей)

- Правильно, изба! Это старинное название деревенского дома. У нас в Сибири и на Севере делали избы из бревен. (лиственницы и кедра).

 - Я приглашаю вас на видео - экскурсию про Русскую избу. (Дети смотрят видео)

Физминутка «Строим дом»  .Дети встают в круг.

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть. 
Дом большой, высокий строим.     (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном.   (Приседают)

После игры подходим к избе.

Воспитатель: Вот и мой дом! Прошу в избу, будьте как дома! Посмотрите, что есть в моей избе. Проходите, посмотрите, да про все мне расскажите!  Ответы детей (самовар, ухват, печь, чугун, кочерга…) Горница у меня большая, красивая. Что такое (горница?) здесь уютно и красиво, на окнах, что? (кружевные занавески), на полу? (разноцветные половики), в горнице всегда пахло пирогами, которые пекли где? (в русской печи). Раньше не было ни телевизора, ни холодильника, ни электричества. Чем занималась вечерами хозяйки…пряли пряжу, вязали..., вышивали рушники. Вы знаете, что такое рушник? Это полотенце (от слова ручки – ручник, но говорят «рушник»)

Поиграем в игру :«Что было, что стало».

Изба – дом,

Самовар – чайник,

Печка – плита,

Баня – ванная комната,

Погреб – холодильник,

Метла – пылесос,

Чугунок – кастрюля

Горница – комната,

Половик – ковер.

Воспитатель: В избе всегда считали святым три места:

1. Печь (она занимала центральное место в доме, как символ тепла).

2. Большой широкий стол (вокруг которого собиралась вся семья).

3. Красный угол.

Как вы думаете, почему его так называли - «Красный угол»? (ответы детей)  

В старину слово «красный» означало - «красивый». Поэтому на Руси говорили – Красна-девица, (красивая девица), Красная поляна (красивая.) Гость, пришедший в избу, мог пройти в «Красный угол» только по особому приглашению хозяев. «Красный угол» («красивый», «чистый», «светлый») его старались держать в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами. Каждая мастерица вышивала свой узор, который что-то означал….

Давайте вспомним северную роспись – мезенскую. Сколько цветов используется в этой росписи?

Какие цвета используют в этой росписи мастера?

Первая Картинка на доску – Что обозначают эти символы? (солнце)

Что обозначают эти символы в росписи? – (небо).

- Вы видели, что у меня в горнице есть печь, большой стол, занавески, скатерть, самовар… а вот расписного рушника нет. Вы могли бы мне помочь расписать рушник для «Красного угла», используя символы мезенской северной росписи.

Превратимся в народных мастеров и каждый из вас нарисует свой орнамент, а потом попробуем разгадать, что у вас получилось.

Пальчиковая гимнастика «Новый домик».

Дети: Приступают к самостоятельной творческой деятельности.

Когда высохнут работы рассмотрим внимательно и расшифруем, что хотел сказать нам мастер.

Заключительная часть.

Воспитатель:

-Ребята, понравилось вам у меня в гостях?

-Что вы узнали нового, что понравилось, запомнилось?

-Какие новые слова вы запомнили?

(Изба, Горница, «Красный угол», Рушник, Чугунок, Ухват, Половик… )

Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская изба в гости приглашает"

"Русская изба приглашает в гости"Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 2 "Сказка" Орлова А.В.Цель нашего занятия: Знакомство детей с историей русского народа:  бытом, обычаями, гостеприимством.В качес...

Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"

Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....

Сценарий праздника "Русская изба приглашает в гости"

Данное мероприятие способствует закреплению знаний детей о русских традициях, русских народных играх. Воспитывает любовь  к русской народной культуре и быту....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Музейный проект «В гостях у бабушки Арины» Организация и открытие музея русского быта «Русская изба»

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной ...