Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик   на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 151»

Принято на заседании педагогического Совета                Утверждено приказом № ______

МБДОУ «Детский сад №151»                                Заведующий МБДОУ

«____»  ________________________ 2019 г.                «Детский сад № 151»

от «_____» _____________________ 2019 г.                __________________ Т. И. Оськина

Методическая разработка

«Нетрадиционная техника рисования с детьми

младшего дошкольного возраста»

подготовила

воспитатель Никитина С.А.

Рязань 2019г

Пояснительная записка

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 2-3 года.

Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик   на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

        Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

Таким образом, пришло решение составить программу «Весёлое рисование», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей по основной  программе, а дополняет их в виде кружковой работы.

Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам экспериментирования с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи программы:

  1. Создание условий для приобретения опыта рисования у детей: правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
  2. Создание условий для приобретения опыта самостоятельно находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке.
  3. Познакомить детей с понятиями форма, цвет, величина, количество.
  4. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.
  5. Вызвать желание к индивидуальной и совместной изобразительной творческой деятельности детей и воспитателя.
  6. Вовлекать детей в диалог в процессе создания коллективных и индивидуальных работ.
  7. Создание условий для активизации познавательной активности наблюдательности и творческого воображения, ассоциативного мышления и любознательности.
  8. Способствовать развитию у детей эстетической восприимчивости.

Формы работы:

1. Практические занятия, в т. ч. Беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов,  рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.

2. Выставки работ.

3. Посещение выставок детей из других групп (несколько раз в год).

В работе используются различные методы и приемы: обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:

- Точечный рисунок .Рисование точками относится к необычным приемам.

- Тампонирование. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и тампоном.

- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор   того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (8 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

Ожидаемые результаты:

Основное внимание следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.

По итогам учебного года дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном.

- Украшать силуэты элементами росписи,  используя оттиск.

- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- Делать фон для своей будущей работы.

При разработке программы учитывались  принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.

Нетрадиционные техники рисования

1. МЕТОД «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью)

  Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.

  Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

Материал: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки,  баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

  Рисуем простым карандашом контурное изображение животного .На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.

Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

2. РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ

Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства».

Материал:  Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.

 Ход работы

 1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.

 2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и  рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.

 3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.

 Варианты работ

Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.

С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.

3. НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ - ОТТИСКИ

Если нужно  передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым  тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой  для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.

  Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

  Ход работы

Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.

Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования.

Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост.

Варианты  работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону дерева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или плетенную корзинку.

4. РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ

Один  из самых первых инструментов, при помощи которого можно  создавать яркие и оригинальные  шедевры, – это детские ладошки.  Шлеп, и отпечаток готов! А теперь  вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.

  Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета,

широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками),гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.

  Ход работы

1. В  начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.

2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.

3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".

4. Когда  отпечаток ладони на бумаге  высохнет, доводим его до нужного образа, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.

  Маленькие хитрости

Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д.

  Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.

  Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).

  Можно сделать  два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.

  Рисовать ладошками  можно на листах бумаги большого формата.

  Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.

 5.РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ

  Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй.  Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы. Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.

  К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.

   Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.

  Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.

  Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.

 Ход работы

1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик  в баночку с краской.

2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости, возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек.

3. При смене цвета пальчик промываем.

Список используемой литературы:

  • И.А.Лыкова Цветные ладошки
  • Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  • Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  • Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  • Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
  • Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  • Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

Дети, наблюдая за окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.Нетрадиционные техники рисования

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

  •  интеллектуальному развитию ребенка;
  •  коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
  •   развивает пространственное мышление;
  •  учит детей свободно выражать свой замысел;
  •  развивает мелкую моторику рук.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.Нетрадиционные техники рисования

Так, для детей младшего дошкольного возраста, при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А 
в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание).
Знакомство с техникой 
«пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии).

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.
В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.
Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру.
Нетрадиционные техники рисования

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания, необходимы: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.Нетрадиционные техники рисования

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники –кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досочку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов – фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.Нетрадиционные техники рисования

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок». Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги. «Печатание бумагой». Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дождик, дождик Кап, кап, кап Мокрые дорожки. Всё равно пойдём гулять, Наденем сапожки!

Слайд 2

Самый яркий гриб в лесу Я домой не принесу. Хоть красив его узор, Не съедобен мухомор.

Слайд 3

Компот сварила мама, Клубничный аромат, Добавки просит папа, А так же младший брат. И ягодки янтарные, Так просятся к нам в рот, Какой же мама вкусный, Сварила всем компот.

Слайд 4

Грязный носик Ай - ай - ай ! Вот платочек – Вытирай!

Слайд 5

Маленькое-маленькое Семечко из яблока Яблок подарило Целую корзину!

Слайд 6

Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем – Под ногами шелестят И летят, летят, летят.

Слайд 7

Круглые зеленые на дереве растут. Как бочок краснеет - тут их и сорвут. Сладкие и спелые соберут в корзинку, Все на вид красивые, прямо как с картинки!

Слайд 8

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать! Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула - Быстро-быстро уплыла.

Слайд 9

А вот это — варежки Для тебя и Ванюшки. Носят варежки зимой, Когда ветер ледяной.

Слайд 10

Чай душистый, чай отличный! Будем листиком брусничным Этот чай заваривать, Пить и разговаривать!

Слайд 11

Его бабушка связала, Чтоб я в холод надевала. Очень бабушку люблю – Ее свитер берегу!

Слайд 12

Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

Слайд 13

Я колючий, ну и что ж? Я не мячик, я же Ёж! Если уколю, не плачь! Я же Ёжик, а не мяч!

Слайд 14

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног. Вот и весь я – осьминог!

Слайд 15

Я – веселый снеговик, Жить на улице привык! Если к вам зайду домой, Сразу стану я водой.

Слайд 16

Из яйца, как из пелёнок, Только выбрался цыплёнок — И пошёл пушок пешком Настоящим петушком.

Слайд 17

В небе звездочки горят, В речке струйки говорят, К нам в окно луна глядит, Деткам спать она велит

Слайд 18

Замечательный цветок, Словно яркий огонёк. Пышный, важный, словно пан, Нежный, бархатный тюльпан.

Слайд 19

Лишь сойдут морозы, Расцветут мимозы. На нахохленных цыплят Веточки похожи.

Слайд 20

Протянуло Солнышко Лучики свои На мое окошечко В летние деньки.

Слайд 21

— Пчёлка, пчёлка, где летала? Что на улице видала? — Над цветами я летала, И нектар с них собирала. Собрала нектар с ромашки, С клевера, душистой кашки, Чтоб детишкам целый год Кушать мой янтарный мёд.

Слайд 22

Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек Бегать все равно не может.

Слайд 23

В тёплый солнечный денёк Золотой расцвёл цветок. На высокой тонкой ножке Одуванчик у дорожки.

Слайд 24

Божья коровка - Чёрная головка, В красной одёжке, На спине горошки.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования –это способы рисования различными  материалами: поролоном, комканой бумагой , трубочками , ниточками , пенопластом , парафиновой свечой , восковыми мелками , сухи...

Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области « Художественное творчество» с учетом ФГТ

Использование нетрадиционной техники            рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области« Худо...

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему:«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста».

Данный материал предназначен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям. В публикации рассматривается план проведения родительского собрания в первой младшей группе по нетрадиционн...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста как способ познания окружающего мира"

Аристотель отмечал: «Занятие рисованием способствует разнообразному развитию детей».Психолог Ольга Новикова считает, что «Рисунок для ребенка является не искусством, а речь...

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребе...