Творческие игры по ИЗО в детском саду
консультация
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_igry_izo.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческие игры по ИЗО в детском саду.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных тем. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является восприимчивым для развития формирования творческой личности.
В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью, свежестью выражения.
Любой ребенок должен очень много рисовать, потому что продуктивная деятельность для него – это своеобразная игра в творчестве. Это развитие его органов чувств, эмоций, сенсорных способностей, фантазии и интеллекта. И чем раньше мы предоставим малышу возможность развить себя в таком творчестве, тем лучше. Поэтому мы стараемся предложить детям максимальное количество изобразительных средств и материалов.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая
изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и
углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Игра, а так же связанные с ней виды деятельности, в том числе и изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл.
Игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет мне в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.
В игровой форме я учу детей овладевать инструментами, чувствовать материал, развиваю память и легкость руки, формирую изобразительные навыки, художественный вкус, учу обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.
Я не усложняю игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, четко выделяю дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.
Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в игре я беру на себя. Моя активность выражается не в подсказывании способов решения детям, и тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, в умении вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность. При этом стараюсь, чтобы включение элементов игры не нарушало естественного хода изодеятельности.
Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности я выделяю три этапа:
- Появление художественного замысла в игре;
- Его реализация (исполнительская часть деятельности);
- Воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).
В детском рисунке и игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка и преломленная через его индивидуальность. В нем сосуществует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство перевоплощения. Но зачастую сталкиваюсь с тем, что ребенку трудно проанализировать свои чувства, а затем перевести их в зримые образы. Это происходит в том случае, если ребенок имеет какие- либо проблемы в эмоциональной сфере.
Поэтому главная задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы.
Используются игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др.
В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение; игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. В игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.
Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение.
В развитии социальных эмоций (сочувствие, сопереживание, радость общения, доверие); в умении распознавать состояние и чувства других людей; в сплочении детского коллектива и создании групповой поддержки, а также в развитии воображения, фантазии, эстетического восприятия мы применяем творческие игры: развивающие, игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого. В них создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек ("Королева Кисточка", "Веселый карандаш"), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли: "Зайчик", "Волшебники", "Народные мастера".
В играх по ознакомлению с искусством даются задания: "Кто больше заметит и назовет", "Узнай художников", "Составь узор".
Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками , карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: "Выложи из собранных листьев картинку", "Раскрась красиво перышки для картинки "Сказочная птица"" и др.
Развивающий эффект игры мне помогает:
- Повышать интерес к изобразительной деятельности
- Сделать осмысленным выполнение детьми учебных заданий
- Вызвать у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием
- Разнообразить использование различных изобразительных материалов для реализации творческого процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-творческая игра «Педагогическая компетентность воспитателя детского сада»
После изучения и внедрения программы "Детство", в детском саду была проведена игра, мониторинга педагогической компетентности педагогов детского сада....
Статья "Творческая игра в педагогическом процессе детского сада"
Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В этой статье мне хотелось раскрыть перед читателями свой опыт педагогической деятельности в данном направлении, помочь родителям о...
Творческая игра в педагогическом процессе детского сада
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....
ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавател...
Творческая игра в педагогическом процессе детского сада
"Игра-путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить" А.М.Горький...
ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кром...
Статья : "Творческие игры по ИЗО в детском саду" (в контексте программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Творческие игры по ИЗО в детском садуИскусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его внутренний мир. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантаз...