Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Голубое чудо Гжели»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Евгения Гонтарь

Цель: формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи, пробуждать интерес к народному творчеству.

 

Программное содержание:  Расширять и закреплять представления детей о гжельской росписи. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», «точка», «волна». Закреплять приёмы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать воображение, мышление, речь и мелкую моторику рук детей. Воспитывать умение оценивать работу сверстников

 

Материал и оборудование:

Игра «Собери посуду» («осколки» разбитой гжельской посуды); изображения гжельской посуды; части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам; образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги. Слайдовая презентация «Сказочная гжель».

 

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

 

Ход НОД:

 

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Могла ли разбиться посуда из дерева? Конечно, нет. А металлическая? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Из чего она была сделана? Правильно, из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (Показываю «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

 

Игра «Собери посуду»

 

Воспитатель: Как называется посуда, которую вы сложили из осколков, какой росписью она расписана? Верно, гжельской. Посмотрите на изображения гжельской посуды. Егор , расскажи стихотворение о гжельской посуде.

Ребенок читает стих:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду? Верно, в местечке Гжель, недалеко от Москвы. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Давайте рассмотрим изделия гжельских мастеров.

(Показ презентации,  отмечаю особенности изделий, их неповторимость мастера одинаковых изделий нет)

 

Воспитатель: Ребята, как можно охарактеризовать гжельскую посуду? Верно, нарядная, красивая, праздничная. Рассмотрим роспись поближе. Какие узоры встречаются на этих изделиях? (Дети называют элементы гжельской росписи: бордюры, капельки, точки и прямые линии, завитки).

Воспитатель: Бордюрами украшают края изделий (показываю бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?

Дети:  Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.

Воспитатель: Один из основных элементов – «капелька» (показываю  таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек)  такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показываю на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?

Дети: - Капелька рисуется способом примакиванием  ворса кисти к бумаге.

Воспитатель: Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? Правильно, равномерно, аккуратно.

А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще  гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир.  Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

 

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина 2 карточка – цвет росписи 3 карточка – элементы росписи  4 карточка – предметы промысла.

Воспитатель:  Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

(из глины)

- Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (голубую, синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия? (Точка, волнистая линия волна, лепесток, листок, капелька)

-Какие изделия делали мастера из глины? (посуда, различные фигурки)

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).

Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:

Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).

Побежала наша кисть (движения убыстряются)

А потом, а потом (держим кисточку вертикально)

Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).

- Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. (Дети самостоятельно работают под музыку. Напоминаю, что начинать лучше с самых больших элементов узора).

 

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на столе. Любуются. Рассматривают.

Воспитатель: Ребята, как называется роспись, которой вы сейчас работали?

ДетиГжельская!

Воспитатель: Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

Воспитатель: А скажите мне, какие приёмы рисования использовали?

Дети: Мазки, точки, завитки.

Воспитатель: Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?

Какая получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?

На какой работе использовано больше разнообразных элементов? Каких?

Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhelskaya_skazka.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы

Тема: «Голубое чудо Гжели»

Цель: формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи, пробуждать интерес к народному творчеству.

Программное содержание:  Расширять и закреплять представления детей о гжельской росписи. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», «точка», «волна». Закреплять приёмы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать воображение, мышление, речь и мелкую моторику рук детей. Воспитывать умение оценивать работу сверстников

Материал и оборудование:

Игра «Собери посуду» («осколки» разбитой гжельской посуды); изображения гжельской посуды; части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам; образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги. Слайдовая презентация «Сказочная гжель».

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Могла ли разбиться посуда из дерева? Конечно, нет. А металлическая? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Из чего она была сделана? Правильно, из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (Показываю «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Игра «Собери посуду»

Воспитатель: Как называется посуда, которую вы сложили из осколков, какой росписью она расписана? Верно, гжельской. Посмотрите на изображения гжельской посуды. Егор , расскажи стихотворение о гжельской посуде.

Ребенок читает стих:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду? Верно, в местечке Гжель, недалеко от Москвы. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Давайте рассмотрим изделия гжельских мастеров. 

(Показ презентации,  отмечаю особенности изделий, их неповторимость мастера одинаковых изделий нет)

Воспитатель: Ребята, как можно охарактеризовать гжельскую посуду? Верно, нарядная, красивая, праздничная. Рассмотрим роспись поближе. Какие узоры встречаются на этих изделиях? (Дети называют элементы гжельской росписи: бордюры, капельки, точки и прямые линии, завитки).

Воспитатель: Бордюрами украшают края изделий (показываю бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?

Дети:  Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.

Воспитатель: Один из основных элементов – «капелька» (показываю  таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек)  такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показываю на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?

Дети: - Капелька рисуется способом примакиванием  ворса кисти к бумаге.

Воспитатель: Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? Правильно, равномерно, аккуратно.

А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще  гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир.  Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина 2 карточка – цвет росписи 3 карточка – элементы росписи  4 карточка – предметы промысла.

Воспитатель:  Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

(из глины)

- Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (голубую, синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия? (Точка, волнистая линия волна, лепесток, листок, капелька)

-Какие изделия делали мастера из глины? (посуда, различные фигурки)

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).

Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:

Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).

Побежала наша кисть (движения убыстряются)

А потом, а потом (держим кисточку вертикально)

Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).

- Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. (Дети самостоятельно работают под музыку. Напоминаю, что начинать лучше с самых больших элементов узора).

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на столе. Любуются. Рассматривают.

Воспитатель: Ребята, как называется роспись, которой вы сейчас работали?

Дети: Гжельская!

Воспитатель: Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

Воспитатель: А скажите мне, какие приёмы рисования использовали?

Дети: Мазки, точки, завитки.

Воспитатель: Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?

Какая получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?

На какой работе использовано больше разнообразных элементов? Каких?

Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие) для детей старшей группы Тема: «В гостях у зимушки – зимы».

Конспект интегрированной организованной  образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие)для детей старшей группыТема: «В гостях у зимушки – зимы». Прогр...

Конспект непосредственной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы Тема: « Моя рука - моя семья»

Формировать знания детей о том, что семья - это все те, кто живет вместе с ребенком. воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты используя разные техники рисования....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы по теме «Роспись дымковской игрушки»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы по теме «Роспись дымковской игрушки»...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование. Тема. «Девочка в нарядном платье»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование.Тема. «Девочка в нарядном платье»Форма организации: мастерская по изготовлению продуктов детского т...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема "Дорожные знаки" - лепка

Конспнкт НОД по художественно-эстетическому развитию - лепка "Дорожные знаки".Цель: закрепить знания о дорожных знаках,уточнить их разделение их группы (предупреждающие, запре...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Тема «Лиса - кумушка и лиса-голубушка» (рисование сюжетное)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы, Используемая литература: И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Рисуем сирень».

Цель: учить детей использовать различные виды техники нетрадиционного рисования....