Картотека игр по теме "Знакомство с Дымковским промыслом"
картотека по рисованию

Кичигина Олеся Владмировна

Материал содержит подборку игр помогающих лучше усвоить и запомнить информацию о особенностях Дымковского промысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_dymkovskomu_promyslu.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №384 г. Челябинска»

Росийская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев 68-Б,

Телефон (8-351)741-24-21

Картотека игр по теме

 «Знакомство с Дымковским промыслом»

                                                                   

                                                                         Выполнила: Воспитатель

                                                                                          Кичигина О. В.

                                                                                        (I категория)        

2018

Картотека игр по теме

 «Знакомство с дымковским промыслом».

Игра «Составь узор».

1 вариант

Содержание: Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается ведущий игрок. Взрослый одевает каждому игроку команды на шею элемент узора, переворачивая его тыльной стороной к ведущему игроку, и произвольно выстраивает детей в ряд. По команде дети переворачивают свои элементы, а ведущий игрок должен быстро и правильно переставить членов своей команды так, чтобы получился правильный узор (должно соблюдаться чередование элементов по форме, величине и цвету). Побеждает команда, которая быстрее выстроится правильно.

Потребуется: Два разных набора элементов дымковского орнамента. Каждый элемент прикреплен  к тесьме и вешается на шею игроку. В каждом наборе 2-3 вида элементов, в команде не менее 6 человек.

2 вариант

Содержание: Дети делятся на две команды (5 человек в каждой). Перед каждым членом команды тыльной стороной вверх раскладываются карточки с элементами орнамента в произвольном порядке. По команде карточки переворачиваются. Нужно выложить карточки в правильной последовательности, чтобы получился орнамент, соблюдая чередование элементов по величине, форме или цвету. Должно получиться столько разных орнаментов, сколько игроков в команде. Члены одной команды могут помогать друг другу. Побеждает команда, у которой все элементы выложены правильно и быстро.

Потребуется: 5 вариантов орнаментов в полосе, каждый элемент расположен на отдельной карточке.

3 Вариант.

Содержание: Составить различные варианты орнаментов из имеющегося набора элементов.

ИГРА  «Что не свойственно дымковскому промыслу?»

Содержание: Перед игроком раскладываются карточки с признаками характерными для той или иной росписи или промысла: материал (глина, дерево, ткань, солома и т.д.), элементы росписи, цветовые сочетания, вид изделий (игрушки, посуда, вышитые изделия и т.д.), мотивы (изображения людей, животных, птиц и т.д.).

Игрок должен выбрать и убрать карточки с теми признаками, которые не свойственны данному промыслу. Играть можно одному игроку или командами на скорость (количество комплектов карточек соответствует количеству команд; у каждой команды может быть свой вид промысла или росписи).

Потребуется: Набор карточек с признаками определенного промысла или росписи. На одних карточках признаки соответствуют традиции, на других нет. Например, тема игры «Дымковская игрушка». На карточке условно изображена посуда (не свойственно, т.к. дымковские мастера посуду не расписывали), на одной карточке геометрический элемент дымковской росписи, а на другой растительный элемент не характерный для дымковской игрушки и т.д. Можно карточки с признаками 2-3 росписей смешать вместе.

ИГРА «Что перепутал художник?»

Содержание: Игроку необходимо выявить и назвать в предлагаемом изображении признаки или детали не характерные для данного промысла (вида изделия, предмета).

Например, изображение дымковской игрушки  у которой фон под роспись не белый, а желтый или крупные элементы узора выполнены черным цветом, а мелкие разными цветами, или в росписи присутствуют только два цвета, какой-то элемент в росписи игрушки не соответствует традиции, игрушка выполнена в дымковской традиции, но сам мотив не свойственен (самолет, слон, дом) и т.д.

Потребуется: Изображения, например, дымковских игрушек с «ошибками».

ИГРА «Подбери нужный элемент»

Содержание: К предлагаемому орнаменту, в котором отсутствует элемент нужно подобрать подходящий из нескольких элементов похожих друг на друга по форме, но имеющих некоторые различия (цвет, мелкая деталь или их количество, размер). Чем старше ребенок, тем сложнее ставится задача.

ИГРА «Выпавший кусочек»

Правила: В «полотне узора» отсутствует фрагмент. Игроку нужно подобрать правильный вариант из предложенных фрагментов.

ИГРА «Подбери к силуэту пару»

1 вариант.

Содержание: К силуэтному изображению необходимо подобрать игрушку или её цветное воспроизведение. Среди предлагаемых вариантов могут быть игрушки с отличающимися деталями, но с одинаковым орнаментом.

2 вариант.

Содержание: Подобрать соответствующее цветное изображение к контурному или силуэтному.

ИГРА «Половинка»

Цель: развивать зрительное восприятие, сравнительный анализ, внимательность.

Содержание: Необходимо к имеющейся половинке изображения игрушки подобрать вторую половинку из предложенных вариантов (силуэт, детали и узор половинок должны совпадать полностью если изображение симметричное (барышня), если несимметричное (олень, конь, баран), то должны соответствовать образу).

Потребуется: Половина цветного изображения дымковской игрушки (фигурка может быть симметричной и несимметричной), варианты второй половинки, у которых могут отличаться мелкие детали, узор или цвет отдельных элементов узора. Один из вариантов правильный.

ИГРА «Прятки»

Содержание: В орнаменте «спрятался» элемент, который не подходит по форме, цвету или деталям (в дымковском орнаменте мелкие элементы внутри большого не совпадают с остальными подобными элементами орнамента). Нужно найти этот элемент и назвать чем он отличается, и какой элемент должен быть на его месте.

ИГРА «Ну-ка повтори»

Содержание: Игрок должен из элементов выложить узор аналогичный предложенному образцу. Орнамент может совпадать полностью или сохранять структуру (чередование по цвету, форме, величине), построение (рядами, в шахматном порядке, радиально, свободно).

Игра «Угадай-ка»

Содержание: Ведущий показывает изображения изделий (игрушек) разных промыслов (или виды росписи разных промыслов). Дети выполняют определенное действие (хлопают) если видят изображение дымковской игрушки (или дымковский орнамент), в других случаях остаются без движения.

ИГРА «Собери картинку»

Содержание: Нужно собрать по кусочкам целое изображение дымковской игрушки. Если игроков несколько это задание можно выполнять на скорость.

ИГРА «Реставратор»

Содержание: Воспитатель рассказывает о работе реставраторов. Уточняет, в чем она заключается. Показывает «поврежденную» дымковскую игрушку и предлагает ребятам её восстановить. Задача каждого реставратора – определить какой фрагмент росписи утрачен и «возродить» рисунок.

ИГРА «Компьютер»

Цель: Обратить внимание детей на элементы росписи.

Оснащение: Листы бумаги – «мониторы компьютеров» - расчерченные по типу математического коврика для блоков Дьенеша; фломастеры основных цветов дымковской росписи; дымковские игрушки; таблицы с дымковскими орнаментами.

Содержание: Воспитатель задает детям вопрос – Сложный ли узор на дымковских игрушках? – и предлагает разобраться в этом с помощью «компьютеров». Дети «включают мониторы» и вместе с педагогом начинают работать с таблицей. Вертикальная строка (столбик) служит для обозначения всех цветов, которые дымковские мастера используют для росписи своих игрушек. Воспитатель просит их назвать. Дети рассматривают игрушки и определяют все цвета присутствующие в росписи. Перечисленные цвета дети переносят в первую вертикальную строку таблицы. Затем дети определяют, какие элементы используются в росписи (прямые и волнистые линии – широкие и узкие, круги и кольца – большие и маленькие, точки, штрихи и т.д.). Названные элементы дети рисуют в  верхней горизонтальной графе таблицы. Осталось помочь «компьютеру воспроизвести все возможные варианты цветных элементов. В пустых клетках таблицы нужно нарисовать элемент соответствующей формы и цвета.

Дети выполняют задание, осваивая приемы изображения всех элементов и запоминая цветовую гамму дымковской росписи.

Таблицы можно использовать для дальнейших упражнений: «Определи, где дымковский узор», «Закончи таблицу», «Найди ошибки», «Найди данный элемент в узоре на игрушках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с историей промысла, с дымковской игрушкой. Для воспитателей

Дымковская игрушка, техналогия и значение дымковской игрушки....

Тема самообразования:«Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Тема самообразования  воспитателя подготовительной к школе группы Кузьминых С.И.: «Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольно...

«Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с дымковским народным промыслом»

Данный материал будет полезен педагогам, углубленно работающим по данной теме и просто воспитателям...

"Воспитание у дошкольников патриотизма через ознакомление с народными промыслами. Роспись юбки для барыни дымковским узором"

Предлагаю вашему внриманию конспект занятия во второй младшей группе по росписи юбки барыни дымковским узором. Занятие в игровой форме помогает закрепить знания и умения детей о дымковской росписи....

Календарный план воспитательно - образовательной работы подготовительной группы Тема: Народные промыслы (гжель, хохлома, городец, жостовская, дымковская росписи).

Цель: Закрепить знания детей об особенностях гжельской, хохломской, городецкой и жостовской, дымковской росписи (знание истории возникновения промысла, технологии изготовления предметов, их бытового н...

Картотека дидактических игр для изучения народных промыслов

Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...

Картотека игр "Знакомим детей с народными промыслами"

Расширять представления детей о многообразии узоров народных промыслов России;Совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного ис...