РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ
статья по рисованию

Мамедова Ольга Анатольевна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ

Мамедова О.А., воспитатель; Шафеева А.Р., воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №99 г. Тольятти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._razvitie_tvorche.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ

Мамедова О.А., воспитатель; Шафеева А.Р., воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №99 г. Тольятти

 «Источник  способностей и дарования    

 детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие нити – ручейки,

 которые,  питают источник

 творческой мысли.

Чем больше мастерства в

 детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Провожая  выпускников в школу,  мы часто желаем им не просто успехов, а творческих успехов, если говорим об инициативе, то желаем творческой инициативы, то же самое мы говорим и о мышлении. Но не всегда  задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. 

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Работу по развитию творческих способностей проводим в системе, начиная с первой младшей группы. С целью оптимизации деятельности по данному направлению систематизировали работу по:

  • Активизации собственного профессионального мастерства в плане освоения различных изобразительных техник, с использованием различных изобразительных материалов;
  • Организации работы с детьми на основе разработанного планирования;
  • Активизации индивидуальной работы с детьми;
  • Привлечение родителей к реализации поставленных задач (проведение мастер-классов, викторин, экскурсий в музей и другие);
  • Обогащение предметно-развивающего пространства различными изобразительными средствами, а так же пособиями для развития детского воображения.

Большинство специалистов  педагогов- психологов  – сходятся во мнении, что детское рисование один из видов аналитико-синтетического мышления. В процессе рисования у   ребёнка   формируются  представления  о закономерностях    в  окружающем мире.

С помощью используемых нами  нетрадиционных способов  рисования в работе с воспитанниками  решаем  следующие задачи:

  • Развиваем у детей  мышление (подобрать необходимые материалы для передачи образа, подумать как его передать);
  • Активизируем работу по изучению  свойств  предметов;
  • Создаём условия для  наблюдений  окружающего  мира,  предлагая подобрать различные материалы и способы для их передачи;
  • Предлагаем детям экспериментировать с изобразительными средствами.

В первой и второй младшей группе дети с интересом освоили   основные сенсорные представления: какой цвет выберем при изображении предмета? Какой кистью - широкой или узкой -   будет удобно  наносить краску? Какая бумага  понадобится? Малыши «красили»  самозабвенно, открыв рот от восторга, любо - дорого смотреть на такую картину! Ни кто из них не говорил  «Я не могу». Но прошло  какое – то время, задания усложнились и стало  заметно, как у детей появилась  неуверенность в своих силах. Что бы подбодрить малышей  стали  придумывать, что-то  необычное.  

В младшей группе предлагаем детям для рисования различные кисти. Круглой щетинной кистью – получаются удивительно «пушистые» рисунки, а способ рисования тычком из поролона поразил  детей  «объёмными» формами. Предложили детям рисование  кистью рук и пальчиком, а также  и  стопами ног. Для этого  использовали   так называемые «съедобные краски», приготовленные из  манки и пищевых красителей, а сок свеклы,  морковки, зелени салата или шпината  (См. опыт работы   «Воспитатель» 10/2015г)

 Малыши  с восторгом показывают свои работы родителям, при этом ни один из них не спутает  свой рисунок с рисунком другого.  Дети рассказывают  родителям, что они  рисовал и как. Столько радости  в детских глазах!

Начиная со средней группы и в старшем дошкольном  возрасте мы используем более сложные техники нетрадиционного рисования в результате освоения которых дети учатся работать с цветовым спектром, смешивают краски,  получают новые цвета, экспериментируют. Начиная со средней группы используем такие виды рисования как пластилинография  и  песочная  живопись. Дети   познают  свойства различных материалов, у них развивается фантазия, творчество.

У дошкольников развивается фантазия, творчество. Использование нетрадиционных способов  рисования  доставляет детям множество положительных эмоций, удивляет своей непредсказуемостью.  Детей удивляет: кляксография, рисование пальцами, солью,  мыльными пузырями, разбрызгиванием, свечёй, помадой, угольком, камешком  и т.д.  Интересно, что получится,  если  рисовать нитками или скомканной бумагой?

Научившись выражать свои чувства и идеи на бумаге,  ребёнок начинает преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться. В нём просыпается интерес к процессу, как  из  каракуль и мазни вырисовывается   что-то интересное, классное!

В процессе  работы мы отметили, что у детей  появилась уверенность в своих силах, в том, что у них всё получится, и получится красиво. Ребята  начали фантазировать, а нам оставалось только их поддержать.  Самую нелепую идею обыгрывать  и превращать  в удивительный и неповторимый момент творчества.

Дерзайте,  фантазируйте, смейтесь вместе с детьми! И к вам придёт радость творчества, удивления и единения  с вашими детьми.

Тема: «Пчёлы на лугу»

(сюжетная лепка)

Задачи: Учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить лепить поделку из нескольких частей. Закреплять приёмы лепки из солёного теста – раскатывание, сплющивание, разрезание стекой теста на несколько равных кусочков. Развивать координированную работу рук и глаз. Формировать коммуникативные навыки.

Воспитатель: Мамедова О.А.

27.04.2016г.

Нетрадиционные техники изодеятельности в ДОУ

 Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

Цель работы: формирование творческого мышления детей среднего дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изодеятельности.
  2. Сформировать у детей технические навыки рисования.
  3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

 К нетрадиционным техникам рисования относятся:, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, обрывание бумаги, скатывание бумаги, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, «знакомая форма — новый образ», черно-белый граттаж (грунтованный лист), кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, акварельные мелки, тычкование, цветной граттаж, монотипия пейзажная.

Провожая  выпускников в школу,  мы часто желаем им не просто успехов, а творческих успехов, если говорим об инициативе, то желаем творческой инициативы, то же самое мы говорим и о мышлении. Но не всегда  задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. 

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования

В данном мастер - классе представлены нетрадиционные техники рисования как с детьми так и со взрослым поколением.материал будет полезен педагогам, родителям и учителям изо деятельности....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ...

Программа "Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования для детей старшего возраста"

В жизни дошкольника очень важную роль играет воображение. Его проявления в дошкольном возрасте настолько ярки и интенсивны, что дало повод считать воображение изнача...

«Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования»

цель: создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования....

Мастер- класс как форма работы с родителями на тему: «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Тиснение по фольге»

Мастер-класс «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Тиснение по фольге»...