Мастер - класс "Учимся рисовать портрет"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Пархомова Наталья Алексеевна

 Мастер - класс "Учимся рисовать портрет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_portret.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш» Зерноградского района

     

Мастер – класс

Тема:  «УЧИМСЯ РИСОВАТЬ ПОРТРЕТ»

Разработала:

Пархомова Наталья Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Проблема  и  причины:     Дети восприимчивы к художественной форме, известно стремление маленьких художников быть похожими в изобразительной манере на своего педагога. На занятии по изобразительному искусству педагог не должен руководствоваться принципом «делай как я», а формировать в сознании детей представления о многогранности средств выражения, которые порождены историей искусств, которые всякий художник открывает для себя сам, а, следовательно, и маленький рисовальщик должен стремиться быть оригинальным, создать свою палитру изобразительно – выразительных средств.

          Ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить. Важно  отмечать то особенное, что отличает работу ребенка от работы взрослого - непосредственность, искренность, условность и схематичность образов.

           Именно это всё можно увидеть в детских рисунках при изображении портрета своих родственников, друзей. Психологи пытаются разгадать отношение портретиста к модели. Часто мы слышим такие вопросы  - как ты относишься к бабушке? Кого ты больше любишь папу или маму? С кем ты дружишь? Несомненно, это всё можно распознать в рисунке, но зачастую можно и ошибиться. Самая главная причина – это неумение рисовать портрет. Многие взрослые считают, что это трудная и непосильная задача.

Сегодня я докажу вам обратное, и мы попытаемся научиться рисовать портрет.

            Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние – гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей- фараонов. В истории искусства жанр портрета никогда не угасал, процветал во все времена, потому что всегда находились заказчики. В Россию жанр портрета пришёл только в XVIII веке вместе с европейскими художниками, приглашёнными Петром Первым.

        Наверное, вам не терпится взять в руки карандаш и нарисовать поскорее чей- нибудь портрет или же автопортрет. Не спешите, ведь вы не знаете ещё, в каких видах можно изображать человека. Вот они.

  1. Голова. Её изображение занимает практически всю картину.
  2. Голова с плечевым поясом. Погрудное изображение позволяет нарисовать часть одежды.
  3. Полуфигура. Это изображение человека по пояс даёт возможность нарисовать и руки модели, и то, что в них находится.
  4. Фигура. Она изображается полностью в положении сидя, стоя или лёжа, что позволяет воспроизвести не только всю одежду, но и осанку модели, её местоположение ( роща, сад, зал, комната) и окружающие предметы ( мебель, посуда, книги).

Рисовать фигуру гораздо сложнее, чем голову.

           Поэтому для начала предлагаю «поиграть в куклы»

Впрочем, это скорее не кукла, а конструктор. Здесь есть все детали, необходимые для того, чтобы сложить фигурку. По нашему желанию «кукла» встанет на руки, побежит, сядет, ляжет, сделает шпагат. Главное, не перепутать руки и ноги.

          Можно, конечно, просто обвести фигурку на свой рисунок, сложив нужное движение. Но тогда она каждый раз будет одинаковой  по размеру. Да и не всегда под рукой наша «кукла».

          Я предлагаю свой, самостоятельный, способ рисования фигуры человека. Прежде чем приступить, нужно «разбить» фигуру на геометрические фигуры:

                                 - голова-круг, овал;

                                 - туловище- трапеция, « ведёрко»;

                                 - руки, ноги- прямоугольники.

Приступаем к рисованию.

  1. Фигура стоящего человека.
  2. Фигура идущего человека.
  3. Фигура по желанию( наклон, бежит).

Научившись правильно передавать пропорции, размер, движение при изображении фигуры человека, можно приступить к «округлению» форм. Здесь важно учитывать зрительную наблюдательность и форму модели или натуры.

Задание. Обвести на своё усмотрение любую нарисованную фигуру, вырезать и наклеить на общий фон. Получилась – толпа. Проявим фантазию - и толпа людей любуется, к примеру, салютом.

             Вряд ли портрет получится ярким и запоминающимся, если ничего не знать о мимике и жесте.

            Жест – это движение тела, которое передаёт душевное состояние человека. С помощью жеста  можно выразить самые разнообразные чувства – презрение, отчаяние, отвращение, сострадание, горе, гордость, восторг. 

            Мимика – это  движение, изменение лица. Она выражает различные чувства. Мимических мышц много, однако их не видно – они находятся под кожей.

                Наблюдая за мимикой и жестами модели, можно лучше понять её характер. Это поможет передать не только внешнее, но и внутреннее сходство, что для портрета гораздо важнее.

                Я предлагаю пронаблюдать за эмоциями и мимикой, выполнив самые простые упражнения.

(раздаю карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, гнева, удивления)

                Предлагаю произнести фразу  «У меня есть собака» нескольким участникам, с разной интонацией, показать мимикой:

                   радостно,

                   грустно,

                   испуганно,

                   сердито,

                  удивлённо.

Остальные демонстрируют соответствующие карточки.

                Посмотрите вокруг себя. Вы не увидите двух одинаковых людей. Даже близнецы чем-то да отличаются друг от друга. Всё дело в деталях.   

          Глаза, носы, рты, уши при внешнем сходстве имеют самые различные формы. И располагаются они на лицах по-разному. Художник должен разглядеть эти особенности, которые называются чертами или характером лица.  Приглядитесь повнимательнее, ведь наши черты лица это не скобки, крючочки, чёрточки и линии. 

           Мастера Возрождения, много сил отдавшие изучению человека, его физического строения, создали канон (образец) лица и тела.

    Я познакомлю вас с каноном лица.

(Попрошу повторять на мини-мольбертах).

  1. Очертания головы лица. Постарайтесь уловить его форму:            круглую, вытянутую, угловатую.
  2. Вертикальная линия делит лицо на левую и правую части.
  3. Линия глаз расположена горизонтально, точно посередине головы.
  4. Обозначить волосы, причёску, другие детали.
  5. Линии бровей и носа делят лицо на три части.
  6. Линия губ на 1/3 от линии носа до подбородка.
  7. Уголки глаз расположены на одной вертикали с крыльями носа. Форма глаз.
  8. Зрачки на одной вертикали с уголками глаз.
  9. Размер уха- верх на линии бровей, низ на линии носа.

          Пользуясь каноном, можно без труда нарисовать лицо. Старайтесь, чтобы части лица не только «стали» на место, но и были похожи по форме и размеру, потому что не у всех черты лица соответствуют канону. Теперь, когда вы узнали об особенностях лица, можно смело приступать к работе.

            Помните, успех будет целиком зависеть от вашего внимания и наблюдательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по теме "Рисуем портрет"

Материал для родителей с рекомендациями Т.Г. Казаковой по ознакомлению детей с портретным жанром и с советами по изображению с детьми портрета в изобразительной деятельности дома....

Рисуем портрет моей мамы

К Дню мамы дети рисовали портрет своей мамы. Вот какие наши мамы красивые....

Мастер-класс для педагогов "Рисуем портрет"

Рассказано о правильном рисовании портрета....

Мастер-класс для педагогов «Как мы рисуем портрет»

Повысить компетентность педагогов ДОУ в обучении дошкольников рисованию портрета....

Мастер-класс "Рисуем портрет"

"Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, - Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, - Обязательно картина Называется п...

Мастер-класс для педагогов "Как мы рисуем портрет"

Мастер-класс для педагогов "Как мы рисуем портрет"...