НОД Богатство Мезени
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Воробьева Ксения Николаевна
Тема: «Богатство Мезени». Цель: Познакомить детей с трудом мезенских мастеров, с историей промысла, особенностями, технологией изготовления изделий. Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с историей промысла. Овладеть первоначальными представлениями об атрибутах северной национальной культуры: предметы быта, домашней утвари, пояснить их хозяйственное предназначение; • Учить прорисовывать простейшие элементы, запомнить их названия; • Дать представление об основных средствах выразительности. Рассказать о символичности её элементов; Воспитательные: • Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи; • Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством; Развивающие: • Развивать точность движения руки, уверенность в своих силах; • Развивать у детей интерес к историческому прошлому своего края. Методы и приёмы: рассказ воспитателя о промысле, показ мультимедийной презентации, художественное слово, вопросы, объяснения, показ прорисовки простейших элементов, дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bogatstvo_mezeni.docx90.53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству

в подготовительной группе

Воспитатель: Воробьева Ксения Николаевна

Тема: «Богатство Мезени».

Цель: Познакомить детей с трудом мезенских мастеров, с историей промысла, особенностями, технологией изготовления изделий.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей промысла. Овладеть первоначальными представлениями об атрибутах северной национальной культуры: предметы быта, домашней утвари, пояснить их хозяйственное предназначение;
  • Учить прорисовывать простейшие элементы, запомнить их названия;
  • Дать представление об основных средствах выразительности. Рассказать о символичности её элементов;

Воспитательные:

  • Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи;
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

Развивающие:

  • Развивать точность движения руки, уверенность в своих силах;
  • Развивать у детей интерес к историческому прошлому своего края.

Методы и приёмы:  рассказ воспитателя о промысле, показ мультимедийной презентации, художественное слово, вопросы, объяснения, показ прорисовки простейших элементов, дидактические игры.

Материалы и инструменты:

  • Деревянные подставки, украшенные мезенской росписью;
  • Банки для воды;
  • Кисти колонковые №1 или №2;
  • Гуашь красная;

Предварительная работа:

  • Знакомство с Мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий («Узор в прямой клетке»);
  • Знакомство с простым геометрическим орнаментом;
  • Освоение простых элементов Мезенской росписи – спиралек и зигзагов;
  • Знакомство с традиционным Мезенским орнаментом («узор в косой клетке»);
  • Знакомство с символами Мезенской росписи – конями, оленями.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем на выставке, где увидим много предметов мезенской росписи да и сами попробуем быть мастерами.

Начинаем? Расскажу я вам сейчас почти сказку.

На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье.

Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.

Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей.

Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.

Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню.

Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.

Сейчас мастера, конечно, работают хорошими кистями и красками.

В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают вещи из дерева. Превращать обычные вещи в необычные могут только настоящие умельцы. Посмотрите, какие красивые деревянные изделия с росписью, их изготовляют у нас на Севере. Вещи разные, нужные в хозяйстве. Это кухонные доски (показываю, одна сторона которых украшена ярким узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты). Если такую нарядную доску повесить на стенку, она украсит кухню.

В основном в прежние времена расписывали прялки. В каждом доме прялка являлась очень ценным предметом, его бережно хранили и относились к ней с уважением. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок.

Украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края.

  • А какие вы еще видите предметы?
  • Правильно, солонки, коробки для специй, подносы, деревянные ложки. Но не только для кухни изготавливают мезенские мастера разные предметы. Они делают расписные шкатулки для хранения всяких мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений (показываю, ковши, стаканчики для карандашей и т. д.)

Совместно с детьми в процессе рассматривания выделяем основные средства выразительности изделий (цвет, рисунок, композиция.)

Каждый элемент узора в Мезенской росписи, что – то обозначает. Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в уточке и коне – знаки солнца. Но не стоит относиться к той росписи как к письму. Все дело в образах, навеваемых близкой и знакомой природой. «Огнегривый конь вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь». Вот и получается, что народный художник работает не от ума, а от души и от сердца.

 Дидактическая игра «Найди лишний» (3 мезенских изделия, 1 пермогорское)

Цель: Закрепление знаний старших дошкольников о мезенской росписи, об основных средствах выразительности.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Цель: Развивать сосредоточенность, внимание, мышление, быстроту реакции.

Вопросы на закрепление знаний о мезенской росписи:

  • Что особенно было интересным для вас?
  • О чем вы расскажете родителям дома?
  • Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему? И т. д.

А хотите и вы сделать какое-нибудь чудо. Попробуем сами стать мастерами? Давайте распишем вот эти подставочки. Начнем с самого простого.

Обращаю внимание на образец на доске.

Объяснение последовательности выполнения элементов росписи на доске.

Мастера скорей за дело,

Украшай подставки смело.

Самостоятельная работа детей (помощь затрудняющимся детям, инд. раб.)

Ребята, полюбуйтесь своими работами. Какие труды – такие и плоды. Доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: « Мастер – золотые руки».

  • Как называется эта чудная роспись на ваших подставочках и почему ее так стали называть?
  • Что можно расписать этой росписью?
  • Какие цвета использовали? и т. д.

Воспитатель: Какие замечательные подставки получились. Конечно, чтобы стать настоящим мастером, нужно еще много поработать. В архангельской области мастеров мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым лошадкам. И на память о нашем сегодняшнем занятии я награжу каждого медалью с надписью «мастер по волосатым лошадкам» (устраивается выставка работ, каждый участник награждается медалью).

Вот закончилась игра! Молодцы, вы мастера!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему _Здоровье – большое богатство человека_

Занятие, посвящённое Дню Здоровья в детском саду. Включает в себя работу всех специалистов ДОУ с детьми разных возрастов. boyandgirl.png...

Викторина""Лес - наше богатство" (конспект+презентация)

Цель занятия: закрепить полученные знания по теме «Лес – как природное сообщество»Задачи:закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным вида...

Лес наше богатство.

Лес - наше богатство....

интегрирование занятие "Здоровье - богатство человека" ( с участием специалистов ДОУ)

Цель: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать разными видами деятельности, уточнить и расширить представления детей о работе специалистов детского сада по укреплению зд...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "БОГАТСТВА МОСТОВСКОГО РАЙОНА"

МОСТОВСКОЙ РАЙОН КРАСИВ И БОГАТ ! В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ ПОСЕЛКА МОСТОВСКОГО И ПРЕКРАСНОЙ ПРИРОДОЙ МОСТОВСКОГО РАЙОНА....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...