Программа объединения дополнительных бюджетных образовательных услуг творческая студия «Территория творчества»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Жигунова Екатерина Юрьевна
Педагогическая целесообразность программы: В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать). Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения. Цель программы: • Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл territoriya_tvorchestva_programma.docx42.54 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2051

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                       «УТВРЕЖДАЮ»                  

на заседании                                                                                         Директор ГБОУ Школа №2051

Управляющего Совета № 1                                                                                     _________________

____ ___________ 2020 г.                                                                                                    Семенова Е. Н.

Протокол № ___ от __. ___ .2020 г.                                                                                

 

Программа

объединения дополнительных

 бюджетных образовательных услуг

творческая студия «Территория творчества»

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                     

                                                                                                               

                                                                                         Автор-составитель:

        Жигунова Е. Ю.

педагог первой

квалификационной категории

Москва

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка

Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году “За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга”. Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.

Левое полушарие головного мозга отвечает за аналитическое мышление (логика и анализ), тогда как правое полушарие отвечает за воображение, творческие способности, возможность мечтать и фантазировать.

Есть особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое - способно воспринимать разнообразную информацию одновременно.

Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие - в виде слов и цифр.

 В последнее время всё чаще можно встретить утверждение, что разделение функций между полушариями головного мозга - это миф. Конечно, такое разделение функций очень условное, оно представлено для простоты восприятия. Невозможно однозначно считать, что за какие-то процессы отвечает только одно полушарие, так как во всех психических процессах принимает участие весь мозг.

Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других - правое, для третьих - полушария участвуют в равной степени.

Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый “правополушарный” или “левополушарный” режим.

Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?

Левополушарное рисование (рисование в “Л-режиме) - это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ученик чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное - ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах.

Правополушарное рисование (рисование в “П-режиме”) - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции.

Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.

Основоположницей правополушарного рисования стала американка Бетти Эдвардс. Суть метода она раскрыла в книге “Откройте в себе художника”, которая помогла миллионам людей начать рисовать.  

Бетти Эдвардс предлагала упражнения именно для рисования карандашом. Позже её методику трансформировали в правополушарную (интуитивную) живопись, дополнив приёмами Боба Росса. Мы будем изучать с вами методику именно в современной “живописной” интерпретации.

Особенности правополушарной живописи:

Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:

- создание фона необычным образом

- рисование руками

- “стирание границ” - выход за края листа

- рисование “вверх ногами”

- выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент

- выполнение специальных упражнений

- рисование под музыку

- увеличение скорости рисования

Таким образом, правополушарная живопись позволяет людям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Те, кто начинают творить в технике правополушарной живописи, позже с лёгкостью осваивают написание картин маслом.

Рисование с помощью этого метода подходит детям от 5 лет и взрослым любого возраста. Справятся все без исключения!

Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и научиться видеть - развивается навык, необходимый каждому художнику. Ученики начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) - вообще начинают смотреть на мир другими глазами!

Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.

Итак, правополушарная живопись - современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому!

Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации правополушарного рисования, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа  предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей любого ребёнка, а не только одарённого от природы.

Педагогическая целесообразность программы

 В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаются

рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные

эмоции (которые зачастую он не может вербализовать). Учащиеся вооружаются

одним из доступных и приятных для них

способов снятия эмоционального напряжения.

Цель программы:

  • Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир

изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.

Задачи программы:

  • не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не навязывать свои символы и свое

видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его

восприятие или чувства, с ним связанные.

Воспитательные:

- привитие интереса к художественному творчеству;

- воспитания эстетического отношения к действительности;

- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного

отношения к себе, окружающему миру;

-воспитание коммуникативной культуры.

Развивающие:

- формирование положительной самооценки;

- реализация творческого потенциала.

Метод правополушарного рисования позволяет:

1. Правополушарное рисование — способ активного раскрытия творческого

потенциала;

2. Зеркальное рисование;

3. Рисование двумя руками

4. Поочередное рисование руками

5. Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций,

произвольного внимания, памяти, и т.д.

6. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки.

Содержание учебного материала ориентировано на возрастные особенности детей, и проводятся с применением разнообразных педагогических форм и методов:

  • беседа, рассказ;
  • эксперимент;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание образцов, схем;
  • практические занятия;
  • выставки детского творчества.


В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы:

  • уважения личности ребёнка;
  • деятельности (на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний)
  • креативности (создание условий для творческой активности детей)
  • вариативности (свобода выбора ребёнком способов решения творческих задач)

Каждое занятие проводится таким образом, чтобы ребенок «взял» из него как можно больше и как можно лучше у него получалось. В первый год даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости, рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное.

На протяжении всего года занятия не сводятся только к рисованию картин, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.

Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.

В результате целенаправленной работы дети к шести годам овладевают такими техниками, как рисование в «П-режиме», рисование с применением различных техник (ватные палочки, пленка, фольга, малярная кисть); получают навыки бережного и экономного расходования материалов, культуры труда, проявляя выдумку, фантазию, старательность, аккуратность, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Дети становятся более уверенными в своих силах, самостоятельными, общительными; совместная деятельность воспитывает взаимопонимание и уважение, дружбу и взаимовыручку, влияет на формирование многих моральных качеств личности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5 до 7 лет. Набор детей  носит свободный характер  и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий

Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность одного занятия- 30 минут.

Форма организации образовательного процесса - групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.

В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал. Все занятия проводятся в игровой форме.

Предполагаемые результаты обучения.

Ожидаемый результат:

• Снятие детских страхов;

• Развитие уверенности в своих силах;

• Развитие пространственного мышления;

• Умения свободно выражать свой замысел;

• Побуждение детей к творческим поискам и решениям;

• Умения детей работать с разнообразным материалом;

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Годовое тематическое планирование

творческой студии

 «Территория творчества»

на 2020-2021 учебный год.

сентябрь

недели

Кол-во занятий

Тема

Цель

Форма

1

02.09

Все о правополушарном рисовании

Знакомство детей с правополушарным рисованием

Беседа

тренинг

2

07.09

09.09

« Небо»

Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей

Ясное

хмурое

3

14.09

16.09

Картинка про лето.

Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие,

Рисование акварельными красками

Летний пейзаж

4

21.09

23.09

«Мое жаркое лето»

Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие,

Рисование гуашью

Летний пейзаж

5

28.09

30.09

«Чего не хватает у каждого из этих предметов»

Учить, называть, находить и соотносить части знакомых предметов. Развивать мелкую моторику.

НП игра

Дорисовывание рисунка

октябрь

недели

Тема

Цель

Материал и оборудование

6.

05.10

07.10

Деревья

Развивать умение рисовать с натуры силуэты листьев и аккуратно закрашивать их акварельными красками, переходя от одного цвета к другому.

Рисование акварельными красками

Срисовывание с натуры

7.

12.10

14.10

Зеркальное рисование

Развивать мышление, произвольное внимание, память, речь.

Рисование двумя руками вместе.

Отражение тени

8.

19.10

21.10

«Золотая осень»

Развивать умения детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темнокоричневый, темно- серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Развивать творчество

Рисование гуашью

Перемешивание цвета, работа с палитрой.

9.

26.10

28.10        

Найди фото

Развитие зрительнопространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предметсилуэт» при наличии спорных ( похожих на предмет) изображений.

Рисование портретов.

НПИ

ноябрь

недели

Тема

Цель

Материал и        оборудование

10.

04.11

«Что нам осень принесла»

Закреплять образные представления о дарах осени, формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности.

Рисование гуашью

натюрморт

11.

09.11

11.11

«Найди отличия».

Развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Работа со схемами

12.

16.11

18.11

«Деревья смотрят в озеро»

Развивать умение детей рисовать двойные изображения (зеркально симметричные) красками.

Отображение тени

Рисование красками

13.

23.11

25.11

Рисование на цветной бумаге

Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности, активация работы с образами и ассоциациями, т.е. «включение» правого полушария

Рисование акварельными красками

декабрь

14.

30.11

02.12

Клоун и кукла

Развивать у детей умение передавать фигуру человека, изображать черты лица. Учить мальчиков рисовать с натуры образ веселого клоуна, используя яркие контрасты красок. Учить девочек рисовать с натуры образ любимой куклы.

Рисование гуашью

Рисование с натуры

15.

07.12

09.12

«Повтори орнамент».

Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игра со схемами

Рисование по шаблонам

16.

14.12

16.12

«На новогоднем празднике»

Продолжать формировать умения намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттисков поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение.

Рисование с использованием подручного материала

Рисование елки различными способами

17.

21.12

23.12

Зима

Умение передавать свое видение картины, отражать свое настроение в

цвете. Развитие творческих способностей.

Рисование красками

18.

28.12

30.12

«Запомнил - нарисовал».

Формировать осознанное восприятие; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Срисовывание с картинки

Игра

январь

19.

11.01

13.01

Снегурочка

Продолжать знакомить детей с понятием «холодные цвета». Закреплять умение рисовать с натуры. Развивать творчество, фантазию и художественный вкус.

Использование в работе подручных материалов

Рисование гуашью

20.

18.01

20.01

«Запомнил - нарисовал».

Формировать осознанное восприятие; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте

Срисовывание с картинки

Игра

21.

25.01

27.01

«По горам, по долам...»

Развивать умение передавать свое видение картины. Отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа)

Рисование гуашью

Использование в работе природного материала

февраль

22.

01.02

03.02

Портрет папы

Развивать художественное восприятие образа человека. рисовать по памяти портрет отца (голову и плечи). Упражнять в смешивании красок для получения цвета лица.

Смешивание красок

Рисование гуашью

23.

08.02

10.02

«Какая она».

Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, развивать умение рассказывать по картине.

Рассматривание картины.

24.

15.02

17.02

«Ветка рябины зимой»

Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом).

Рисование красками

Приемы работы с кистью

25.

22.02

24.02

Путаница.

Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно - пространственной ориентировки, воображения и логического мышления

Дид/игра, работа с картинками

Упражнение «Волшебные картинки»

март

26.

01.03

03.03

Картинка маме к празднику

Вызвать желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Развивать творческие способности.

Рисование открытки

Портрет мамы

27.

10.03

«Нелогичные ассоциации».

Развивать ассоциативное мышление.

Нпи, работа с разрезными картинками.

28.

15.03

17.03

Букет для мамы

Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей.

Рисование гуашью

Симметричное рисование

29.

22.03

24.03

Узнай, что это?

Активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.

Игра со схемами

30.

29.03

31.03

Закрепление пройденного материала

Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей

Рисование гуашью

апрель

31.

05.04

07.04

Ракета в космосе

Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, – Юрии Гагарине. Совершенствовать умение рисовать ракету красками. Развивать творческие способности.

Рисование красками.

Рисование способом набрызгивания

32.

12.04

14.04

«Раскрась правильно»

Развивать внимание.

Работа с раскрасками

33.

19.04

21.04

«Звёздное небо»

Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники – правополушарного рисования. Упражнять в работе пером, гаушью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию

Рисование с использованием способа - набрызгивание.

Рисование с помощью пузырьков

34.

26.04

28.04

Цифровая таблица

Развитие внимания, наблюдательности.

Игры с таблицами

май

35.

05.05

«Запомни точки»

Развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Игры с таблицами.

36.

12.05

Цветут сады

Закреплять умение изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Развивать: умение рисовать разными красками - эстетическое восприятие, образные представления

Рисование гуашью с использованием природного материала.

37.

17.05

19.05

«Букет цветов»

Развивать умение создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям располагать цветы помельче). Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства

Рисование с кисточками разного размера.

Рисование с помощью губки

38.

24.05

26.05

Салют!!!

Развитие творческих способностей, формирование умения передавать в картине праздничное настроение.

Составление коллажа

Рисование открытки

39

31.05

Подведение итого года.

Мониторинг освоения детьми планируемых результатов.

1.Качество выполнения отдельных элементов

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Детали выполнены с большим дефектом, не соответствуют образцу.

Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца.

Детали выполнены аккуратно, соответствуют образцу.

2.Качество готовой работы

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Работа выполнена неаккуратно, не соответствует образцу.

Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.

Работа выполнена  аккуратно, в соответствии с образцом.

3.Организация рабочего места.

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места.

Готовит и убирает рабочее место при помощи педагога.

Самостоятельно готовит и убирает  рабочее место.

4.Степень самостоятельности выполнения работы.

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Работа выполнена полностью под контролем педагога.

Работа выполнена с небольшой помощью педагога.

Работа выполнена полностью самостоятельно.

5.Знание материалов и инструментов.

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Не знает названия инструментов.

Называет не все инструменты, обращается за помощью к педагогу.

Самостоятельно называет инструменты и материалы,

 используемые в работе, знает правила работы с ними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности: https://school-science.ru/7/16/39540
2. Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс: https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование/
3. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения: https://fb.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya
1. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения

 Искусство и развлечения Искусство Авт. Анастасия Истомина, 2015г.

2. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.

4. 3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные

техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

5. 4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для

воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

6. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.:

«Карапуз», 2009

7. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.

8. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить

творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия

Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....

Программа объединения дополнительных образовательных услуг «Фитнес – данс»

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопро...

Рабочая программа ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа «Кроха» (5 – 6 лет). Составлена на основе образовательной программы муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения с учётом Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая программаВОСПИТАТЕЛЯ ДОУстаршая группа «Кроха» (5 – 6  лет).Составлена на основе образовательной программы муниципального дошкольного бюджетного образовательного учрежде...

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности (художественное творчество) для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности для детей 6-8 лет "Рисуем на песке" разработанная на основе парциальной образовательной программы "Ри...

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПЛАТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ (возраст 3-7 лет) «ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ ”СОЛОВУШКА”

Цель программы заложить основы постановки голоса, обогатить духовный потенциал ребенка, воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном значении....

РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРИГАМИ (МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ)

Программа дополнительного образования кружка «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности.Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребен...

Федеральная рабочая программа воспитания Государственного Бюджетного образовательного учреждения "Детский сад №3" компенсирующего вида

Федеральная рабочая программа воспитания составлена в соответствии с требованиями ФАП ДО и ФГОС  ДО. Содержит :целевой раздел, содержательный и организационный. Программа отражает специфику воспи...