Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия
рабочая программа по музыке на тему

Богданова Ольга Юрьевна

Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_novaya_fgos_2016-17.docx81.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа обеспечивает преимущественное решение задач физического и художественно-эстетического развития детей. Данные блоки во ФГОС представлены следующими задачами:

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений направленных на развитие координации, гибкости, правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики рук, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты),овладение подвижными играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек.

Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства (словесного музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Во всех темах программы осуществляются также, интеграция с: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Музыкальные движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Этот вид деятельности приносит ребенку большую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным по возрасту способом становления всей системы музыкальных способностей. Музыкальное движение представляет интерес в связи с задачей развития у детей творческих способностей. Это объясняется двигательной природой детского воображения (Л.С. Выготский)

Музыкальное движение является средством анализа музыкального произведения, в том числе ритмической структуры, и поэтому служит приоритетным видом музыкальной деятельности в отношении развития чувства музыкального ритма и музыкального мышления.

Данная программа музыкально – ритмического развития детей открывает возможности для развития двигательных функций, музыкального слуха и памяти, развития эмоциональной сферы детей, основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), общения детей друг с другом и со взрослым.

В программе сформулированы задачи для детей 4-6 лет

Значимость ритмического воздействия на человека отмечалась в работах многих исследователей (В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, В.А. Гиляровского, К. Орфа и др.), однако основоположником музыкально-ритмического направления (в системе музыкального воспитания) был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз.(1912г)

Его «метод ритмической пластики» основывался на том, что именно музыка является идеальным регулятором движения человека, помогает устанавливать соотношение между временем, пространством и движением.

Большой вклад в развитие музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста внесли Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Е.В. Конорова, Н.А. Метлов . Т.Н. Сауко и А.И. Буренина, которые раскрывают возможности использования ритмики в работе с детьми раннего возраста.

На современном этапе музыкально-ритмическое воспитание направлено на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Цель программы: развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста, средствами ритмопластики и танцевального творчества.

Задачи программы

Развитие музыкальности:

-развитие способности чувствовать настроение и характер музыки

-развитие чувства ритма

-развитие музыкальной памяти

Развитие двигательных качеств и умений:

-развитие точности, координации движений

-развитие гибкости, пластичности

-формирование правильной осанки

-развитие умение ориентироваться в пространстве

-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

Развитие и тренировка психических процессов:

-развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомиме

-развитие восприятия, внимания, памяти.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

-внимание, собранность.

-воспитание умения сопереживать другому.

-воспитание чувства такта.

Укрепление здоровья детей:

-укрепление иммунитета за счет физических упражнений и двигательной активности.

Принципы

Общедидактические принципы:

  1. Принцип систематичности (непрерывность, регулярность, планомерность образовательного процесса)
  2. Принцип сознательности и активности ( мотивация  к ритмическим занятиям, интереса  к предлагаемым видам деятельности)
  3. Принцип наглядности (взаимосвязь всех анализаторных систем организма, с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей)
  4. Принцип доступности и индивидуализации (учет возрастных и физиологических особенностей , характера протекания психических процессов у детей)
  5. Принцип постепенного повышения требований ( постепенный переход от более простого к более сложному заданию)

Специфические принципы

1. Принцип единства развития и диагностики (комплексное обследование ребенка , предшествующего воздействию на него средствами ритмики)

2. Принцип полифункционального подхода (решение нескольких задач в структуре одного ритмического занятия)

3.Личностно-деятельностный принцип (приобретаемые знания и воспитание положительных личностных качеств детей)

4. Принцип реализации коммуникативного намерения ( создание ситуаций общения, речевая активность детей)

5. Опора на закономерности развития при формировании психофизиологического механизма воздействия занятий ритмикой на организм ребенка,

Возраст детей и срок реализации программы

Данная рабочая программа рассчитана на детей среднего, старшего дошкольного возраста. Дети 4-6 лет.

Срок реализации 2 года обучения.  

Проведение занятий – два раза в неделю.

Длительность занятий для детей 4-5 лет-20 минут.

Длительность занятий для детей 5-6 лет -25 минут.

Всего занятий в неделю- 2 занятия.

В год -72 занятия.

Итого – 144 занятия.

Средства ритмики

-ходьба и маршировка в различных направлениях

- упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества

- ритмические упражнения, способствующие формированию ритмической способности-

упражнения на развитие дыхания-упражнения на развитие ориентировки в пространстве

-игры и игровые упражнения без музыкального и с музыкальным сопровождением танец

Характеристика  средств ритмики

Ходьба и маршировка

Их используют как вводные упражнения в начале занятия. Особое внимание уделяется формированию ходьбы-умение детей ставить ноги ближе к средней линии, уменьшать боковые раскачивания, приподнимать ноги при ходьбе. С этой целью используют предметы, через которые дети перешагивают: кубики, палки и т.д. Также детям предлагается ходить шеренгой, колонной по кругу, парами, «стайкой», идя навстречу друг другу. Постепенно учить изменять темп ходьбы в зависимости от темпа музыки. Подчинять движения звуковыми сигналами: барабан, бубен, счет)

Используют следующие упражнения на различные виды ходьбы:

-ходьба по дорожке

-ходьба с приставным шагом, боком по кругу

-ходьба с остановкой

-ходьба вперед и отступая назад

-чередования ходьбы и поскоков

-бег со сменой направления движения

-ходьба со сменой темпа

-ходьба в колонне с движениями рук в разных направлениях.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества

 Являются неотъемлемой частью каждого занятия по ритмике. Имеют большое значение для овладения ребенком контроля над собственными движениями, сохранением равновесия в покое и движении. В основе выработки умения регулировать свой мышечный тонус лежит сознание ребенком большей или меньшей силы мускульного напряжения и их расслабления . Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, расслабление длительным. Первым упражнением должны быть упражнения для рук, ног (конечности), затем туловища, плечевой пояс, шея.

Примеры: «Недотрога», «Фонари», «Кулачок-ладошка», «Замочек», «Гулливер в гостях у Лилипутов», «Носок-пятка», «Штанга», «Ралли», «Сосулька», «Неваляшка», «Незнайка», «Цветочек», «Кукла устала», «Надуем шарик», «Мы удивились», «Упрямые бараны», «Плакса», «Тигренок», «Солнышко дразнится»   (см. приложение)

Развитие основных психомоторных качеств

Включает в себя работу по формированию статической и динамической координации, двигательной памяти. Статическая координация отвечает за умение удерживать в определенных положениях и позах тело.

Динамическая координация-умение переключаться с одного движения на другое, двигательная память- за сохранение целостного образа.

Новые движения при разучивании показывает сначала педагог, объясняя  последовательность, подкрепляя средствами наглядности(изобразительной, музыкальной) С детьми младшего, среднего возраста активно используется метод  активно-пассивных движений (обхват своими руками руки ребенка и двигать ими так, как диктует схема движения.) Также двигательные упражнения могут сочетаться с речевым сопровождением.

 Примеры:

«В зоопарке»,  «Оживите камушки!»,  «Море волнуется раз…», «В лесу»,  «На лугу», « Магазин игрушек», «Где мы были вам не скажем, а что делали- покажем…», «Река и ручейки», «Прыг, стоп, хлоп», «Птички зернышки клюет», «Как мы маме помогали», «Мамы и детки», «Умное эхо», «Школа регулировщиков»,  «Зеркало», «Слушай, смотри и запоминай!» «Волшебные превращения», «Кто пришел в гости?»,  «Зайчик», «Прогулка»,  «Дождик», «Пальчики-зайчики», «Будь внимательным!»

Ритмические упражнения

Ритм является базовой способностью человека, важнейшим условием, как усвоения, так и выполнения процессов, совершаемых человеком в любой его деятельности. Б.М. Теплов писал- «восприятие ритма органически связано с движением», поэтому чувство ритма не только слуховое, но и слухо-двигательное переживание. Поэтому, на занятиях по ритмике можно использовать двигательное моделирование , которое представляет собой  двигательную подстройку организма к заданной ритмической структуре.

В процессе занятий по ритмике нужно учитывать данные генезиса чувства ритма (.В.Тарасова) и придерживаться  следующей последовательности:

Воспитание ритма- развитие метрических отношений-усвоение ритмического рисунка.

Ритмическое воспитание можно разделить на 3 последовательно сменяющихся этапа.

1 этап – развитие восприятия и воспроизведения темпа. У детей формируются представления о темпе как о скорости следования звуков (быстро, медленно, умеренно) Научить подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи.

Примеры: «Осенние листочки», «Курочка и цыплятки», «Барабанщик», «Паровоз», «Карусели», «Язычки-дразнилки», «Птички в гнездышке»

2 этап Далее можно переходить к отработке метрического (равномерно повторяющегося) акцента. Дошкольников следует учить передавать метрические отношения, заданные зрительно-наглядной схемой, акустико-двигательным способом.

 

Примеры:

«Забияки- петушки», «Слушай внимательно!», «Веселые кегли».

3 этап Только на этом этапе работы следует переходить к развитию восприятия и воспроизведения ритмического рисунка-освоению детьми соотношения длительностей и пауз. Сначала нужно учить детей выделять и соблюдать паузы, затем знакомить с понятием «длинного» и «короткого» звука. Закреплять знания можно в играх.

«Автобусы», «Прогулка», «Сигнальщики»

Упражнения на развитие дыхания

Также являются средством ритмики. Дыхание- важный физиологический процесс. Дыхательная функция происходит автоматически, вместе с тем на нее можно влиять путем тренировок, увеличивая объем дыхательного аппарата. Целью дыхательных упражнений является формирование грудо-брюшного типа дыхания, путем выработки у детей правильных дыхательных кинестезий. Используются упражнения в каком-либо одном положении тела положении (лежа, стоя).

Примеры: «Животик-бегемотик», «По волнам», «Солдатики», «Косари», «Буренки», «Почтальоны», «Кошки и мышки», «Антошка»

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Включаются в каждое занятие по ритмике. Ориентировка- это оценка расстояния, размеров, формы. Существуют три пары группы основных направлений: вертикальное(вверх-вниз), фронтальное (вперед-назад), сагиттальное (влево-вправо) Ритмика формирует у детей пространственные представления при реализации каждого средства ритмики. Ходьба осуществляется при движении вправо-левостороннем движении, в поворотах, маршировке назад спиной, лицом к центру.

Игры и игровые упражнения без музыкального и с музыкальным сопровождением

Являясь средством ритмики, обязательно используются на каждом занятии.

Т.к. игра лежит в основе всех средств ритмических занятий проводимых с детьми дошкольного возраста, на ритмике используются сюжетные и бессюжетные игры большой, средней и малой подвижности, речевые игры.

Цель которых совершенствовать двигательные навыки детей, воспитывать такие качества как ловкость, быстрота, выносливость, выработка умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, развивать слуховое и зрительное внимание, формировать нравственные качества ребенка.

Наряду с подвижными играми по ритмике используются речевые игры и упражнения. Они направлены на обучение детей согласовывать свои движения с речью и музыкой. Тексты стихов следует выбирать с учетом возраста ребенка.

Танец

Как средство ритмики способствует развитию общей моторики, координации движений, ритмической способности. Танец призван отражать явления окружающей среды через двигательные образы. На занятиях по ритмике используются элементы классического танца (позиции рук, ног), русского народного танца, детского современного танца.

Первый этап – подготовительный. Движения выполняются в соответствии с текстом, в общем для всех темпе, ориентировке в пространстве,

самостоятельно менять движения в соответствии с 2 частной формой музыки, работать над образностью движений.

Второй этап – основной. Улучшать качество танцевальных шагов, самостоятельно различать темповые изменения в музыке, слышать и передавать ярко выраженные ритмические акценты музыки.

Третий этап – закрепляющий. Важно вырабатывать у детей умение держать голову и корпус прямо, свободно ориентироваться в пространстве, работать над образными движениями танца, воспитывать волевые и креативные качества ребенка.

 


Первый год обучения (средняя группа, 4-5лет)

Учебно – тематический план

Сентябрь

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать умение детей строиться в колонну и шеренгу, улучшать качество маршевого шага и бега, выполнять движения в соответствии с текстом, в общем для всех темпе.

1.Строевые упражнения: построение в шеренгу и колонну. Ходьба в колонне и врассыпную. Легкий танцевальный бег.

«Марш» Ломовой

 1-2 занятие

2.Игроритмика:

хлопки на каждый счет различных вариантов.

(тарелочки, блинчики,

ладушки, комарики)

Аудиоприложение

«Танцуй, малыш!»

Суворова

3.Хореографические упражнения: позиции ног (1;4; домик, дорожка)

   

4. Танцевальные шаги: приставной шаг.

 

5.Игры со словом «Ежики» «Солдаты»

6.Музыкальная игра

«Кто как ходит? Железнова

7.Упражнения на дыхание, расслабление мышц.

Музыка природы

Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, продолжать работу над развитием ритмичности движений, умением самостоятельно менять движения в соответствии с 2-х частной формой музыки, учить ходить по кругу, сужать и расширять круг

1.Строевые упражнения ходьба и бег в колонне и врассыпную.

3-4 занятие

2.Игроритмика «Охотники и звери»

1ч.-хлопки,2ч.-прячутся

«Марш» Робера

3.Хореографическое упражнение (повтор 1-2 занятия)

4.Игры со словом «Вороны» «По ровненькой дорожке»

5. «Танец с музыкальными инструментами»

«Танцуй, малыш-2»  

Суворова

6.Упражнение на релаксацию

Пальчиковая игра «Сидит белка»

Формировать ритмичную ходьбу с правильной осанкой, развивать умение детей сохранять ровный круг при движении за руки, развивать чувство ритма.

1.Строевые упражнения: построение в круг и шеренгу. Ходьба и бег врассыпную

5-6 занятие

2.Игра со словом «Муравьиная зарядка»

3.Игроритмика: хлопки и притопы через счет и на каждый счет

«Гопачок» Украинская народная мелодия

4.  «Танец с музыкальными инструментами»

5.Музыкально-подвижная игра «Дождик»

Аудиокассета «Веселые уроки» Железнова Е.

6.Ритмическая игра

«Не плачь!» (палочки, маракасы)

7.Игровой самомассаж

«Пора начинать» Железнова

Развивать умение детей ходить хороводным шагом, развивать ориентировку в пространстве, закреплять умение детей быстро и самостоятельно строить круг, выполнять игровые действия в соответствии с текстом и 3-х частной музыкой, совершенствоватьисполнение плясовых движений

1.Музыкально-подвижная игра:

«Нитка-иголка»

7-8 занятие

2. Строевые упражнения:

Построение в круг, передвижения по кругу, в различных направлениях за педагогом.

3.Игроритмика: повторить хлопки (1-2 занятие)

4.Игры со словом:

«Заинька», «Две тетери»,

«Солдатик»

5.Ритмический «Танец с кубиками»

«Полька» Сатулиной

6.Игра «Музыкальные загадки»

Сборник «Веселая карусель»

7. Упражнения на релаксацию

Звуки природы

Октябрь

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Закреплять понятия: «колонна», «круг», «шеренга», развивать умение быстро строить круг, закреплять умение двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, выполнять притопы одной или двумя ногами, в соответствии с текстом выполнять образные действия, тренировать освоение топающего шага, подводить к выполнению приставного шага.

1.Строевые упражнения (повтор предыдущих занятий)

1-2 занятие

2. Игры со словом «Между речек и полей»

3. Игроритмика «Веселые ножки», «Охотники и звери»

4.Игроритмика «Широкая и узкая дорожка» подготовительное упражнение к приставному шагу

5.Ритмический танец «Колобок»

«Танцуй, малыш!» 2 выпуск Суворова

6.Упражнения на релаксацию

CD «Звуки природы»

Совершенствовать качество прыжков на двух ногах, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, развивать внимание и музыкальную память, выразительно выполнять игровые действия, двигаться в одном темпе, освоение высокого шага, прямого галопа.

1.Строевые упражнения: построение в шеренгу, круг .Ходьба по кругу с хлопками.

3-4 занятие

2.Хореографические упражнения: позиции рук (поясок, кулачок на бочок, полочка, лапы, дощечка)

3.Игроритмика: хлопки через счет, на каждый счет.

Украинская мел. «Гопачок»

4.Ритмический танец «Колобок» (по показу)

Суворова 2 выпуск «Танцуй, малыш!»

5.Игра со словом «Из-за леса»

6.Музыкально-подвижная игра

«На лошадке»

Железнова Е. «Веселые уроки» аудиокассета

7.Пальчиковая гимнастика

«Совушка-сова»

Развивать умение детей ходить «цепочкой», держась за руки, овладевать топающим и приставным шагом, подводить детей к выполнению подскока, выполнять действия с атрибутами, самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой музыки, развивать ловкость и внимание.

1.Хореографические упражнения: позиция ног (домик, узкая и широкая дорожка)

5-6 занятие

2.Игроритмика «Иголочка-ниточка»

(ходьба цепочкой за педагогом)

3.Ритмическая игра «Дождик»

4. Танец с музыкальными инструментами

5.Музыкально-подвижная игра «Колобок»

6.Подвижная игра «Кот и мыши»

CD  Железнова «Веселые уроки»

7.Упражнения на дыхание, расслабление мышц

Развивать умение детей согласованно двигаться в парах, кружиться парами, пополнять запас плясовых движений (хлопки), тренировать детей ориентироваться в пространстве, выполнять правила игры, развивать внимание и ритмичность движения, воспитывать коммуникативные качества

1.Строевые упражнения: построение в 2 колонны, ходьба со сменой направлений

7-8 занятие

2. Игроритмика: «Найди пару и покружись!»

3. Игры со словом «Две тетери», «Дорожка», «Заинька»

4. Танцевальная разминка: плясовые движения (притопы с хлопками, выставление ноги на пятку, пружинка, с фонариком)

5.Музыкально-подвижная игра «Машинист»

СD Железнова Е. «Веселые уроки»

6.Танцевальные шаги: топающий шаг (паровозик) и высокий шаг (лошадки)

7. Игровой самомассаж

Ноябрь

Программные

задачи

  Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать ориентировку в пространстве, закреплять навык пружинных приседаний, двигаться в соответствии с изменением динамики музыки, вырабатывать навыки выразительного движения, развивать у детей тембровый слух.

1.Строевые упражнения: построение в круг, продвижение по кругу за педагогом.

1-2 занятие

2. Игроритмика «Повтори за мной!» (хлопки, притопы, шлепки по показу педагога)

3.Музыкально-подвижная игра «Отгадай, чей голосок?»

4. Игры со словом «У пруда», «Матрешка»

5. Ритмический танец «Полька»

«Полька» Кабалевский Д.

6.Пальчиковая гимнастика «Трава- мурава»

7.Игровой самомассаж: поглаживание рук и ног в образной форме (ладошка «мочалка», «омываем водичкой руки-ноги»

Развивать умение детей согласованно двигаться в парах, сохранять ровный круг в движении в разных направлениях, совершенствовать навык прямого галопа, выполнять движения в соответствии с текстом, развивать навык выразительного игрового образа, закреплять навык правильной осанки у детей.

1.Строевые упражнения: построения в пары, ходьба парами и по одному

3-4 занятие

2.Хореографические упражнения: закрепить позиции ног (1;6), позиции рук (поясок, полочка, матрешка, крылышки)

3.Ритмический танец «Мы пойдем сначала вправо»

 

4.Игры со словом «Зайка, поскочи!»,

Сборник Соколовой Ю. «Речь и моторика»

5.Танцевальные шаги: высокий (лошадки), пружинный (кошечка)

6.Упражнения на релаксацию

Совершенствовать ритмичность движений: бега и прыжков, закреплять навык пружинных движений, тренировать согласованно выполнять движения в парах, соблюдать правила игры.

1.Строевые упражнения: построения в колонны, шеренги, круг

5-6 занятие

2. Хореографические упражнения: закреплять танцевальные позиции рук и ног

3. Игры со словами: «Мы шагаем по сугробам», «Лисичка»

4.Игроритмика: хлопки и притопы через счет, каждый счет

5.Ритмический танец «Если нравится тебе»

«Танцевальная ритмика» Суворовой выпуск №2

6.Повторение польки в парах

7. Музыкально-подвижная игра «Зайцы и волк»

«Веселые уроки» Железнова Е.

8. пальчиковая игра «Жук»

9.Упражнения на дыхание и расслабление мышц.

Развивать умение детей самостоятельно перестраиваться из круга врассыпную, слышать смену музыкальных фраз и менять движения, выполнять движения по показу педагога, запоминать последовательность движений, улучшать качество топающего шага.

1.Игроритмика: хлопки и притопы

7-8 занятие

                     

2.Хореографические упражнения: закрепление позиций рук и ног

3.Парная полька Дружные пары»

«Рыбачок» эст. нар. мел.

4.Игры со словом: «Игра в снежки», «По сугробам», «Петушок»

5. Игра с мячом (на определение тембра)

6.Упражнение на релаксацию

CD  «Звуки природы»

Декабрь

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Следить за осанкой детей во время ходьбы, улучшать качество танцевального бега в парах, пространстве, формировать у детей выразительность движений, игрового образа.

1.Строевые упражнения: построение в 2 колонны (по ориентирам)

1-2 занятие

2. Игроритмика «Охотники и звери», «Веселые ладошки»

3. Игры со словом «Солдатик», «Мы шагаем по сугробам»

4.Ритмический танец «Петушок»

Суворова «Танцуй, малыш» 2 выпуск

5.Музыкально-подвижная игра «На велосипеде»

«Веселые уроки» Е. Железнова

6.Креативная гимнастика: «Лесные загадки»

7.Упражнения на релаксацию

«Звуки природы»

Улучшать музыкально-двигательные навыки детей, умение детей ориентироваться в пространстве, совершенствовать навык поскока, двигаться в соответствии с музыкой и текстом потешки, упражняться над четкостью и выразительностью движений

1.Строевые упражнения: построения в круг, ходьба маршевым и хороводным шагом

3-4 занятие

2.Игроритмика: хлопки, выставление ноги на пятку, притопы

3. Игры со словом: «Вороны», «Две тетери»

4.Ритмические танцы: «Давайте все делать как я1», «Петушок»

Суворова выпуск №2 «Танцуй, малыш!»

5. Музыкально-подвижная игра «Зайцы и волк»

CD «Веселые уроки»

6. Пальчиковая гимнастика «Тили-бом»

7.Упражнение на релаксацию

Закреплять движения хороводного, топающего шага, упражнять детей двигаться поскоком, менять движения самостоятельно в 2-ч. форме музыки, совершенствовать четкость и выразительность движений.

1.Строевые упражнения: подвижная игра «У ребят порядок строгий» (построение круга, шеренги. Колонны) Ходьба по кругу вправо-влево, сужение и расширение круга

5-6 занятие

2.Игроритмика: поднимание и опускание под музыку сцепленных в шеренгах рук.

3.Игра со словом «Золотые ворота»

4.Ритмический танец «Маленькая полька»

Музыка Кабалевского

5.Музыкально-подвижные игры: «Кот и мыши», «Зайчики и волк»

«Веселые уроки» Железнова

6.Игровой самомассаж

Упражнять детей запоминать последовательность игровых и танцевальных движений. Формировать у детей навык самостоятельно менять движения в соответствии с текстом потешки.

1.Хореографические упражнения: позиции рук и ног

7-8 занятие

2.Танцевальные шаги: высокий шаг, поскок

3.Игры со словом «Солдатик», «Гуси»

4. Игроритмика «Иголка-нитка»

5.Повторение ритмического танца «Кузнечик»

 Музыка Шаинского

6.Музыкально-подвижные игры: «Машинист», «Музыканты»

«Веселые уроки» Железнова Е.

7.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

8. Упражнения на релаксацию и гибкость

«Звуки природы» CD

Январь

Содержание

Репертуар

Занятия

Формировать у детей навык у ориентироваться в пространстве, развивать ритмичность движений, тренировать самостоятельно менять движения в соответствии 2-х частной музыки, закреплять умение ходьбы по кругу, сужать и расширять круг, передавать игровые образы.

1.Игроритмика: хлопки , притопы. Музыкальная игра «Охотники и звери» (различение динамики)

1-2 занятие

2. Игры со словом «Девочки и мальчики», «Мы шагаем по сугробам»

 3. Ритмический танец «Зверобика»

Музыка Савельевой Б.

4.Хореографические упражнения: закрепления позиций ног, рук, полуприсяд, выставление ноги на пятку, выставление ноги на носок.

«Вальс» Грибоедова

 5.Музыкально-подвижная игра «Иголка-нитка»

6.Игровой самомассаж

Развивать умение детей самостоятельно перестраиваться из круга врассыпную, формировать умение слышать смену музыкальных фраз, менять движение, выполнять движение по показу педагога, запоминать последовательность движений, улучшать качество топающего шага.

1. Строевые упражнения: построение в круг, ходьба по кругу, врассыпную

3-4-занятие

2. Игроритмика: «Тихо-громко» (увеличение, уменьшение круга в соответствии с динамикой)

3. Ритмический танец «В траве сидел кузнечик»

Суворова «Ритмическая мозаика»

4.Хореографическое упражнение (повтор упражнений 1-2 занятий)

5.Пальчиковая гимнастика: выполнение из пальцев бинокля, цепочки.

6.Игра со словом «Игра в снежок»

7.Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки. Потряхивание кистями рук. (воробушки летают)

Развивать умение детей ходить цепочкой, держась за руки, совершенствовать топающий и приставной шаги, поскок, закреплять умение самостоятельно менять движение в соответствии 3-х частной музыки, развивать внимание, ловкость

1. Строевые упражнения, построение в шеренгу и колонну. Ходьба в сцеплении рук «гусеница»

5-6 занятие

2. Игроритмика: поднимание и опускание рук на два счета и на четыре счета

3. Ритмический танец «В траве сидел кузнечик»

Музыка Шаинского

4. Музыкально-подвижная игра «Кот и мыши»

Железнова «Веселые уроки» CD

5. Пальчиковая гимнастика (повтор 3-4 занятия)

6. Упражнения на релаксацию

Развивать у детей навык ритмичности движений, легкого бега и прыжков, умение согласованно выполнять движение в парах, соблюдать правила игры, замедлять и ускорять движения в соответствии с музыкой

1. Строевые упражнения: построения в пары, ходьба парами

7-8-занятие

2. Игроритмика: плясовые движения с платочками

Русская народная музыка

3. Игра со словом «Матрешка»

4.Ритмический танец «Матрешки»

«Песни и музыка для движений» CD

5. Музыкально-подвижная игра «Зайчики»

«Веселые уроки»

Железнова

6.Упражнения на релаксацию

Февраль

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать навык у детей ориентироваться в пространстве, вырабатывать навыки выразительного движения, развивать тембровый слух

1. Игроритмика «Громко-тихо» (ходьба, акцентируя шаг и в полуприсяде, крадучись,

 хлопки (ладушки, блинчики, тарелочки, комарики ,солнышко,)

1-2 занятие

2. Хореографические упражнения: движения руками на плавную музыку

 3. Ритмический танец «Матрешки»

4. Музыкально-подвижная игра «Зайчики»

5. Пальчиковая гимнастика: муз. игра «Пальчики»

«Веселые уроки» Железнова Е.

6.Упражнение на расслабление мышц и дыхание (насос)

Совершенствовать умение детей согласованно двигаться в парах, улучшать навык прямого галопа, тренировать детей выразительно передавать игровые образы, следить за осанкой.

1.Строевые упражнения: построение в пары, ходьба парами, по одному, врассыпную

3-4 занятие

2. Игроритмика: (повтор 1-2 занятие)

3. Хореографические упражнения (повтор «Кузнечик»

Музыка Шаинского

4. Музыкально-подвижная игра «Карусели»

«Веселые уроки» Железнова Е.

5. пальчиковая игра «Цок-цок»

6.Игровой самомассаж

Формировать навык правильной осанки у детей во время ходьбы, улучшать навык легкого танцевального бега в парах

1.Музыкально-подвижная игра «У ребят порядок строгий» Построение в колонну и шеренгу по ориентирам

5-6 занятие

2. Игроритмика: плясовые движения с платочками

3. Повтор танца «Колобок»

Сборник Т. Суворовой

«Танцуй, малыш!»

4.Игра со словом «Вороны», «Ежики»

5. Упражнение на релаксацию

Совершенствовать музыкально-двигательные навыки детей, умение ориентироваться в пространстве, формировать четкость и выразительность движений у детей.

1.Музыкально-подвижная игра «У ребят порядок строгий»

7-8 занятие

2. Креативная гимнастика «Создай образ»

3. Ритмический танец «Манечки-Ванечки»

Русская народная музыка

4. Релаксация мышц

Март

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Закреплять у детей навык движения хороводным, топающим шагом, поскока, формировать навык менять движение с изменением музыки, тренировать навык соблюдения правила игры.

1. Строевые движения: построение в круг, «хоровод»

1-2 занятие

2.Ритмический танец «Манечки-Ванечки»

«Манечки-Ванечки» Суворовой вып.2

«Танцуй, малыш!»

3. Игроритмика: хлопки и притопы на каждый счет и через счет

4. Игра со ловом «Петух»

5. Музыкально-подвижная игра по ритмике «Эхо»

6. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

7. Игровой самомассаж

Совершенствовать навыки у детей ориентировки, закреплять умение двигаться в динамике музыки, умения легко кружиться под музыку, развивать ритмический слух.

1.Строевые упражнения (занятие 1-2)

3-4 занятие

2. Ритмический танец с лентами «Облака»

Музыка Шаинского

3.Хореографические упражнения: полуприсяд, подъем на носки

4. Упражнение на укрепление осанки

5.Упражнения на релаксацию

Развивать чувство ритма, формировать навык ориентировки, закреплять коммуникативные качества, умение двигаться небольшими группами со сменой направления

1.Танцевальные шаги: высокий шаг и на носках, приставной шаг, шаг с поскоком

5-6 занятие

2. Игроритмика: хлопки и притопы

3.Музыкально-подвижная игра «Веселые погремушки»

Вилькорейская «Музыка и движение»

4.Ритмический танец с лентами «Облака»

Шаинский

5. Игра со словом «Поезд»

6. Упражнение на релаксацию

Развивать умение детей запоминать последовательность игровых и танцевальных движений. Развивать ориентировку в пространстве

1.Строевые упражнения: построение в круг, повторить танцевальные шаги

7-8 занятие

2. Игра со словом «Поезд»

3.Повторить ритмический танец «Матрешки»

СD «Песни и музыка для движений»

4.Креативная гимнастика «Кто я?» (передать игровой образ в движениях и позах)

Пальчиковая игра «Сидит белка»

Игровой самомассаж

Апрель

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные качества, вырабатывать навыки выразительного движения, развивать тембровый слух

1.Строевые упражнения: построение в колонну, шеренгу, круг, сцепление «гусеница»

1-2 занятие

2.Танцевальные шаги: шаг с носка, высокий шаг

3.Креативная гимнастика-игра «Кто я?»

4. Ритмический танец с лентами» «Облака»

Музыка Шаинского

5. Музыкально- подвижные игры: «Угадай, чей голосок?»

«Пройдем в воротики»

«Золотая рыбка» Железнова Е.

6. Упражнение на расслабление мышц, дыхание.

Развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма, внимание, быстроту реакции, закреплять раннее полученные навыки. Подводить детей к выполнению приставного шага

1.Строевы упражнения: построение в круг, ходьба и бег по кругу.

3-4 занятие

2.Ритмический танец «Облака»

Шаинский

3.Игроритмика: повторить хлопки и притопы на каждый счет и через счет

4. Игра со словом «Положили через речку»

5.Креативная гимнастика «Кто я?"

6.Музыкально-подвижная игра «Паровозик»

«Веселые уроки» Железнова Е.

7.Упражнения на релаксацию

Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве, развивать у детей тембровый слух, формировать умение детей выразительно передавать игровые образы, следить за осанкой детей

1. Креативная гимнастика «Кто я?» (образные движения бабочки, птички, лягушки, зайчика)

2.Ритмический «Танец с игрушками»

Белорусская мелодия «Янка»

5-6 занятие

3. Музыкально-подвижная игра «Солнышко и дождик»

«Веселые уроки» Железнова

4. Пальчиковая гимнастика : выполнение фигурок пальцами(бинокль, цепочка)

5.Упржнение релакс

Развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма, улучшать качество топающего шага, развивать мелкую моторику рук

1.Строевые упражнения: построение в круг, ходьба парами

7-8 занятие

2. Музыкально-подвижная игра «Паровозик»

«Веселые уроки» Железнова Е.

3. Танец – игра с игрушками

Белоруссская народная мелодия Полька «Янка»

4.Пальчиковая игра (повтор3-4 занятия)

5.Игра со словом «Золотые ворота»

6. Дыхательное упражнение, на укрепление осанки

Май

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Совершенствовать музыкально-двигательные навыки детей, умение ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с музыкой и текстом, выразительно передавать игровые образы, тренировать детей выполнять и соблюдать правила игры.

1.Танцевальные шаги: шаг с носка, высокий шаг, на носках.

1-2 занятие

2. Музыкально-подвижная игра «Мыши»

CD «Лимпопо» Железнова Е.

3.Ритмический танец «Кузнечик»

4. Игра «Найди себе пару»

5. Игра со словом «Положили через речку»

6.Упражнение релакс.

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, быстроту реакций, ориентировку в пространстве

Совершенствовать танцевальные движения с платочком.

1.Строевые упражнения: построение в круг, ходьба по кругу, сужение и расширение круга

3-4 занятие

2.Игроритмика: хлопки и притопы. Игра «Охотники и звери»

«Марш» Робера

3. Креативная гимнастика: игровые задания «Магазин игрушек»

Сборник «СА-ФИ-ДАН-СЕ» Фирилевой

4.Танцевальные движения с платочками

Рус. нар. мел.

5.Музыкально-подвижная игра «Садовник»

«Веселые уроки» Железнова

6. Пальчиковая гимнастика

Следить за осанкой детей во время ходьбы, улучшать качество танцевального бега в парах, совершенствовать четкость и выразительность движений, соблюдать правила в играх.

1.Строевые упражнения: построения в пары, ходьба с погремушками

5-6 занятие

2. Ритмические движения с погремушками

3. Музыкально- подвижная игра «Садовники»

4.Танцевальные шаги: приставной, высокий шаг.

5. Ритмический танец «Маленькая полька»

6.Упражнение на релаксацию и расслабление мышц

Развивать творческие способности, закреплять умение ритмично и выразительно двигаться под музыку. Способствовать развитию музыкальности, танцевальности и координации движения.

1. Строевые упражнения: построение в шеренгу, колонну, в круг, Ходьба по кругу, врассыпную, парами.

7-8 занятие

2.Игроритмика: «Иголка и нитка». Ходить без педагога.

3.Креативная гимнастика «Магазин игрушек»

4. Повтор по желанию 2-3 знакомых танца

5.Музыкально-подвижная игра по желанию детей.

6. Упражнение релакс


Ожидаемые результаты обучения (средняя группа)

- дети выполняют простейшие построения и перестроения

- выполняют танцевальные шаги: шаг с носка, высокий шаг, полуприсяд, поскок.

-исполняют ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку

- ритмично двигаются в различных музыкальных темпах, передают хлопками и притопами простейший ритмический рисунок

- выразительно передают игровой образ

Формы итоговых мероприятий : открытое занятие, итоговый концерт для родителей , участие в концертах ДОУ.

В процессе занятий педагог наблюдает за воспитанниками, отслеживает динамику ритмического воспитания детей.

Подведение результатов происходит два раза в год: в сентябре и мае.

 


Способы проверки результатов

Ребенок активно откликается на предложение педагога, вызывается быть ведущим в построениях. С удовольствием и радостно выполняет танцевальные шаги, комплексы ритмических упражнений.

Слышит сильные и слабые доли музыки.

Выразительно, с эмоциями передает игровой образ в играх, танцах

С удовольствием и радостно выполняет танцевальные шаги, комплексы ритмических упражнений.

Слышит сильные и слабые доли музыки.

Выразительно, с эмоциями передает игровой образ в играх, танцах.

Исполняет танец с небольшими подсказками педагога.

Просит включить любимые танцы, придумывает «свои» движения к ним.                                  

 4-5 баллов

Ребенок спокойно слушает музыку, на предложение педагога откликается без инициативы.

Повторяет движения с подсказкой педагога.

Проявляет интерес к услышанному, но самостоятельно не решает действовать (начать танец, игру на музыкальных инструментах)

Молчит, не пытается вступить в диалог с детьми, педагогом. Любимых игр, потешек, танцев нет.    

3-4 балла

Ребенок на занятиях занимается «своим» делом. Ему трудно стоять или сидеть некоторое время, он не слышит речи педагога. Отвлекается на занятиях, правила игры не соблюдает.                                                  

1-2 балла


Второй год обучения  (старшая группа, 5-6 лет)

Учебно – тематический план

Сентябрь

Программные задачи

Содержание

  Репертуар

Занятия

Закреплять у детей понятие: колонна, шеренга, круг. Совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать ритмичность движений, внимания, добиваться легкого танцевального бега, смены движений разных музыкальных частей

Развивать навык у детей менять направление движения в соответствии с музыкой,

отмечать в движении сильную долю такта, самостоятельно начинать и заканчивать движения с музыкой, выполняя их согласованно, развивать умение детей русским плясовым движениям: пятка-точка, перекат с притопом, полуприсяд. Развивать у детей ловкость и сноровку.

1.Строевые упражнения: построение в шеренгу, колонну,

круг.

2. Ходьба в колонне с остановкой.

Построение по ориентирам.

3. Хореографические упражнения:

позиции рук, ног.

4. Ритмическая игра с карточками.

5. Музыкально-подвижная игра «Девочки и мальчики»

6. Игра со словом «Музыкальная зарядка»

7. Упражнения на расслабление

Мышц и дыхания

1.Хореографические упражнения (повтор 1-2 занятия)

2. Игра со словом «Муравьиная зарядка»

3.Танцевальный шаг с носка.

4. Игроритмика: хлопки и притопы через счет, на каждый счет.

5.Ритмический танец

«В траве сидел кузнечик»

6. Танцевальная разминка

(русские плясовые движения)

7 Игровой самомассаж, упр. на дыхание

«Марш» Ломовой

Аудиозапись «Золотые ворота» Железновой

СD Железнова «Сказочки -щекоталочки» 1-2 трек

Марш. СD «Ритмическая мозаика» Буренина

«Танцуй малыш!» Суворова №1

«Гопачок» укр. н.м.

Шаинский

 СD Буренина

«Коммуникативные танцы»

СD Железнова

«Сказочки щекоталочки»

3-4 трек

 1-2 занятие

3-4 занятие

Развивать навыки пружинящего движения, упражнять ходить с носка (танцевальный шаг, совершенствовать навык ориентировки в пространстве, согласованно выполнять движения в парах, слышать и передавать в движении ярко

выраженные ритмические акценты)

Воспитывать у детей выдержку, ловкость, быстроту реакций.

1.Строевые движения: построение в одну, две колонну. Ходьба парами

2. Игры со словами: «Горошина», «Ворон»

3. Ритмический танец «В траве сидел кузнечик» Выполнять движения по показу.

4. Музыкально-подвижная игра «Зайцы и волк»

5. Пальчиковая игра «Летний дождик»

6. Упражнения на осанку в положении сидя и стоя.

Марш. СД Буренина

Шаинский

СД .Железнова «Веселые уроки»

«Ритмическая мозаика» Буренина «Танцуем сидя»

5-6 занятие

Развивать умение детей двигаться в соответствии с разным характером музыки, различать малоконтрастные части музыки, двигаться, согласно тексту, упражнять свободно ориентироваться в пространстве, развивать у детей навык внимания.

1.Хореографические упражнения (позиции рук, ног) Ходьба с хлопками и бубном.

2.Игры со словом «Ворон» «Горошина»

3. Танцевальные шаги: высокий шаг и шаг с носка.

4. Ритмический танец «Раз, два, три»

5.Музыкально-подвижная игра «Кот и мыши»

6.Упражнения на релаксацию

 

СD Протасов «Прыг, скок»

Суворова «Танцевальная ритмика» №2  

муз. Паради

Железнова СD «Веселые уроки»

Дунаевский «Мэри Поппинс»

7-8 занятие

Октябрь

Программные задачи

Содержание

 

Репертуар

Занятия

Развивать чувство ритма, зрительное внимание, совершенствовать качество танцевальных шагов: приставного шага, поскоков, развивать ориентировку в пространстве, закреплять умение отмечать в движении (хлопках и притопах) сильную долю. Воспитывать доброжелательные отношения друг с другом.

1. Хореографические упражнения: позиции рук и ног в танцах.

2. Игра со словом «Ворон»

3.Танцевальные шаги: приставной шаг с приседанием.

4. Игроритмика «Змейка» с воротцами

5. Ритмический танец «Раз, два, три» С. Паради

6. Музыкально- подвижная игра «Бука»

7. Упражнения на осанку и расслабление мышц

СD Каплунова «Топ-топ, каблучок»

Суворова «Танцевальная ритмика «№2

Железнова «Золотая рыбка»

СD «Зарядка для малышей»

1-2 занятие

Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления,

Совершенствовать навык свободно ориентироваться в пространстве, закреплять знакомые плясовые движения, совершенствовать выразительность, образность движений,

способствовать развитию творческих способностей и фантазии детей.

 1. Строевые упражнения: построение в одну и две колонны, круг. Ходьба хороводным шагом по кругу и змейкой за педагогом.

2.Игроритмика «Упражнение для рук»

3. Игры со словом «Две тетери» «Горошина»

4. Ритмический танец «Разноцветная игра» Савельева

5. Ритмическая игра «Музыкальный еж»

6.Танцевальная разминка (русские плясовые движения)

7.Игровой массаж

СD Протасов «Марш»

Суворова «Танцевальная ритмика» №3

CD. Кадышева

«Сказочки-щекоталочки» 4-5

3-4 занятие

Развивать навык у детей ходить в шеренгах, сохраняя равновесие, совершенствовать качество приставного и пружинного шага, поскока,

Тренировать навык самостоятельно различать темповые изменения в музыке и отмечать это сменой движения,

Формировать движения современного танца.

1.Строевые упражнения: построение в 2 шеренги. Ходьба парами.

2.Танцевальная разминка: перекат с притопом. Пятка-точка.

3. Танцевальные шаги: поскок, пружинный шаг.

4.Игроритмика, кружение в парах.

5. Ритмический танец Спортивный тренаж

6.Ритмическая речевая игра «Дождик кап!»

7. Музыкально-подвижная игра «Ищи свой листок»

CD. Буренина, Суворова, Протасов

Затеплинский «Поскоки»

Суворова №2 «Руки вверх!»

Рус.н.м.

5-6 занятие

Совершенствовать ориентировку в пространстве.

 

 

Согласованно действовать в играх, совершенствовать качество высокого и топающего шага, развивать у детей образность движений

Развивать ритмическую способность, внимание у детей.

1. Строевые упражнения: построение в 1 круг и 2 круга. Ходьба по кругу в разных направлениях.

2.Танцевальная разминка (плясовые движения)

3.Танцевальные шаги: высокий, топающий

4. Тренаж «Чимби-Римби» Савельева

5.Ритмическая игра «Ёжик и барабан»

6. Креативная гимнастика «Создай образ»

7 Упражнения на расслабление мышц

СD. Кадышева «Яблонька»

СD «Спортивные танцы №2 Суворова

СD «Песни и музыка для движений»

7-8 занятие

Ноябрь

Программные

задачи

  Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать навык ориентировки в пространстве, развивать у детей умение определять темп (умеренный, медленный, быстрый) и соответственно менять движение. Развивать ритмичность движений, упражнять детей самостоятельно и по показу педагога, менять движения в соответствии с музыкальными фразами, совершенствовать плясовые движения. Развивать слуховое и зрительное внимание.

1.Строевые упражнения: построение в круг, шеренгу.

2.Игроритмика: «Ты смотри, не шали!»  Смена партнера в танце.

3. Тренаж «Чимби-Римби»

4. Игры со словом «Скок-поскок»

5.Игроритмика: различные виды кружения в парах: «корзиночки», «вертушки», «лодочка»

6.Креативная гимнастика. Создай свой образ.

7. Упражнение релакс

Каплунова СD «Топ, хлоп каблучок»

«Песня мартышки» Савельева,СD

Пальчиковая игра «Теремок»

1-2 занятие

Совершенствовать легкий танцевальный бег, улучшать качество плясовых знакомых движений,

пополнить запас плясовых движений,

развивать чувство ритма и формы музыкальных произведений

1. Строевые упражнения: передвижение шагом, бегом в колонне и врассыпную.

Построение в круг.

2. Игроритмика:

динамика звучания,

увеличение,

уменьшение круга

3.Хореографические упражнения.

 Позиции рук в танце.

4.Танцевальная разминка-шаг с носка, пружинный.

5. Ритмический танец «Бабка Ёжка»

6 Упражнения на расслабление

«Танцевальная ритмика» №5 Суворова

«Сказочки-щекаталочки» 5-6 трек

3-4 занятие

Развивать навык у детей чувствовать ритм музыкального произведения, ощущать музыкальные фразы, совершенствовать качество танцевальных шагов.

Добиваться четких, красивых движений, выразительно передавать игровой образ, развивать воображение.

1.Строевые упражнения: построение в 1 и 2 шеренги (по ориентирам)

Ходьба шеренгами с соединенными руками

2.Хореографические упражнения: позиции ног в танце.

3.Танцевальные шаги: боковой приставной шаг, пружинный.

4. Ритмический танец «Бабка Ёжка»

5.Игроритмика «Шагают Петрушки»

6. Музыкально-подвижная игра «В зоопарк»

7.Упражнение на осанку

Суворова «Танцевальная ритмика» №5

Железнова «Веселые уроки»

Пальчиковая игра «Теремок»

5-6 занятие

Развивать у детей плавность движений в хороводе, тренировать напрягать и расслаблять мышцы корпуса.

Побуждать детей к поискам выразительных движений.

Соблюдать правила игры.

1. Строевые упражнения: построения в колонну. Ходьба в колонне змейкой. Бег по кругу и врассыпную.

2. Игра со словом «Под мельницей»

3.Хореограф.упр. (позиции рук, ног)

4.Ритмический танец «Чимби-Римби»

5. Музыкально-подвижная игра «В зоопарке»

6.Подвижная игра «Птицы без гнезда»

7. Игровой самомассаж под музыку

СD Буренина, Суворова, Протасов

Каплунова

Железнова «Веселые уроки»

«Сказочки-щекоталочки» 6-7 трек

7-8 занятие

Декабрь

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать у детей навык ритмичности движений, ловкость, быстроту реакции, совершенствовать качество плясовых движений,

развивать навыки внимания,

Закреплять умение самостоятельно выполнять знакомые пляски,

Развивать умение у детей определять сильную долю в музыке.

1. Игроритмика: хлопки и притопы через счет и на каждый счет.

2. Игры со словом «Барашеньки-крутороженьки»,

«Ваня простота»

3.Хореограф. упр.: плавные движения руками, полуприсяд, выставление ноги на носок.

4. Разучивание

плясовых движений: «распашонка», «ковырялочка».

5. Ритмическая гимнастика «Танцуйте сидя» Савельева

6. Повторение танца «Бабка Ёжка»

7.Танцевальные шаги: хороводные шаги, шаг с носка.

8. Музыкально-подвижная игра «Мышеловка»

9. Упражнение на релакс.

СD.  Буренина «Ритмическая мозаика»

Поппури детских песен

Железнова «Лимпопо» СD

1-2 занятие

Развивать у детей навык самостоятельно двигаться змейкой, совершенствовать качество и ритмичность движений,

Развивать умение у детей выразительно передавать игровые образы,

развивать ловкость, выдержку в подвижных играх, упражнять детей слышать развитие музыкальной фразы и менять соответственно движение.

1.Строевые упражнения: бег по кругу и ориентирам змейкой.

2. Хореографическое упражнение: комбинация ранее разученных композиций и движений.

3.Плясовая разминка

4. Ритмический танец «Снеговики»

5. Игры со словом «Ваня простота» «Скок-поскок»

6. Игроритмика «Охотники и звери»

7.Музыкально-подвижная игра «Кот и мыши»

8.Упр. на осанку  

«Новый Год у ворот» Макушиной

Железнова «Веселые уроки»

3-4 занятие

Развивать навыки выразительного исполнения знакомых танцевальных движений, пополнять запас плясовых движений, развивать умение детей чувствовать метрическую пульсацию, развивать ритмичность движений, совершенствовать качество танцевальных шагов, развивать ловкость движений, чувство ритма.

1.Игроритмика: хлопки и притопы.

2. Игры со словом «Скок поскок» «Ваня простота» «Матрешка»

3. Танцевальная разминка (композиция из ранее разученных движений распашонка, самоварчик)

4. Хореографические движения.

5. Ритмический танец «Ни кола, ни двора» И.Ефремова

6.Подвижная игра «Музыкальные стульчики»

7.Расслабление мышц, релакс.

СD «77 лучших песен для детей» №2

«Звуки природы» СD

5-6 занятие

Формировать навык у детей начинать движение сразу после музыкального вступления, развивать умение различать малоконтрастные музыкальные части, закреплять умение детей передавать выразительный игровой образ, формировать современные ритмы движений.

1. Строевые упр.: круг, шеренга, колонна.

Ходьба высоким и топающим шагом (поднимаемся в горку и спускаемся с нее)

2.Хореограф.упр.

3.Танцевальная разминка

4.Ритмический танец «Ни кола, ни двора»

5.Музыкально-подвижная игра «Карусели»

6. Упражнение на гибкость

Железнова «Веселые уроки»

7-8 занятие

Январь

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, тренировать координацию движения, формировать у детей чувство ритма.

Развивать навык выразительной передачи игрового образа, развивать плавность хороводных движений, расширять, формировать запас плясовых движений

1. Строевые упражнения: построение в пары, ходьба парами, построение в 4 колонны

2.Координационно подвижная игра «Козлик» Освоение нового плясового движения «козлик»

3. Танцевальная разминка (композиции из ранее разученных движений)

4.Ритмический танец «Ну, погоди!»

5.Игровой самомассаж

Марш Чернецкого

Шаинский

Железнова

1-2 занятие

Развивать у детей чувство ритма, умение слышать музыкальные фразы.

Формировать навыки кружения парами в различных позициях рук.

Формировать навыки приставного шага.

Закреплять у детей коммуникативные навыки общения.

1.  Строевые упражнения(повторение)

2.Игроритмика «Веселые пары»: кружение парами в позиции рук корзиночка, лодочка. вертушка, звездочка

3. Координационно подвижные игры «Козлик» «Положили через речку»

4. Ритмический танец «Ну, погоди!»

5. Музыкально- подвижная игра «Бука»

6.Упражнение на релаксацию

Железнова «Золотая рыбка»

Пальчиковая гимнастика-выполнение фигурок из пальцев (бинокль, лодка, цепочка

3-4 занятие

Развивать умения самостоятельно начинать движения после музыкального вступления, упражнять детей свободно ориентироваться в пространстве, совершенствовать исполнение плясовых и танцевальных движений.

Развивать способности к импровизации движений.

Совершенствовать выразительность движений.

1. Строевые упражнения: построение в шеренгу и колонну, ходьба в сцеплении рук «гусеница»

2. Игроритмика: поднимание и опускание рук на 2 и 4 счета.

3. Игра со словом «Можно ль козам не бодаться?» Работа над поскоком.

4. «Танец с прыжками»

5.Самомассаж

СD Железнова «Сороконожка»

Буренина «Коммуникатив-ные танцы»

Железнова «Сказочки щекоталочки» 10-11 трек

5-6 занятие

Развивать чувство ритма, умение слышать музыкальные фразы, воспитывать у детей коммуникативные навыки общения, побуждать детей к поискам выразительных движений, формировать навык соблюдать правила игры.

1.Строевые упражнения: построение в пары по порядковому счету. Ходьба парами и построение в 2 колонны.

2. Игра со словом «Можно ль козам не бодаться?»

3. «Танец с прыжками»

4.Повторение танца «Бабка Ёжка»

5.Музыкально-подвижная игра «Жмурка»

6. Упражнения на релаксацию

Буренина «Ритмическая мозаика»

Железнова «Золотые ворота»

СD «Звуки природы»

7-8 занятие

Февраль

Программные задачи

    Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, упражнять различать фразы и части музыки, упражнять развивать эмоции, формировать навык кружения в различных позициях

1. Хореографические упражнения. Поклон для мальчиков, реверанс для девочек, комбинации из ранее изученного

2. Танцевальные шаги: боковой шаг, хороводный шаг, боковой галоп, поскок

3.Композиция из раннее изученных движений

4.Кружение в парах с различными позициями рук (вертушка, корзиночка, лодочка)

5.Повтор танца «Ну, погоди!»

6.Музыкально-подвижная игра «Кот и мыши»

7 Упражнение релакс

СD, попурри детских песен

Железнова «Веселые уроки»

Развивать навык у детей начинать движение сразу после музыкального вступления, упражнять детей выразительно передавать игровой образ, развивать ритмичность движения, совершенствовать качество танцевальных шагов, развивать ловкость движения

1.Строевые упражнения: построение в шеренгу и две шеренги по порядковому счету

2. Игроритмика: хлопки и притопы, качание руками в сцеплении «качели»

3.Русские плясовые движения

4.Хореографические упражнения (поклон, реверанс)

5. Ритмический танец «Здравствуй, дружок!»

6 Креативная гимнастика: создай образ под песню Кота Леопольда

7. Игровой самомассаж

Музыка Савельевой

«Сказочки -щекаталочки» 11-12 трек

3-4 занятие

Развивать у детей навык слухового и зрительного внимания, формировать умение различать фразы и части музыки, тренировать детей навыку ориентировки в пространстве. Формировать навык кружения поскоком в парах.

1. Игроритмика : хлопки и притопы ногой на сильные и слабые доли такта.

2. Игры со словом «Скок-поскок», «Воробей и голуби»

3. Русские плясовые движения. Хлопки в парах, кружение в парами

4.Музыкально-подвижная игра «В зоопарке»

5.Ритмический танец «Веселые дети»

6.Креативная гимнастика (повтор занятий 3-4)

7.Упражнения на релаксацию

«Веселые уроки» Железнова

Лит. нар. песня

«Коммуника-

тивные танцы»

Буренина

М. Дунаевский «Ветер перемен»

5-6 занятие

Развивать у детей навык ориентировки в пространстве, согласованно действовать в играх, развивать образность в танце, развивать ритмичность, упражнять в умении самостоятельно различать темповые

изменения в музыке, отмечать это сменой движений.

1. Строевые упражнения

: построение в шеренгу, повороты направо и налево. Перестроение из одной колонны в три по ориентирам, построение в три круга.

2.Ритмический танец

3.Игры со словом «Горошина» «Золотые ворота»

4.Русские плясовые движения

5.Хореографические упражнения

6.Креативная гимнастика «Киса Василиса»

«Веселые дети»

Буренина

Русская народная музыка

(Ранее изученные)

7-8 занятие

Март

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать навыки выразительного исполнения знакомых движений, пополнить запас плясовых движений, развивать у детей ритмичность движений, формировать навык выразительно передавать игровые образы, развивать ловкость, выдержку в подвижных играх, развивать навык ориентировки в пространстве.

1.Строевые упражнения перестроение из одной колонны в две по выбранным водящим, бег врассыпную.

2.Танцевальные шаги, хороводный шаг, приставной, пружинный.

3. Русские народные движения. Комбинация из ранее разученных.

4.Позиции рук в парной пляске: «воротики», «стрелка», «лодочка»

5. Игроритмика: «Тихо-громко». Прыжки и группировка в приседе в соответствии с динамикой музыки.

6. Освоение прыжков на двух ногах: с выбрасыванием ног вперед и назад.

7.Повтор танца

8. Игровой массаж

«Веселые дети»

«Лиса и гусь» Железновы

1-2 занятие

Развивать навык у детей слухового и зрительного внимания, умение различать фразы и части музыки, тренировать навык кружения в различных позициях танца.

1. Строевые упражнения: построение в шеренгу и несколько шеренг по ориентиру

2.Хореографические упражнения. Комбинация движений для рук и ног.

3.Игры со словом «Ванька- Встанька»

4. Музыкально- подвижная игра «Мышеловка»

5. Ритмический танец

«разноцветная игра»

6. Повтор танца «Ну, погоди!»

7. Музыкально-подвижная игра «Мышеловка»

8. Упражнение на релаксацию

«Лимпопо» Железнова

Муз. Савельева

«Лимпопо» Железнова

3-4 занятие

Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, развивать ритмичность движений, формировать навык выполнять движения самостоятельно и по показу педагога, тренировать менять движения в соответствии с музыкой, фразами, совершенствовать плясовые движения. Развивать у детей воображение, поощрять творческие проявления детей в игре.

1.Игроритмика: выполнение движений наклон вперед и выпрямиться в различном темпе музыки.

2. Хореографические упражнения: комбинация движений для рук и ног.

3. Танцевальные шаги: высокий шаг и топающий.

4. Русские плясовые движения

5. Ритмический танец «Чик и Брик»

6.Музыкально- подвижная игра «Садовники»

7.Упражнения на восстановление дыхания и осанки.

Суворова «Танцевальная ритмика для детей» №2

«Веселые уроки» Железнова

5-6 занятие

Развивать навык детей слухового и зрительного внимания, формировать умение различать фразы и части музыки, развивать эмоций, формировать навыки кружения в различных позициях, закреплять успехи детей над разнообразием и выразительностью движений.

1. Строевые упражнения: построение в круг, ходьба по кругу в разном направлении, сужение и расширение круга, закручивание «спиральки»

2.Танцевальные шаги: шаг с носка, на носках, пружинный, высокий шаг.

3. Кружение в парах

4. Танцевально-ритмическая гимнастика «Чик и Брик»

5.Музыкально-подвижная игра «Кот и мыши»

6. Игровой массаж

Суворова, выпуск №2

«Веселые уроки» Железнова

«Комар и конь»

Железнова «Сказочки

щекоталочки»

7-8 занятие

Апрель

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать слуховое и зрительное внимание детей, закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять навык кружения парами в различных позициях рук.

 Формировать навык выразительного исполнения танцевальных движений.

1. Игроритмика: хлопки и притопы ногой на сильные и слабые доли.

2. Строевые упражнения: построение в круг.

3.Танцевальные шаги: приставной шаг

4.Прыжки на двух ногах с выбрасыванием ног вперед и назад, поскок

5. Креативная гимнастика

«Ай да я!»

6.Ритмический танец «Веселые дети»

7. Музыкально-подвижная игра «Веселый бубен», «Хлоп тебе»

8.Упражнения на релаксацию

1-2 занятие

Развивать слуховое и зрительное внимание детей, совершенствовать умение различать фразы и части музыки, развивать эмоций детей, формировать навык кружения в различных позициях, формировать навык коммуникативности у детей.

1.Строевые упражнения: построение в шеренгу по звуковому сигналу.

2. Музыкально-подвижная игра «Шапочку передавайте»

3.Ритмический танец «Разноцветная игра»

4. Игроритмика: «Найди себе пару» 1 часть –бег врассыпную, 2 часть дети находят пару, кружение.

5. Игры со словом «Скок-поскок», «Горошина»

6. Ритмическая игра «Если нравится тебе»

7.Упражнение на расслабление и осанку.

Железновы

Муз. Савельева

Суворова, выпуск №2

3-4 занятие

Развивать у детей чувство ритма, умение слышать музыкальные фразы, формировать навыки исполнения приставного шага вправо-влево, закреплять коммуникативные качества у детей

1. Строевые упражнения: построение в одну и две шеренги по порядковому номеру.

2. Игроритмика: ходьба с увеличением темпа до бега.

3. Хореографические упражнения: позиции рук в танце

4. Русские плясовые движения

5. Ритмический танец «Светит месяц»

6. Музыкально-подвижная игра «Карлики и великаны»

7.Прыжки: поскок, боковой галоп.

8. Игровой массаж

«Хоровод»

«Коммуникативные танцы- игры для детей» Буренина

Каплунова «Праздник каждый день»

«Магазин игрушек»

5-6 занятие

Развивать чувство ритма, умение слышать музыкальные фразы, развивать слуховое и зрительное внимание, тренировать координацию движения, формировать навыки кружения поскоками в парах.

1.Игроритмика: хлопки в различном темпе. «Охотники и звери»

2. Игра со словом «Шел король по лесу»

3. «Светит месяц» Коммуникативный танец

4. «Спортивный тренаж»

5.Игровой массаж

«Воздушный шарик»

Суворова, выпуск №3

7-8 занятие

Май

Программные задачи

Содержание

Репертуар

Занятия

Развивать слуховое и зрительное внимание, формировать у детей координацию движений, развивать чувство ритма, тренировать детей ориентироваться в пространстве, совершенствовать легкий танцевальный бег, совершенствовать качество плясовых знакомых движений.

1. Танцевальные шаги: шаг с носка, приставной, боковой.

2. Игроритмика «Громко-тихо». Увеличение и уменьшение круга. «Спиралька»

3. Игры со словом «Горошина», «Скок –поскок»

4. Хореографические упражнения: позиции рук в парной пляске, и при кружении парами

«стрелка», «качели», «воротики», «бантик», «вертушка», «лодочка»

5.Русские плясовые движения

6. Ритмический танец «Спортивный тренаж»

7. Музыкально-подвижная игра «Садовники»

8. Упражнение на релаксацию и осанку

«Веселые уроки»

1-2 занятие

Развивать чувство ритма, умение слышать музыкальные фразы, воспитание коммуникативных качеств. Совершенствовать качество хороводных движений, развивать ловкость, быстроту реакций. Расширять и пополнять запас танцевальных движений.

1. Строевые упражнения: построение в шеренгу, повороты вправо-влево

2. Игроритмика «Повтори за мной!» (прохлопывание различного ритма педагогом)

3. Координационно –подвижные игры «Барашеньки-крутороженьки», «Ваня простота»

4. Танцевальная разминка: прыжки на двух ногах с выбрасыванием ног вперед.

5. Ритмическая гимнастика с платочком

6. Коммуникативный танец «Смени пару»

7. Пальчиковая гимнастика

8. Упражнения на дыхание и расслабление мышц.

Шаинский «Облака»

Рус.н.м. «Светит месяц»

«Пальчики» Железновы

3-4 занятие

Развивать слуховое и зрительное внимание, упражнять навык координации движения, чувство ритма, ориентировки в пространстве, формировать умение различать фразы и части музыки, развивать у детей навык выразительных движений, эмоций.

1. Музыкально-подвижная игра на закрепление строевых упражнений. Построение в шеренгу, колонну, круг, врассыпную по звуковому сигналу.

2. Хореографические упражнения

3. Повтор изученных плясовых движений.

4.Игроритмика: хлопки в парах «стенка» «крестик»

5. Ритмический танец с кубиками, ложками, бубнами

6. Креативная гимнастика «Киса Василиса»

7. Игровой массаж

«Яблочный пирог»

«Полька» Красева

5-6 занятие

Расширять запас плясовых движений, развивать у детей ритмичность, совершенствовать качество танцевальных шагов: приставного шага, поскоков, развивать навык ориентировки в пространстве, развивать образность движений.

1. Игроритмика: хлопки и притопы на каждый счет, по четыре на счет.

2. Танцевальная разминка. Композиция из разученных движений.

3. Танцевальные шаги: высокий и топающий шаг.

4. Повторение любимых игр, по желанию детей.

5. «Танцевальный марафон» - конкурс на лучшее исполнение

Танцев

6. Упражнение на релаксацию и восстановление дыхания.

7-8 занятие


Ожидаемые результаты обучения (старшая группа)

- дети выполняют простейшие построения и перестроения: колонна (одна, две, четыре) ,шеренга(одна, две, три с назначенными ведущими) ,круг (один, два, три круга), «змейка» за педагогом. Ходьба парами. Сужение, расширение круга, «спиралька»

-дети выполняют танцевальные шаги: шаг с носка, высокий шаг, пружинный шаг, полуприсяд, поскок, приставной шаг с приседанием, хороводный шаг, боковой галоп.

-дети слышат музыкальные фразы, части музыки, ритмическую пульсацию, сильные и слабые доли в музыке.

-дети самостоятельно начинают движение после музыкального вступления

-дети исполняют ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку

- дети ритмично двигаются в различных музыкальных темпах, передают хлопками и притопами простейший ритмический рисунок

- дети различают эмоции в музыке

- дети выразительно передают игровой образ

Формы итоговых мероприятий: открытое занятие, итоговый концерт для родителей , участие в концертах ДОУ.

В процессе занятий педагог наблюдает за воспитанниками, отслеживает динамику ритмического воспитания детей.

Подведение результатов происходит два раза в год: в сентябре и мае.


Способы проверки результатов

Ребенок активно откликается на предложение педагога, вызывается быть ведущим в построениях.

С удовольствием и радостно выполняет танцевальные шаги, комплексы ритмических упражнений.

Слышит сильные и слабые доли музыки.

Выразительно, с эмоциями передает игровой образ в играх, танцах.

У ребенка развито воображение, есть творческие проявление в играх.

Исполняет танец с небольшими подсказками педагога.

Просит включить любимые танцы, придумывает «свои» движения к ним.                                   

4-5 баллов

Ребенок спокойно слушает музыку, на предложение педагога откликается без инициативы.

Повторяет движения с подсказкой педагога.

Проявляет интерес к услышанному, но самостоятельно не решает действовать (начать танец, игру на музыкальных инструментах)

Молчит, не пытается вступить в диалог с детьми, педагогом. Любимых игр, потешек, танцев нет.    

3-4 балла

Ребенок на занятиях занимается «своим» делом. Ему трудно стоять или сидеть некоторое время с вниманием, он не слышит речи педагога. Отвлекается на занятиях, правила игры не соблюдает. Творческой инициативы на занятиях нет.                                                                  

1-2 балла.                                                

Список используемой литературы

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.,1993.

2.Бекина С.И. Музыка и движение. – М.,1983.

3.Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. - СПб., 2001.

4.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М.,1990.

5.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб., 2000.

6.Бекина С.И. Музыка и движение. – М.,1983.

7.Григорьева Г.Г. Кроха. Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. - Н.Н.,1996.

8.Даймедина И.П. Поиграем, малыши! - М., Просвещение.,1992.

9.Железнова Е. Аэробика для малышей. -СD.

10.Журнал. Музыкальная палитра. Музыкальный руководитель.

11.Железнова Е. Золотые ворота. Золотая рыбка. Веселые уроки. Сказочки-щекоталочки.-СD.

12.Костина. Камертон.-М.,2008.

13.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый тренинг.-СПб.,1998.

14.Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.,2000.

15.Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш. Программа оздоровления детей раннего возраста. - М.,2006.

16. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Учебное пособие. -СПб.,2004.

17.Строковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.-М.,1994.

18.Фридман Б. Йога для малышей.- СD., 2008.

19.Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Са-фи-дан-се.- СПб., 2000.

20.Черемнова Е. Танцтерапия. Танцевально-оздоровительная методика. –Ростов,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"

Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет.Кружок "АБВГДейка"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и   упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять...

Радуга-дуга - рабочая программа по дополнительному образованию детей

Радуга-дуга - это программа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "ЛЕ-ГО конструирование"

ЛЕ-ГО конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы преобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, в...