Рабочая программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет.Кружок "АБВГДейка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Балонова Анна Ромуловна

Программа предоставляет систему увлекательных игр и   упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять    учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также    способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной   координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kruzhka.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №29»

ПРИНЯТО:        УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете        заведующим  МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №29»        «Детский сад №29»

Протокол №          _________Е.А.Новиковой                                                                  

от_______________________        Приказ №_______________

                  от_____________________

ПРОГРАММА

        По дополнительному образованию

в подготовительной группе

«АБВГДейка»

                                  Автор программы:

                                                                                           Балонова Анна Ромуловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка

2.Содержание программы

3.Тематическое планирование

4.Программно-методическое обеспечение

Пояснительная записка

    Дошкольное детство - уникальный сенситивный период для формирования важнейших процессов в  развитии ребёнка; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных «кирпичиков». Фонематическое восприятие и фонематический слух являются такими кирпичиками для развития речи и овладения основами родного языка. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической сторонами речи.

Практика работы убедительно доказывает, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.

     Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими, залогом успешного речевого развития.

      Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого развития дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации. Игра помогает это сделать. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо». Лингвистические игры  способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи: формируется интонационно-динамическая выразительность, четкость и правильность произношения слов; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.

Дополнительная образовательная программа «АБВГДейка» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа опирается на Федеральный закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей 6-7 лет. Программа  кружка «АБВГДейка» разработана на основе авторской программы  Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1год - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2год - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.

Актуальность программы:                                                                                             Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и   упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять    учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также    способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной   координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к школе.

Особенности программы:

  • В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
  • За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин).

 Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может производить с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв их можно конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.

  • На каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
  • развитие основных движений (упражнения для          рук, ног, туловища);
  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков;
  • Используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала. Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
  • Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации,  памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.

        

 Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовка их к усвоению грамоты.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование и развитие фонематического слуха.
  • формирование  первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «звук», «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
  • формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
  • обучение детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией.
  • формирование умения правильно строить предложение, распространять предложение, пользоваться конструкцией  предложения.
  • формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
  • формирование и развитие звуко - буквенного анализа.
  •  развитие произносительных умений.
  • расширение словарного запаса детей.
  • подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

  • развитие слухового восприятия
  • развитие графических навыков
  • развитие мелкой моторики и укрепление мелких мышц руки
  • развитие глазомера и чёткой координации руки

Воспитательные:

  • воспитание умения работать
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • привитие элементарных гигиенических правил письма
  • воспитание усидчивости

    С учетом тематики в занятия программы включаются  следующие  разделы:

  • Знакомство  с классификацией звуков (гласные, согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
  • Обучение звуковому анализу (звуковой анализ состава слогов,    слов; дифференциация понятий «звук» и «буква», соотнесение букв и звуков).
  • Лексическая работа.
  • Развитие связной речи (составление предложений по картине, ответы рассказов по серии картинок на вопросы полными предложениями, составление и т.п.).
  • Развитие мелкой моторики (штриховка, обведение по контуру и т.п.).
  • Ориентировка в пространстве.

Основные принципы построения программы:

        доступность;

        последовательность;

        комплексность;

        принцип индивидуально-дифференцированного подхода

Способы и формы работы с детьми:

1.Артикуляционная или речевая гимнастика.

2.Буква, её образ и графическое написание.

3.Составление и чтение слогов с данной буквой.

4.Составление слог из слогов, деление на части, постановка ударения.

5.Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

6.Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: лепка из пластилина, вырезание и обводка по контуру и т.д

7.Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.

Формы:

 групповые, индивидуальные.

Методы:

 словесные, наглядные, поисковые, практические.

Средства развития речевых способностей:

рабочая тетрадь на печатной основе Е.Колесникова «От А до Я», тетрадь в крупную клетку для развития графических умений, карточки-схемы для звукового анализа слов, наборы квадратов (красный, синий, зелёный) для обозначения звуков,  мнемотаблицы, серии сюжетных картинок, предметные картинки по темам, картинки из серии «На что похожа буква».

Ожидаемые результаты: 

К концу 1 года обучения дети могут:

  •  вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.
  • интонационно выделять заданные звуки в словах.
  • определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
  •  различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
  • условно обозначать звуки (гласный – красный квадрат, твердый согласный – синий квадрат, мягкий согласный – зеленый квадрат) (моделирование).
  • обозначать место звука в слове на схеме, используя графические изображения звуков.
  • делить слова на слоги.
  • писать слова с помощью графических изображений.
  • проводить звуковой анализ слова (из 3-4 звуков).
  • определять ударный слог, ударный гласный звук.
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
  • составлять предложение из двух, трех, четырех слов,  записывать предложение условными обозначениями.
  • ориентироваться на листе бумаги.
  • Рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы
  • Составлять 2-3 предложения по картине
  • Отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений
  • Заучивать небольшие стихотворения
  • Называть буквы русского алфавита.

К концу 2 года обучения дети могут:

  •  проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму; ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
  •  проводить фонетический разбор слова;
  •  понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
  •  записывать слова печатными буквами;
  •  разгадывать ребусы, кроссворды;
  •  читать слова, предложения, понимать смысл прочитанного;
  • понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.
  • Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»
  • Определять место звука в слове:в начале, в середине, в конце.
  • Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог
  • Пользоваться графическим обозначением звуков
  • Записывать слово, предложение условными изображениями, буквами
  • Читать слова, предложения
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

 Режим занятий:

Программа ориентирована на детей 5-7 лет

Общее количество занятий в год – 34.

 Длительность каждого занятия – 25 (30) минут.

 Периодичность проведения – 1 занятие в неделю.

Срок реализации программы: 2 года

Первый год: 2016-2017учебный год,

 Второй год: 2017-2018 учебный год.

Основные применяемые технологии:

Система развивающего обучения Д.Б Эльконина-В.В Давыдова.

Здоровьесберегающие технологии

Лисчностно-ориентированный подход

Технология проектного обучения.

     Тематическое планирование занятий должно рассматриваться только как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но педагог сам конструирует своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей детей.

Примерное тематическое планирование

старшая группа (5-6 лет)

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

сентябрь

1    2    3      

 «Ознакомление со звучащим словом».

«Путешествие в мир звуков».

«Звук. Место звука в слове».

1

1

2

октябрь

1

2

3

4

«Прогулка в лес. Звуковой анализ слова «ау»».

«Путешествие в город Звуков. Цветные замки».

«Разговор в саду. Звуковой анализ слова «мак»».

«На улице города. Звуковой анализ слова «дом».

1

1

1

1

ноябрь

1

2

3

4

«В гостях у бабушки Глаши в деревне. Звуковой анализ слова «дым»».

«Загадки с грядки. Звуковой анализ слова «лук»».

«Морские приключения. Звуковой анализ слова «кит»».

«Лесные приключения. Звуковой анализ слова «лес»».

1

1

1

1

декабрь

1

2

3

«Звуки [а, о, у, ы, и, э]. Слогообразующая роль гласных звуков».

«Звук и буква «А».

«Звук и буква «О».

1

2

2

январь

1

«Звук и буква «У».

2

февраль

1

2

«Звук и буква «ы».

«Звук и буква «Э».

2

2

март

1

2

«Звуки и буквы «А», «О», «У», «ы», «Э».

«Звук и буква «Л».

2

2

апрель

1

2

«Звук и буква «М».

«Звук и буква «Н».

2

2

май

1

2

3

«Звук и буква «Р».

«Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р». Слоги, слова, предложения».

Итоговое открытое занятие.  

2

1

Итого:34

Примерное тематическое планирование

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

сентябрь

1    

«Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. Чтение слогов.

2

октябрь

1

2

3

4

«Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений».

«Буква «Ю». Чтение слогов, слов. Графические упражнения».

«Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений».

«Буква «Ё». Чтение слогов, слов. Дидактические игры со словом.

1

1

1

1

ноябрь

1

2

3

«Буква «И». Чтение слогов, слов. Звуковой анализ слов».

«Закрепление пройденного материала».

«Звуки «Г-Гь». Чтение слогов. Составление и условная запись предложения».

1

2

1

1

декабрь

1

2

3

4

«Звуки «К-Кь». Буква «К». Чтение слогов, слов. Дидактические игры со звуком, словом».

«Звуки «Д-Дь». Буква «Д». Чтение слогов, слов. Составление предложений к заданной схеме».

«Звуки «Т-Ть». Буква «Т». Чтение слогов, слов, предложения. Д\У с предложением (вопросительные, восклицательные, их условное обозначение)».

«Звуки «В-Вь». Буква «В». Чтение слогов, слов. Игры со слогом.

1

1

1

1

январь

1

2

3

«Игра «Звуковой ринг».

Звуки «Ф-Фь». Буква «Ф».

«Д\И со звуком, словом, предложением. Графические упражнения»

1

1

1

февраль

1

2

3

4

«Звуки З-Зь». Буква «З». Чтение слогов, слов. Графические упражнения».

«Звуки «С-Сь». Буква «С». Многозначные слова».

«Звуки «Б-Бь». Буква «Б». Упражнения со звуками».

«Звуки «П-Пь». Буква «П». Работа над предложением».

1

1

1

1

март

1

2

3

4

«Звуки «Х-Хь». Буква «Х». И\У со звуками».

«Звук и буква «Ж». Слоговой диктант».

«Звук и буква «Ш». Сочетание «жи-ши». Графические упражнения».

«Звуки «Ж, Ш». Игровые упражнения».

1

1

1

1

апрель

1

2

3

4

«Звук и буква «Ч». Чтение слогов, слов. Ударение в слове».

«Звук и буква «Щ». Сочетания «ча-ща». Лексические упражнения».

«Звук и буква «Ц». Д\И со звуками».

«Звук и буква Й». Занимательные ребусы».

1

1

1

1

май

1

2

3

4

«Буква «ь». Смыслоразличительная роль звуков».

«Буква «ъ». Графические упражнения».

«Закрепление пройденного материала».

Итоговое открытое занятие.  

1

1

2

Итого:34

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.    Программа «От звука к букве» Е.В. Колесникова М., «Ювента» 2003г.

2.    «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я»

3.    «От А до Я». Рабочая тетрадь для выполнения заданий ребенком.

4.    «От звука к букве». Демонстрационный материал для детей 5-6 лет.

5.    Журова Л.Е., Варенцова Н.С. «Обучение дошкольной грамоте» М., 1998 г.

6.    Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» М., ГИЦ «Владос» 1999г.

7.   Невская В.П. «Речевые игры и упражнения» М., «ТЦ Сфера» 2013г.

8.   Алябьева Е.А. «Учим русский язык» М., «ТЦ Сфера» 2013г.

9.   Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»М., «Просвещение» 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия

Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"

Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...

Радуга-дуга - рабочая программа по дополнительному образованию детей

Радуга-дуга - это программа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "ЛЕ-ГО конструирование"

ЛЕ-ГО конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы преобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, в...