Рабочая программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет «Учимся читать быстро» на 2019 – 2020 уч.год.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Пильникова Наталья Александровна

Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение – это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Рабочая программа

по дополнительному образованию детей 5-7 лет

«Учимся читать быстро» на 2019 – 2020 уч.год.

Составили:

Дацкевич Т.Н

учитель-логопед;

Пильникова Н.А.

учитель-логопед.

Югорск, 2019г.

Содержание:

Стр.

I

Целевой раздел программы.

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Цель, задачи программы.

3

1.3

Принципы и подходы к формированию программы.

4

1.4

Планируемые результаты освоения программы.

4

II

Содержательный раздел.

5

2.1

Содержание программы первого года обучения.

5

2.2

Описание форм и методов проведения занятий.

5

2.3

Работа с букварём Жуковой Н. С.

6

2.4

Календарно-тематический план.

7

III

Организационный раздел.

13

3.1

Механизм реализации программы.

13

3.2

Критерии и формы оценки качества знаний

14

3.3

Материально-методическое обеспечение программы (РППС).

14

3.4

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению.

14

35

Список научно – методической литературы для составления рабочей программы.

15

I.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. 

Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение – это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.

1.2 Цель, задачи программы.

Цель: научить детей слитному чтению.

Задачи:

  • Учить правильной артикуляции звуков, определять        место звука (буквы) в слове.
  • Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
  • Воспитывать интерес к чтению.

Не мало значимая  задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком.

Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы.

Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.

Программа «Учимся читать быстро» для детей 5-7 лет разработана в соответствии с законом об образовании и требованиями для ДОО. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. От 04.04.2014)

В основу программы легла методика Надежды Сергеевны Жуковой и пособие по обучению чтению дошкольников – букварь Н.С. Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, который опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

1.4 Планируемые результаты освоения программы.

- Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, пении.

- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре.

- Способен внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими.

- Речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой.

- Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

II. Содержательный раздел.

2.1 Содержание программы.

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

2.2 Описание форм и методов проведения занятий.

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника.

Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога. Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.

Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

2.3.  Работа с букварём Жуковой Н. С.

 «Букварь» Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», можно увидеть привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д.

    В «Букваре» Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ребенок пролистнет несколько страничек – узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв – и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю – миновать самый сложный этап в обучении – объяснить, как из звуков образуются слоги.

    Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Мама показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.

   В букваре  имеется  обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой.

   В пособии буквы алфавита расположены в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Графически показано слияние букв в слоги – «человечек бежит к букве». Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Задача пособия – обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.

    По совету автора начинать учиться можно в любом возрасте. Но особо оговаривается: устная речь ребенка должна быть достаточно развита. Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, необходимо обратиться к логопеду.

   На каждой страничке под чертой находятся  указания для родителей. Необходимо прочитать  их заранее, чтобы  избежать многих ошибок, узнать, как проще и доступнее преподнести материал.

   Затем  можно приступать к занятиям. Не заучивать сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь  задача педагога, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия.

Выучив первые несколько букв, необходимо переходить к их слияниям. На первых порах нужно помочь ребенку, вести  карандашом или указкой от буквы к букве, закрыть  белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения.

    У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не нужно торопиться, но и не тормозить. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв.

2.4 Календарно-тематический план

Количество занятий

Тема

Цель

                                                                        Сентябрь

 1

1

Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги.

Формировать  представление детей об устной  и письменной речи, понятиях «звук», «буква, «слог», «слово».

2

1

Звук [а] и буква « А», «а».

Учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с буквами  «А», «а». Развивать фонематический слух.

3

1

Звук [у] и буква  «У», «у».

Учить выделять звук [у] из речи. Познакомить с буквами «У», «у». Развивать фонематический слух.Учить определять начальный звук в названиях картинок. Учить читать букву «у» в столбик.

4

1

Звук [о] и буква «О», «о».

Учить выделять звук [о] из речи. Познакомить с буквами «О», «о». Развивать фонематический слух. Учить определять начальный звук в названиях картинок.

Продолжать учить читать знакомые буквы  в

строчку и в столбик.

5

1

Закрепление букв А, О, У.

Учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. Учить печатать буквы.

6

1

Звук [м], [ м´] и буква М, м.

Учить определять место звука в словах. Учить

узнавать букву «М». Продолжать учить

читать знакомые буквы в строчку и в столбик.

7

1

Звук [с], [ с´] и буква С, с.

Продолжать учить определять место звука

в словах. Учить узнавать букву С. Продолжать

учить читать знакомые буквы в строчку и в

столбик

8

1

Учимся соединять буквы

Учить слиянию букв в один слог (АУ, УА)

Октябрь

1

2

Соединяем буквы, читаем

слоги

Учить слиянию букв в один слог.

Учить выполнять звуковой анализ слов АМ, УМ

2

2

Соединяем буквы, читаем

слоги

Продолжать проводить звуковой анализ слогов, включив в упражнение звук  С.

3

2

Учимся соединять

буквы

Учить читать прямой слог (согласный + гласный). Продолжать учить выполнять звуковой

анализ слогов МА, МУ, АМ, УМ

4

2

Читаем слитно  СА, СУ,  СО, МА, МУ, МО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Определение слогов в словах

Продолжать учить читать прямой слог (согласный +гласный). Звуковой анализ слогов СА, МУ, АС, УМ

Ноябрь

1

1

Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Х)

Повторить правильную артикуляцию звука Х. Продолжать учить определять

место звука в названиях картинок.

Учить узнавать букву Х. Продолжать учить

читать знакомые буквы в строчку и в столбик.

2

1

Путешествие в страну  звуков и букв (Звук и буква Р)

Повторить правильную артикуляцию звука Р. Продолжать учить определять место звука в

названиях картинок. Учить узнавать букву Р. Продолжать читать слоги на знакомые буквы.

3

1

Закрепление букв Х и Р.

Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик.

4

2

Читаем слитно  ХА, ХУ,  ХО, РА, РУ, РО, АХ, ОХ, УХ, АР, ОР, УР.Определение слогов в словах

Продолжать учить читать прямой слог (согласный +гласный)

5

1

Путешествие в страну  звуков и букв (Звук и

буква Ш)

Повторить правильную артикуляцию звука Ш. Продолжать учить определять место звука в

названиях картинок. Учить узнавать букву Ш.

Продолжать учить читать слоги на

знакомые буквы

6

1

Закрепление С - Ш

Учить проводить звуковой анализ слогов с буквами С и Ш; анализ слогов и слов из трёх букв.

7

1

Читаем слитно  ША,ШУ,  ШО

                                                                       Декабрь

1

1

Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Ы)

Повторить правильную артикуляцию звука Ы. Продолжать учить определять место звука в

названиях картинок. Учить узнавать букву Ы. Продолжать учить читать слоги и слова на знакомые буквы.

2

1

Путешествие в страну

звуков и букв (Звук и буква Л)

Повторить правильную артикуляцию звука

Л. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Л. Читать слоги и слова на знакомые буквы.

3

1

Дифференциация звуков и

букв Л, Р. Чтение и составление слогов по разрезной  азбуке.

Продолжать учить читать слоги и слова, выполнять звуковой анализ слогов.

4

2

Чтение предложения из двух слов.

Учить читать предложения из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

5

1

Знакомство со звуком и буквой Н, н. Чтение слогов  из двух букв. Штриховка и печатание слогов НА, НУ,   НО.

Познакомить детей с буквой Н, н.  Учить различать графическое изображение, вычленять их в словах в разных позициях на слух. Учить правильно произносить и читать букву.

6

1

Закрепление буквы Н, н. Чтение  слогов из двух и трѐх букв. Анализ слогов. Чтение в букваре.

Продолжать учить распознавать графическое изображение буквы Н, н. Развивать внимательность, умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику пальчиков.

7

1

Знакомство со звуком и буквой К, к. Продолжение чтение слогов из двух и трѐх букв. Анализ слогов. Чтение слов.

Продолжать учить распознавать графическое изображение буквы К, к. Развивать внимательность, умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику пальчиков.

Январь

1

2

Чтение слогов из двух и трѐх букв, предложений из двух слов, осмысление прочитанного.

Продолжать учить читать слоги из двух и трѐх букв и предложений из двух слов. Развивать внимание, умение  видеть и правильно читать буквы. Продолжать, учить не разрывать дорожку, читать слоги слитно.

2

1

Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Т).

Повторить правильную артикуляцию звука Т.

Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Т.

Продолжать учить читать слоги и слова,

предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

3

1

Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква И).

Повторить правильную артикуляцию звука

И. Продолжать учить определять место

звука в названиях картинок. Учить узнавать букву И.

Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

4

2

Чтение предложения из двух-трёх слов.

Формировать навык чтения.

5

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква П).

Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву П. Продолжать читать знакомые буквы.

6

1

Чтение предложения из двух-трёх слов.

Продолжать формировать навык чтения.

                                                                      Февраль

1

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква З).

Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву З. Продолжать учить читать знакомые буквы, слоги, слова.

2

1

Чтение предложения из двух-трёх слов.

Продолжать формировать навык чтения.

3

1

Согласный звук IйI; буквы  Й, й.

Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Продолжать учить печатать слоги.

4

1

Чтение  предложений из двух-трёх слов.

Продолжать формировать навык чтения.

5

1

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения.

Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Г. Продолжать учить читать знакомые буквы.

6

1

Чтение предложений

Продолжать учить читать предложения из двух-трёх слов. Продолжать учить анализировать прочитанные предложения.

7

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква В)

Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву В.

8

1

Чтение текста.

Продолжать формировать навык чтения.

Март

1

1

Чтение текста

Продолжать формировать навык чтения.

2

1

Путешествиев  страну звуков и букв. (Звук и буква Д).

 Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Д. Продолжать учить читать знакомые буквы, слоги, слова.

3

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы Д - Т).

Продолжать учить читать предложения.

4

1

Путешествие в страну звуков и

букв. (Звук  и буква Б).

Повторить правильную артикуляцию звука Б.

Продолжать учить определять место букв в названиях картинок. Учить узнавать букву Б, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

5

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы  Б - П).

Продолжать учить читать предложения на знакомые буквы.

6

1

Согласный звук IжI; буквы

 Ж, ж.

Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Ж.

Продолжать учить сопоставлять звук и букву . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ.

7

1

Дифференцииация звуков и букв Ж,З, Ш.

Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Продолжать учить сопоставлять звук и букву.  Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке.

8

1

Путешествие в страну зуков и букв. (Звук и буква Е)

Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Е. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке.

Апрель

1

1

Учимся читать текст

Продолжаем формировать навык чтения.

2

1

Буква Ь. Буква Ь. Показатель мягкости в конце слога или слова.

Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Ь. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке.

3

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Я).

Продолжать учить определять место звука в слове. Учить узнавать букву Я. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке.

4

1

Чтение текстов с буквой Я.

Продолжаем формировать навык чтения.

5

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ю).

Продолжать учить определять место звука в слова. Учить узнавать букву Ю. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке.

6

1

Путешествие в страну

звуков и букв. (Звук и буква Ё).

Продолжать учить определять место звука

в слова. Учить узнавать букву Ё . Продолжать

учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке.

7

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ч).

Повторить правильную артикуляцию звука Ч.

Продолжать учить определять место звука

в названиях картинок. Учить узнавать букву Ч,

читать слоги и слова, предложения из 2-3

слов на знакомые буквы

8

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Э).

Повторить правильную артикуляцию звука Э.

Продолжать учить определять место звука

 в названиях картинок. Учить узнавать букву Э, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

                                                                           Май

1

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук  и буква Ц)

Повторить правильную артикуляцию звука Ц.

Продолжать учить определять место звука

в названиях картинок. Учить узнавать букву Ц, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

2

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук  и буква Ф)

Повторить правильную артикуляцию звука Ф.

Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву

Ф, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

3

1

Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Щ).  Определять место звука в  словах.

Учить узнавать букву Щ.

Повторить правильную артикуляцию звука Щ.

Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Щ. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2- 3 слов на знакомые буквы

4

1

Дифференциация Щ-С, Щ-Ч

Продолжать учить проводитьзвуковой анализ слогов с буквами Щ и С, Щ и Ч; анализ слогов и слов из 2-4 букв. Продолжать учить читать слоги и

слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

5

1

Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости.

Печатание слогов;

Алфавит.

Учить узнавать букву Ъ. Продолжать читать слоги и

слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы, закрепить знания об алфавите.

6

3

Учимся читать тексты и отвечать на вопросы

Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы.

Июнь

8

6

Учимся читать тексты и отвечать на вопросы

Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы.

6

1

Подготовка к итоговому занятию «Путешествие в Звукоречье».

Повторить и закрепить пройденный материал:

определение место определённого звука в слове, подбирать слова на заданный звук, читать, анализировать, составлять слова, короткие

предложения. Демонстрировать успехи детей родителям.

7

1

Итоговое занятие

«Путешествие в Звукоречье»

Повторить и закрепить пройденный материал:

определение место определённого звука в слове, подбирать слова на заданный звук, читать, анализировать, составлять слова, короткие

предложения. Демонстрировать успехи детей родителям.

                                                          Итого: 80 занятий

III. Организационный раздел.

        3.1 Механизм реализации программы.        

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям старшего дошкольного возраста  5 -7 лет.

Форма организации занятий: подгрупповая.

Общее количество занятий: 80

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут. Восемь занятий в месяц. Учебных недель – 40

Режим занятий.

День недели

Гр, время

Гр, время

Вторник

Старшая гр. 16.00 – 16.25

Подготовительная гр. 15.15 – 15.45

Четверг

Старшая гр. 16.00 – 16.25

Подготовительная гр. 15.15 – 15.45

3.2 Критерии и формы оценки качества знаний

Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального  занятия с присутствием родителей. Своеобразным  показателем эффективности проводимых занятий  могут быть  отзывы  родителей о повышении интереса к обучению чтению.

3.3 Материально-методическое обеспечение программы (РППС)

Демонстрационный материал:

  • Мольберт
  • Крупные буквы на магнитиках
  • Предметные картинки
  • Карточки для звукового анализа слов
  • Фишки: зелѐная, синяя, красная
  • Маркеры: синий, зелѐный, красный.

Раздаточный материал:

  • Буквари
  • Тетради в крупную клетку
  • Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребѐнка.
  • Теради с заданиями для развития детей (1, 2 часть)
  • Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребѐнка.
  • Фишки: зелѐная, синяя, красная на каждого ребѐнка
  • Цветные карандаши
  • Простые карандаши

3.4 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

  Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

  1. Список научно – методической литературы для составления рабочей программы.
  1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
  2. Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.
  3. Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
  4. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
  5. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
  6. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
  7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
  8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. -  М.: Школа-Пресс, 1998.
  9.  Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. -  М.: Гном- Пресс, 1997.
  10.  Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. -  Ярославль: Академия развития, 2007.
  11.  Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. -  М.: Сфера, 1999.
  12.  Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. -  Ярославль: Академия развития, 1997.
  13.  Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева -  М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.
  14.  Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы.  – М.: Школьная пресса, 2000.
  15.  Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.
  16.  Пятак С.В. Читаю легко и правильно. -  М.: Эксмо, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия

Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя-дефектолога для детей с 1-2 лет с ОВЗ на 2019-2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя-дефектолога для детей с 1-2 лет с ОВЗ на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа педагога дополнительного образования Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» «ИЗО деятельность» На 2019 – 2024 учебный год

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 36 ...