ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ
статья по рисованию

Воробьева Анастасия Андреевна

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ

Воробьева А.А., воспитатель

МБДОУ Детский сад № 89 г. Улан-Удэ

 «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»

 В. А. Сухомлинский.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование и, в первую очередь, на детские сады. Именно здесь должны формироваться основы развития думающей, самостоятельной личности. В связи с этим в последнее время все больше возрастает актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Поэтому работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в дошкольных образовательных организациях.

Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны понимать: Что такое одарённость? Какой он - одарённый ребёнок?

«Одаренность» произошло от слова «дар» и означает талантливый. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).

Работая с одаренными детьми нужно не только владеть программами, но и уметь находить индивидуальный подход к одаренности своих воспитанников, и в каждом из них суметь рассмотреть индивидуальность.

Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей детей в нашем ДОУ педагогами были организованы занятия по дополнительному образованию.  Существует пять основных видов одаренности:

  • интеллектуальная одаренность
  • академическая одаренность
  • социальная одаренность
  • художественная одаренность
  • практическая одаренность
  • психомоторная (спортивная) одаренность

В качестве приоритетного направления для себя, я выбрала художественную одаренность. Мною была составлена программа по кружковой работе «Волшебная палитра». Это программа ознакомления дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.

Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Но, все же, изобразительное искусство располагает многообразием техник и материалов.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе педагогами-практиками разных стран, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Для каждой возрастной группы они свои.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками;

- рисование ватными палочками;

- тычок жесткой полусухой кистью;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- оттиск поролоном;

- печать по трафарету;

- свеча и акварель;

- набрызг;

- тычкование;

- отпечатки-картинки;

 - печать пластилином;

 - масляная пастель + акварель;

 - отпечатки листьев;

- волшебные ниточки;

 - монотипия.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные техники:

- кляксография обычная и с трубочкой;

- рисование зубочисткой;

- монотипия;

- батик;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- рисование солью;

- пластилинография;

- граттаж;

- фроттаж.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, развивает воображение, свободу творчества, способствует развитию координации движений.

Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом. На практике эти задачи реализуются мною через занятия кружка «Волшебная палитра». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства переживания, настроение. Использование различных приемов способствует выработке умения видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий, оформлять их до узнаваемых изображений.

Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. И проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов.

В силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаково у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Литература:

1.      Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.

2.      Гилъбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

 3.      Одаренные дети / Пер. с англ. Д. А. Линника, А. Г. Мкервали; Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991

4.      Журнал «Одаранный ребенок»:№ 3, 2002.

5.      Статья В. М. Слуцкого «Одаренные дети», сайт www.friendship.com.ru

6. Брюханова И. И., Пантыкина В. М. Одаренные дети в детском саду // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 320-322.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей на занятиях нетрадиционными техниками рисования

Выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей на занятиях нетрадиционными техниками рисования...

Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования".

Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования"...

Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования 

Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования...