Конспект ООД «Знакомство с русским национальным костюмом
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Найденова Галина Юрьевна

Цель: развитие интереса к русской национальной культуре.

Задачи:

  1. Знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского.
  2. Развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник.
  3. Закрепление знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки, считалки).
  4. Развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида

город Звенигород

Конспект ООД в старшей группе.

Тема: «Знакомство с русским национальным костюмом»

                                                                                  Подготовила и провела:  

                                                                                  Воспитатель Найденова Г.Ю.

                                                                             

                                                                                               

Ноябрь 2018 г.

Конспект ООД в старшей группе.

Тема: «Знакомство с русским национальным костюмом»           

(ознакомление с окружающим + развитие речи + изо)

Цель: развитие интереса к русской национальной культуре.

Задачи:

  1. Знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского.
  2. Развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник.
  3. Закрепление знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки, считалки).
  4. Развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.

Ход ООД:

  1. Воспитатель: (в русском национальном костюме)

Я красиво нарядилась,

Вокруг себя оборотилась.

Вышла песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышла с вами поиграть –

Себя людям показать!

Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

Воспитатель:  Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с вами с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы со сказки. Ребята, вы любите сказки? (да) Давайте послушаем стихотворение о сказке.

Ребенок: 

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец.

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

2. Дети вместе с воспитателем подходят к доске, на столике лежат фигурки животных из русских народных сказок (лиса, волк, заяц, медведь в русских национальных костюмах).

Воспитатель: Вы, наверное, знаете много сказок и можете их назвать. А назовите мне героев русских народных сказок. Я буду загадывать вам загадки, а вы слушайте и отгадывайте.

Загадки.

1. Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? Медведь.

(На подставку выставляется фигурка медведя)

2. Он лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк.

Кто в лесу зубастый? Волк.  (Ставиться фигурка с изображением волка)

3. Всех боится он в лесу,

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… Заяц. (Ставиться фигурка с изображением зайца).

4. Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут ее… Лисичка. (Ставиться фигурка с изображением лисы).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. А, назовите, сказки, в которых живут эти герои? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а во что одеты эти герои русских народных сказок? (ответы детей)

Воспитатель: Они одеты в русские национальные костюмы. И на мне русская национальная одежда. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!

Воспитатель: Во что одет медведь? (рубаха с косым воротом – косоворотка, штаны, пояс – кушак)

В. Во что одет волк? (рубаха косоворотка, штаны, кушак, онучи, лапти)

Воспитатель: Во что одет заяц? (рубаха, штаны)

Воспитатель: А, во что одета лиса? (сарафан, рубаха, передник, платок)

Воспитатель: У медведя, волка и зайца – мужской русский национальный костюм. А у лисы – женский.

Динамическая пауза. Подвижная игра «КАРУСЕЛЬ»

Добры молодцы, красны девицы. Удалой народ!

Не желаете ль развеяться? Карусель вас ждет.

Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра. (Игра повторяется 2-3 раза)

  3. (На столе разложена русская национальная одежда: рубаха, сарафан, кокошник, платок, косоворотка, кушак, лапти).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что это? (дети смотрят, трогают, называют элементы национального костюма)

Воспитатель: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.

Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (Одинаковый элемент – рубаха)

Воспитатель: Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.

Воспитатель: Давай рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

4. Ребята, у вас на столах лежат шаблоны русской рубахи. (Дети садятся за столы).

В. Чего не хватает на них? (Ответы детей)

Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим рубаху по вороту, рукавам и подолу.

Творческие работы детей.

5. Подведение итогов.

Воспитатель: Какие элементы русского народного костюма мы узнали? В чем одета Лиса? А Заяц? Ребята, круг – символ чего? А ромб?

А теперь пора прощаться. До свидания, люди добрые, добрые молодцы и красные девицы!

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"

Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...

Конспект НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Познакомить детей с женским русским народным костюмом...

«Социально – коммуникативное развитие детей посредством знакомства с русским национальным костюмом». Из опыта работы

Народная культура –  это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации....

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"

Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР  получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...

Конспект интегрированного музыкального занятия "Русский национальный костюм"

Данная разработка может использоваться педагогами ДОУ в целях ознакомления с русским народным костюмом...

Конспект ООД : «Знакомство с эвенкийским национальным костюмом» ( в рамках краеведческой деятельности)

Это занятие предназначено для знакомства детей старшего дошкольного возраста с одеждой коренного народа нашего края - эвенков и  реализуются следующие задачи:Образовательные:Систематизировать пре...

"Знакомство с русским национальным костюмом"

Знакомство детей с традиционной одеждой русского народа - сарафан, рубаха....