Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - «Кляксография»
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Марина Юрьевна Панфёрова

Конспект занятия по изобразительному искусству предназначен для педагогов изобразительной деятельности, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений разных типов, студентов педагогических вузов, колледжей, училищ.
Соединение традиционных методик с оригинальными методами и приемами делает этот конспект хорошим помощником в дошкольном образовании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка в области дошкольного образования

Автор: Панфёрова Марина Юрьевна  воспитатель, МДОУ «ЦРР - д/с № 8 «Золотая рыбка » г. Валуйки» Белгородской области

Конспект занятия по изобразительному искусству предназначен для педагогов изобразительной деятельности, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений разных типов, студентов педагогических вузов, колледжей, училищ.
Соединение традиционных методик с оригинальными методами и приемами делает этот конспект хорошим помощником в дошкольном образовании детей.
Тема занятия: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - «Кляксография» 
Цель занятия: Знакомство и формирование представления о кляксографии. освоение техники работы «от пятна» и «по-сырому»; создать условия для импровизации (в цвете, линии, объеме).

Задачи (метапредметные):

познавательные: - рисование композиции ее представление, выявление взаимосвязи изобразительного искусства с литературой, музыкой, формулирование проблемы, осуществление поиска путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче);

регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы;

-коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих: наблюдениях, находках, впечатлениях.

личностные: проявлять уважительное отношение к творчеству   других людей.

Наглядные пособия: Презентация, краски, баночки для воды, кисточки, трубочки, нитки, альбомы, театральная кукла «Клякса»

Ход занятия

I.Организационный момент

1.Приветствие.

2.Проверка готовности к занятию.

- Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
- Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.

Сегодня на занятии мы отправимся в   увлекательное путешествие  в   волшебную страну под   названием-кляксография.

- Какие цели мы поставим перед собой, прежде чем отправимся в путешествие?

Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем именно мы с вами отправимся в путешествие.

Плывет красавец по волнам –
Развивает паруса попутным ветром.
Плывет он смело, как всегда,
Ведь опыт у него уже немалый.
Покорять моря и океаны.
Это (корабль).

-Итак, отправляемся в путешествие. (На  интерактивной доске появляется корабль)

-Все готовы к нашему путешествию?  

Звучит колокольчик наше путешествие начинается.

3.Чтение Стихотворения

В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Пальцем влезть.
В этой кляксе -
Кот с хвостом,
Под хвостом -
Река с мостом,
Судоходная река

Для судов и судака.
На мосту -
Чудак с чудачкой.
Под мостом -
Судак с судачкой,
И плывут туда-сюда
Всевозможные суда:
Туда плывут с тудачками,
Сюда плывут с сюдачками,
Отражаются в реке
Судаки с чудачками,
Чудаки с судачками.
Этой кляксе - конец,
Надо сделать новую,
В ней - огромный дворец.

И балкон с коровою!

II.Подготовка к восприятию материала

- О чем стихотворение?        

- Что такое клякса?

Заимств. от немецкого  слова  klас, klасkеs трещина, треск. Клякса – это след, пятно, оставленные чернилами, краской.

III.Физкультминутка

Ветер по морю гуляет  

И кораблик подгоняет

Мы немножечко устали

А теперь все дружно встали

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Пальчики сожмем.

Сядем и дальше поплывем.

VI.Изучение нового материала

-Сегодня на занятии мы  погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное мы познакомимся с новой  нетрадиционной техникой  рисования – кляксографией. А поможет нам в этом главная жительница этой волшебной страны её зовут – клякса (педагог знакомит детей с театральной куклой в костюме «кляксы») она расскажет и покажет вам, какие существуют способы рисования.

-Ребята, во что могут превратиться кляксы? можно ли с помощью кляксы получить какой либо рисунок?

- Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а наоборот, ещё и похвалят. При этом ненужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из краски.

- А какими именно способами можно получить кляксы нам расскажет, одна из жительниц волшебной страны как вы уже знаете ее, зовут «Клякса».

Показ образцов
Первый способ

- Сейчас я вам покажу, как превратить обычные кляксы в красивые цветы. Для этого возьму чистый лист и баночку с краской. Я заранее разбавила краску водой, чтобы у нас получились красочные кляксы. Возьму кисть (желательно Белка № 6 или 8), смочу водичкой, обмакну о край баночки и наберу кистью жидкую краску, не обмакивая о край баночки. Поднесу к листу и покапаю на него с кисти жидкой краской. У меня получаются красочные кляксы. Я их располагаю по всему листу на некотором расстоянии друг от друга.
- Теперь я мою кисть от красной краски и также набираю желтую или синюю. Наношу кляксы рядом с красными. И последние – зеленые для стебелька, их делаю поменьше.
- Промываю кисть, кладу на край баночки. Слегка сворачиваю лист с кляксами и поднимаю так, чтобы кляксы стекли на тарелочку. Так мы получим стебельки для наших цветов. Держу рисунок над тарелкой, пока с него не перестанет капать краска. Затем кладу на стол, чтобы можно было бы дорисовать цветам листочки.
- Листочки можно нарисовать двумя способами: длинные листики –вытягиваю кончиком кисти; короткие – получаю примакиванием всей длиной ворса. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, а потом с несколькими.

Второй способ

Берем нитки любого цвета, окунаем их заранее  жидкую краску. Достаем и аккуратно кладем на один край листа и прижимаем другим концом. Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее. Длина нити – 40-45 см, приготовьте обычный лист бумаги формата А4, опустите нить в краску любого цвета. Положите нить на листок бумаги, накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа. Поводите нитью в любом направлении, раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами). Уберите нить с краской. Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

Третий способ

На угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали.

- А теперь, что бы нам вернуться обратно в нашу страну нам с вами нужно нарисовать рисунки известными вам способами в технике-кляксаграфии.

V.Практическая работа

Перед началом работы педагог напоминает о правилах техники безопасности при работе с красками. Педагог раздает каждому ребенку листочек бумаги. Затем обучающиеся самостоятельно пытаются получить кляксы разными способами на отдельных листочках. Свободно экспериментируют. Во время работы детей педагог осуществляет: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. После того, как дети сделают по несколько клякс, педагог предлагает «оживить» их, превратить их в живые существа или предметы. Дети внимательно рассматривают кляксы с разных сторон, переворачивая лист бумаги.

VI.Итог

В конце занятия устраивается выставка «живых» клякс. На каждом листе педагог обозначает, с чем конкретно обучающийся нашел сходство своей кляксы.

-Посмотрите, каких красивых жителей страны «Кляксографии» мы с вами нарисовали, на кого они похожи?

-Жители нашей волшебной страны остались довольны, поэтому нам пора с ними прощаться и возвращать из нашего путешествия.

Выставка работ.

VI.Рефлексия

- Какие открытия вы сделали для себя на занятии?

- подумайте, какое у вас настроение, возьмите изображение человечка с веселым или грустным выражением лица и прикрепите к доске.

Выбор маски настроения от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по Художественному творчеству (нетрадиционная техника рисования: кляксография) Тема: «Осеннее дерево»

Цель:  Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники                рисования «кляксография» Задачи:...

Изодеятельность в детском саду .Нетрадиционные техники рисования (кляксография)

                Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыден...

Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Волшебные колючки». (Нетрадиционная техника рисования кляксография при помощи пальцев)

Формировать представление детей о нетрадиционной технике рисования - кдяксографии и с помощью пальцев; формировать представление детей о веретене.Развивать все психические процессы: внимание, пам...

Конспект занятия для старшей группы на тему "Поздняя осень" . Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29374018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  Конспект занятия для старшей группы на тему "Поздняя осень"...