Рисование : "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Зубкова Анастасия Георгиевна

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома

Цель: Продолжать знакомить с Хохломской росписью.

Задачи: Учить видеть элементы узора (листок, ветка, ягода, травка). Учить приемам кисти растительные декоративные элементы хохломской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувства ритма, творческое восприятие, наблюдательность, способность замечать характерные особенности росписи. Воспитывать в детях любовь к народному творчеству.

Оборудование: натуральные предметы,листы бумаги, вода, баночки, гуашь, кисти, тряпочки, шаблоны, иллюстрации.

Ход: Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю Вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову Вас я?

- Дети, перед вами на столе предметы. Нужно расставить их по росписям (Гжель, городец, дымка, хохлома).

- Почему вы так их соединили? (Дымка сделана из глины, на белом фоне узоры – круги, волнистая линия, точки. Гжель – фарфор. На белом фоне голубой краской).

- А это что за предметы? (Ковш, миски, ложки).

- Из какого материала они сделаны? (Из дерева).

- Какого цвета фон? (Черный, красный, желтый или золотой).

-Почему их используют? (Красный – предает мягкость и красоту. Желтый – золото. Черный – усиливает сияние).

- Как называется центральная линия? (Завиток).

- Что располагается на завитке? (Цветы, листья, ягоды).

- Что потом? (Оживка).

- Как называется эта роспись? (Хохломская роспись).

- Вы хотите узнать откуда пришла к нам эта роспись? (Да).

- Тогда послушайте (Фото).

Хохлома – это маленькая деревушка. Жил в этом селе мастер на берегу реки Хохломки и делал посуду. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота.Узнал об этом царь и рассердился«Почему у меня нет такой посуды? Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо – мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе засверкали «золотом» чашки и ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая Хохлома».

- Так готовили посуду в давние времена. Сейчас готовят изделия по другому, но все равно это самая красивая роспись. (Фото).

- Сначала мастер вырезал из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется. Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художникмягкой кистью рисуют затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, нарядной, с красочным рисунком.

- Сегодня мы с вами будим рисовать узоры хохломской росписи. Но сначала нам надо немножко отдохнуть.

Физминутка(следуя словам выполняем движения)

Раз – поняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- У каждого из вас есть листочки, я предлагаю вам нарисовать чашку или солонку и расписать  ее своими близкими сердцу узорами. Это будит настоящее творчество. Как правильно рисовать. Кисть держим тремя пальцами почти вертикально; затем рисуем слегка изогнутую ветвь; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку, завитки; в конце кайму по краю тарелки.

- Назовите главное правило при составлении узора? (Элементы узора должны располагаться ритмично. На одинаковом расстоянии, повторяя элементы ритмично).

Дети рисуют.

- Какие получились замечательные работы.

- Какую роспись мы рассматривали?

- Какие цвета используют мастера?

- Как называется центральная линия?

- Повторите главное правило при составлении узора?

- Какое настроение вызывает хохломская посуда?

Наше занятие закончено. Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование "Золотая хохлома".

Декоративное рисование с детьми старшей группы "Золотая хохлома"...

Сценарный план по рисованию "Золотая хохлома"

В данном материале можно ознакомиться со сценарным планом по рисованию в подготовительной группе на тему "Золотая хохлома"....

Сценарий занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в подготовительной к школе группе

Данное занятие позволит познакомить дошкольников в доступной форме с хохломской росписью. Дети узнают историю появления хохломской росписи, познакомятся с технологией изготовления посуды и научатся ри...

НОД в подготовительной группе Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Золотая хохлома»

Конспект занятия в подготовительной группеХудожественно-эстетическое развитие (рисование)Тема: «Золотая хохлома»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО (рисование) «Золотая хохлома» в старшей группе. Материал взят из справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения №7.

Как волшебная Жар-птица,Не выходит из ума-Чародейка мастерицаЗолотая хохлома.И богата и красиваРада гостю от души.Кубки, чаши и ковши.И чего здесь только нет:У грозди огненных рябинМаки солнечного лет...

Рисование "Золотая Хохлома"

Конспект ООД по рисованию в старшей группеТема: «Золотая хохлома»Программное содержание: Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Закреплять знани...

Конспект НОД рисование "Золотая Хохлома" с детьми Старшего возраста

Расширить и углубить знания детей о народном промысле – «золотая хохлома», рассмотреть специфику узора; формировать умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья ...