Конспект организованной образовательной деятельности "В музее русской Матрёшки"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Орлова Татьяна Григорьевна

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому воспитанию"В музее русской Матрёшки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе

 Тема: «В музее Русской матрешки».

        
                                                                           Кто в детстве в куклы не играл,
                                                                          Тот счастья не познал.

                                                                                                        (Народная мудрость).


   Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

Образовательные:

         Познакомить детей с историей появления русской матрёшки. Систематизировать знания детей  о русской народной игрушке матрёшке;
        Продолжать учить детей самостоятельно составлять и изображать в рисунке декоративные узоры по мотивам народных росписей, располагая узор по всей форме.

Развивающие:

Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.  Желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей. Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе. 

Воспитательные:

Воспитывать интерес  к  истории  России,  любовь к народному творчеству и положительное отношение к результатам своей деятельности на примере русской национальной игрушки.

Способствовать воспитанию добрых чувств к старшим людям, желание оказать помощь в нужный момент.


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическая культура», «Речевое развитие».

Социально-коммуникативное развитие: приобщение детей к национально-культурным традициям, продолжение  знакомства с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развитие интереса к народным игрушкам; расширение  понятия о доброте.

Познавательное развитие: знакомство историей появления русской народной игрушки,  развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
          Художественно-эстетическое развитие: развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности игрушки разных регионов России, закрепление умения рисования элементов росписи матрёшки; воспитание самостоятельности, умения активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развитие  фантазии, творческого воображения.

Речевое развитие: расширение  словарного запаса.
        Физическая культура: возможность отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Материалы: мультимедийное сопровождение занятия, сундук, матрёшка Семёновская, Загорская, Полхов-Майданская), готовые шаблоны матрешек, гуашь, ватные палочки, кисти, стаканчики с водой, фонограмма русских песен и плясок.

Предварительная работа:
1. Загадывание загадки о матрешке.
2. Рассматривание матрешки, игры с ней, игра «Наряди матрёшку».
3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Матрешки-крошки», физкультминутки «Мы веселые матрешки», «Вот мы матрёшки, вот какие крошки»
4. НОД по лепке.

Методы и приёмы:  игровой,  словесно-логический, наглядный, наглядно-деятельный;

художественное слово (загадки, стихи,   пальчиковая гимнастика, хороводная игра).                               

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нам по электронной почте пришло письмо с приглашением в музей народной игрушки, а какой,  вы сейчас узнаете,  отгадав загадку.

В этой молодице
прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
для младшей темница.
Красные щёчки,
пёстрые платочки,
хлопают в ладошки
весёлые…
(Матрешки) 

Слайд 1.

Воспитатель: Вы правильно догадались, мы идём в музей русской матрёшки. Для начала давайте вспомним правила поведения в музее.
(
Не шуметь, не кричать, ничего не трогать, можно только смотреть).

Под музыку русской народной мелодии «Русская изба» дети проходят в уголок группы, оборудованный под музей русской матрёшки. Их встречает хозяйка - экскурсовод  музея  (воспитатель накидывает шаль на плечи, надевает кокошник).

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русском музее. Проходите, удобно располагайтесь, начнём разговор. Для начала, я хочу поговорить  с вами   о добре. Кто объяснит, что такое добро?
       

 В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете,   это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.  

- Сегодня мы посмотрим, сколько доброты, заботы о людях вложили в свои изделия народные мастера, изготовляя эти прекрасные игрушки, которые знают и любят не только в нашей стране, но и в далёких зарубежных странах. Про матрёшку народ сложил и песенки и стихи и загадки. Вот ещё одна:

Цветастые платья,
        Румяные щёчки!
        Её открываем –
        В ней прячутся дочки.  (Матрешка)

А вы знаете стихи, загадки, песенки про матрёшку? (Даю возможность высказаться детям)

Слайд 2.

- Я покажу вам сегодня большое разнообразие русской матрёшки, научу вас различать матрёшку,  изготовленную в разных местах нашей прекрасной страны России.

Воспитатель (хозяйка музея)  берёт в руки  матрешку, открывает ее, выставляет всех матрешек по порядку на стол. Обращает внимание детей на их раскраску.

  - Что на голове у этой матрёшки? (красный платочек). Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.

 Воспитатель уточняет у детей, каким цветом нарисованы узоры на матрешках.

Слайд 3.

- А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки.
Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад. Расписал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

Слайд 4.

- Идею создания разъёмной деревянной куклы С. Малютину подсказала японская игрушка Дарума, которую привезла с острова Хонсю его жена.

Слайд 5.

- Дарума – японская традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая божество, приносящее счастье (Бодхидхарму),  в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Кукла эта была японцем — узкоглазым, сердитым на вид стариком.

Слайд 6.

- Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей.
Именно так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям.

Слайд 7.

- Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше.

Слайд 8.

- Наиболее известны три вида матрешек:                                               Семеновская, Загорская и Полхов-майданская. Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи. Давайте внимательно их рассмотрим. (Воспитатель показывает детям образцы матрешек, объясняет, чем они отличаются друг от друга).

Разнообразие русской матрёшки воспитатель показывает на экране (виртуальный музей).

Слайд 9 -12

- Это Семеновская матрешка. Она  имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.
Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.
Манера росписи Семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. Да это и немудрено, ведь центр хохломской росписи и фабрика, на которой делают матрешку, находится в одном городе — Семенове.
Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.


        Слайд 13-17

- А это Загорские матрешки. Они отличаются от Семеновских.  Давайте их сравним. Что вы заметили, чем они отличаются? (воспитатель выслушивает детей, а затем сама добавляет) Они более приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.
Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Выполняются эти узоры приемом "тычка".
Часто мастера работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным наносят светлое пятно, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской.

Воспитатель обращает внимание детей  на другую группу матрёшек.

- Чем отличаются эти матрёшки от предыдущих?

После ответов детей рассказывает:

Слайд 18-20

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи. Попробуйте найти её отличия от предыдущих матрёшек (Семёновской и Загорской). Воспитатель слушает детей, помогает наводящими вопросами, а затем обобщает.

 У матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. На голове у этих матрешек полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к Загорским и Семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутое  туловище.
- Ребята, а какая матрёшка вам понравилась больше?

Слайд 21

- Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия. На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами. 

(Воспитатель уточняет у детей, каким цветом нарисованы узоры у этих  матрешек).  Собирая матрешек в одну игрушку, воспитатель сопровождает сбор стихотворением:

На моем столе матрешка,
Разукрашена одежка,
Русы волосы в косе,
Вся она стоит в красе.
И скрываются в девчонке
Ее младшие сестренки.
Неразлучные подружки —
Расписные веселушки.

Игра «Узнай и правильно назови матрёшку на экране»

Слайд 22

- Из какого материала делают матрёшку? (Из дерева) Значит она какая? (деревянная)

 (Воспитатель обращает внимание на экран, показывая  процесс изготовления матрёшки, одновременно задавая вопросы детям) 

- С чего начинают работу над изготовлением игрушки мастера? (подробно разбирают последовательность изготовления). Что делают потом? И т.д.

- А сейчас я предлагаю поиграть.
Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!
        - Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? И вновь я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. Отгадав, узнаем, что находится внутри.
Загадка про матрёшку:

 Она на вид одна, большая,
          Но в ней сестра сидит вторая,
          А третью - во второй найдёшь.
          Их друг за дружкой разбирая,
          До самой маленькой дойдёшь.
           Внутри их всех - малютка, крошка.
           Всё вместе – сувенир

Дидактическая игра "Наряди  матрёшку".
- Одна матрешка упала и потеряла все свои украшения, и теперь никак не может расставить их на место. Помогите, пожалуйста, ребята!

(в сундуке заготовки силуэтов матрёшек без фартучков и косынок. Нужно подобрать правильно одежду каждой и определить какая это матрёшка)

Слайд 23 - 25

- Ребята, В Москве есть музей русской матрёшки. Он открылся в 2001 году и был первый в России и в мире.  Когда будете в Москве, обязательно его посетите. А пока я предлагаю вам немного отдохнуть, погулять по нашему музею, самостоятельно рассмотреть изделия русских мастеров, только правила поведения в музее не забывайте.

2. После небольшого перерыва на занятии рисования тема продолжается. 

Хозяйка:

- Ребята, я рассказала вам и показала разные виды матрёшек. Вы умеете теперь их различать. Я знаю, что вы очень добрые и  отзывчивые дети. И я не зря вас пригласила в свой музей. Мне очень нужна ваша помощь. Здесь у меня в сундуке есть много матрёшек, которые от времени совсем выцвели. А мне так хотелось сделать подарки бабушкам и дедушкам из дома престарелых.  Поможете мне,  расписать красиво эти фигурки. Согласны?

Тогда я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую, где всё готово для работы юных художников. Ну, а перед началом работы разомнём пальчики.

Физкультминутка  "Мы веселые матрешки".
Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сестры (руки в замок)

Хозяйка (воспитатель): 

Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки.
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко —
Станет радостной матрешка!

       - Сейчас еще раз повторим, какие элементы кистевой росписи лучше использовать для украшения наших матрешек, и дружно примемся за дело! (Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты.)

        - Рисовать будем гуашью. (Воспитатель предлагает детям сесть за стол по желанию, т.к они приготовлены для росписи матрёшек трёх  местностей (Семёновской, Загорской и Полхов-Майданской).

         - Подумайте, какой цвет гуаши подойдёт для той или иной матрёшки? Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами. Можно использовать для работы и тампончики, как мастера из города Загорска.   Тампончиками у нас будут ватные палочки.

        Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек. По окончании работы дети аккуратно раскладывают своих матрешек на длинный лист обоев, оформленный в виде зеленого лужка.

Хозяйка (воспитатель):

          - Очень яркие, веселые матрешки получились у нас! Когда они высохнут, я вложу их в конверт и обязательно отправлю их в дом престарелых в Вишенки.    Я думаю, что ваши работы очень порадуют стареньких бабушек и дедушек.

Хозяйка:

           - Спасибо ребята вам за помощь. Вы сегодня делали доброе дело. До свидания. (Воспитатель незаметно снимает наряд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Культура русского народа"

Данный конспект поможет Вам:познакомить  детей  с  хороводной  народной  песней  "Во  поле  берёза";продолжать  знакомить  детей  с  историе...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"

Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...

Конспект организованной образовательной деятельности: чтение русской народной сказки "Лиса и заяц"

Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обработка В. Даля).Задачи:Образовательные:1.Пробщение к словесному искусству...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего возраста на тему "Русская матрёшка"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми на тему: "Русская матрёшка"...

Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста

В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции...