Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности «Нарисуй-ка»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Полянская Елена Геннадьевна

Значение и ценность нетрадиционного изображения для всестороннего развития и воспитания детей с речевыми нарушениями велико и многогранно. Работа с красками, карандашами, фломастерами, пастелью и восковыми мелками, свечой,  мятой бумагой, губками и другими материалами – это очень важные сенсорно-двигательные упражнения. Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют мне использовать ее в развивающей работе с детьми-логопатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_kruzhok_narisuyka.docx62.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

Дополнительная образовательная программа

по изобразительной деятельности

«Нарисуйка»

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации программы 1 год

Составитель: воспитатель Полянская Е.Г.

 

Рыбинск

2016г.

Пояснительная записка

Формирование творческой личности ребенка – одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство – изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Нетрадиционное рисование дает возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

-мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-внимания и усидчивости;

-мышления;

-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение. Как правило сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.

Значение и ценность нетрадиционного изображения для всестороннего развития и воспитания детей с речевыми нарушениями велико и многогранно. Работа с красками, карандашами, фломастерами, пастелью и восковыми мелками, свечой,  мятой бумагой, губками и другими материалами – это очень важные сенсорно-двигательные упражнения. Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют мне использовать ее в развивающей работе с детьми-логопатами.

Программа занятий по дополнительному образованию детей 6-7 лет составлена на основе следующих источников:

  1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  2. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 
  3. Собственными разработками воспитателя Вовк Е.Г.

Цель программы: развитие личности ребенка, умения выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства с помощью нетрадиционных способов и техник рисования.

Задачи: создать условия для развития воображения, творческого мышления и творческой активности детей; ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов; учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит; формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, звуков окружающего мира; побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами; придумывать и создавать композиции, образы; поощрять и поддерживать детские творческие находки, способствовать развитию уверенной координации и мелкой мускулатуры пальцев рук.

Отличительные особенности программы:

Срок реализации программы 1 год (октябрь - май), рассчитана на детей 6-7 лет, Занятия проводятся с подгруппой (5-6 человек), один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Программа предполагает организацию детской деятельности в форме художественной  мастерской, где главное не сообщить и освоить информацию, а передать детям способы работы, средства создания произведений искусства. Задача мастера-педагога – включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

Принципы и правила художественной мастерской:

  • Организация общего пространства для работы в мастерской, где мастер-педагог и дети находятся вместе, на одном уровне, без жестко закрепленных рабочих мест, с правом выбора соседа.
  • Возможность перестроить пространство, в котором устраивается мастерская, в зависимости от решаемых задач.
  • Свободное вхождение в процесс мастерской через привлечение к новой идее, подготовленным материалам и др.
  • Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

- право выбора (обеспечивает мастер-педагог);

- самостоятельность действий (без дополнительных разъяснений мастера-педагога);

- свободно перемещаться в мастерской, общаться друг с другом, где диалог выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы;

- право не участвовать на этапе предъявления результата.

  • Демократическое руководство работой детей. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-педагога, как авторитета на всех этапах мастерской.
  • Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
  • Открытый временной конец (каждый ребенок работает в своем темпе).
  • Атмосфера мастерской обеспечивает эмоциональный комфорт каждому ребенку, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности дошкольника.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе воспитанники:

- Познакомятся с различными техниками изобразительной деятельности (фроттаж, монотипия, граттаж, техника «ниточка»  и др.)

- Освоят приёмы и способы нетрадиционного рисования (печать листьев, ватные палочки, декорировыние фигурок из картона акварелью, восковые мелки, рисование ладошкой и пальцами и др.)

- Научатся  экспериментировать с изобразительными материалами, придумывать и создавать композиции, образы;

- Разовьют внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление альбома лучших работ;
  • Проведение выставок детского художественного творчества.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

Осень

(печать листьев)

1

1

-

Листопад

(техника фроттаж)

1

1

-

Пестрые кошки (рисование ватными палочками)

1

1

-

Осенние листья

(декорирование фигурок из картона акварельными красками)

1

1

-

Мы ходили в зоопарк (восковые мелки)

1

1

-

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель)

1

1

-

Пейзаж у озера

(монотипия)

1

1

-

1 ВАРИАНТ

Лебедь по морю плывет

(рисование ладошкой)

2 ВАРИАНТ

Белочки – подружки

(рисование ладошкой)

3 ВАРИАНТ

Осьминожки

(рисование ладошкой)

1

1

-

Зимние узоры

 (граттаж)

2

2

-

Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы (клеевые картинки)

1

1

-

Зима

(мятая бумага)

1

1

-

Елочка

(тычок полусухой клеевой кистью)

1

1

-

Волшебный лес (рисование + клей + соль)

1

1

-

14.

Снегири на ветке (пуантилизм)

(техника тычка ватной палочкой)

1

1

-

15.

Мой маленький друг (техника тычка полусухой жесткой кистью)

1

1

-

16.

Живопись на камне

1

1

-

17.

Сказочная птица

(пастель + цветные карандаши)

1

1

-

18.

Закат солнца

(мокрая бумага)

1

1

-

19.

Фантастические цветы

1

1

-

20.

Сверкающее море

(краски + соль)

1

1

-

21.

Кактус

(рисунок на цветном листе бумаги с рельефной текстурой)

1

1

-

22.

Космическое небо

(граттаж)

2

2

-

23.

Рисунок космоса

(техника паспарту)

1

1

-

24.

Витражи для терема Лета

(клеевые картинки)

1

1

-

25.

Ниткография

1

1

-

26.

Берег реки

(монотипия)

1

1

-

27.

Разноцветные бабочки (техника граттаж)

2

2

-

28.

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся

«5  РИСУНКОВ»

2

2

-

Итого:

32

32

-

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Октябрь

Тема, техника

Цель

Материал

Литература

Октябрь

Осень

(печать листьев)

Ознакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Листья разных пород деревьев (4-5 видов)

1 альбомный лист

Набор гуашевых красок

Кисть

Стакан с водой

Салфетки

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр. 5

Октябрь

Листопад

(техника фроттаж)

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Ознакомить с новым видом изобразительной техники «фроттаж»

Листья разных пород деревьев

2 белых листа А4 бумаги от принтера

Восковые мелки

http://deti.mail.ru

Октябрь

  1. Цветок

 пуантилизм

(техника тычка ватной палочкой)

  1. Одуванчик

 (техника рисования пальцами)

Учить рисовать цветок используя технику изображения ватной палочкой.

Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Учить наносить фон широкой кистью, рисовать одуванчик, передавая его строение. Развивать художественное видение задуманного.

Набор гуашевых красок

Стакан с водой

Ватные палочки

Салфетки

Акварельные краски

Альбомный лист

Стакан с водой

Широкая кисть

Тонкая кисть

Салфетки

Октябрь

Зайчик

(Техника штриховки)

 

Познакомить детей с техникой штриховки фломастером при изображении животных.

Простой карандаш

Фломастер

Эскиз зайца

Ноябрь

Мы ходили в зоопарк (восковые мелки)

Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов.

Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств.

Альбомный лист

Восковые мелки

Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 

Ноябрь

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель)

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Альбомный лист

Восковые мелки

Набор акварельных красок

Кисть

Стакан с водой

Салфетки

Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 

Ноябрь

Пейзаж у озера

(монотипия)

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать ее изобразительные способности, закрепить понятие о симметрии.

Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Альбомный лист, с готовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя синим (вода)

Акварель

Кисть

Стакан с водой

Салфетки.

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр. 37

Ноябрь

1 ВАРИАНТ

Лебедь по морю плывет

(рисование ладошкой)

2 ВАРИАНТ

Белочки – подружки

(рисование ладошкой)

3 ВАРИАНТ

Осьминожки

(рисование ладошкой)

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней).

Учить превращать отпечатки ладоней в различные объекты.

Развивать воображение, чувство композиции.

Набор акварельных красок

Восковые мелки

Альбомный лист

Кисть

Стакан с водой

Салфетки

Пластиковые тарелки

Декабрь

Зимние узоры

 (граттаж)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа.

Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Альбомный лист

Кисть

Палочки-зубочистки

Стакан с водой

Салфетки

http://ped-kopilka.ru/blogs/sharypova-ana/tehnika-gratazh.html

Декабрь

Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы (клеевые картинки)

Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.

Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях.

Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка.

Альбомный лист

Набор гуашевых красок

Кисть

Стакан с водой

Палитра

Простой карандаш

Клей ПВА с дозированным носиком

Салфетки

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр. 53

Декабрь

Зима

(мятая бумага)

Познакомить с техникой рисования мятой бумагой

Альбомный лист

Набор гуашевых красок

Кисть

Стакан с водой

Палитра

Простой карандаш

http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-igorevna-alekseva/uchimsja-risovat.html

Декабрь

Елочка

(тычок полусухой клеевой кистью)

Совершенствовать технику рисования «тычком».

Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками. Воспитывать терпеливость

Альбомный лист 

Набор акварельных красок

Жесткая кисть

Стакан с водой

Простой карандаш

Линейка

Январь

Дерево колдуньи (рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее.

Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Альбомный лист 

Набор акварельных красок

Кисточка

Стакан с водой

Цветные карандаши

Цветная бумага

Клей

Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 

Январь

Волшебный лес (рисование + клей + соль)

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение.

Учить применять соль при создании образа.

Альбомный лист 

Набор акварельных красок

Кисточка

Стакан с водой

Среднекрупная соль

Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 

Февраль

Снегири на ветке пуантилизм

(техника тычка ватной палочкой)

Учить рисовать снегирей, используя метод тычка ватной палочкой.

Альбомный лист 

Набор акварельных красок

Кисточка

Стакан с водой

Простой карандаш

Фломастеры

http://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/-volshebnye-palochki-netradicionaja-tehnika-risovanija-metodom-tychka.html

Февраль

Мой маленький друг (техника тычка полусухой жесткой кистью)

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Совершенствовать  технику рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Альбомный лист 

Набор акварельных красок

Кисточка

Стакан с водой

Простой карандаш

Фломастеры

http://dohcolonoc.ru/cons/716-konsultatsiya-po-netraditsionnym-tekhnikam-risovaniya-dlya-vospitatelej-i-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-na-temu-risovanie-s-detmi-3-7-let-metodom-tychka.html

Львы саванны

(пальцевая живопись)

Развивать умение создавать образ животного, используя пальцы руки. Закреплять навыки создания фона широкой кистью.

Альбомный лист

Набор гуашевых красок

Широкая кисть

Стакан с водой

Фломастер

Салфетки

Февраль

Живопись на камне

Познакомить с техникой выполнения изображения на камне. Развивать фантазию и воображение.

Небольшие камни плоско-округлой формы

Акриловые краски

Кисточка

Стакан с водой

http://www.13doors.ru/paint/495-risunki-na-kamnyax.html

Февраль

Сказочная птица

(пастель + цветные карандаши)

Развивать умение создавать сказочные образы, формировать творчество детей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и восковыми мелками.

Альбомный лист

Пастель

Цветные карандаши

Март

Закат солнца

(мокрая бумага)

Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому».

Развивать творческое воображение.

Альбомный лист 

Набор акварельных красок

Кисточка

Стакан с водой

Простой карандаш

http://www.liveinternet.ru/community/5610805/post328875664

Март

Фантастические цветы

Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приемы видоизменения и декорирования лепестков.

Альбомный лист

Набор гуашевых красок

Кисточка

Стакан с водой

Простой карандаш

Март

Сверкающее море

(краски + соль)

Вызвать интерес к созданию образа моря различными способами нетрадиционной техники. Создавать условия для экспериментирования с  разными художественными материалами и инструментами.

Лист белой бумаги формата А4

Акварельные краски

Кисть

Поролоновая губка

Стаканчик с водой

Среднекрупная соль

http://www.liveinternet.ru/community/5610805/post328875664

Март

Кактус

(рисунок на цветном листе бумаги с рельефной текстурой)

Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Совершенствовать навыки использования восковых мелков.

Цветной лист бумаги с рельефной текстурой

Пастельные карандаши

Апрель

Космическое небо

(граттаж)

Закреплять навыки работы с восковыми мелками и красками в технике «граттаж»

Белая бумага повышенной плотности (или картон) Цветные восковые мелки

Гуашевая краска черного цвета или тушь

Жидкость для мытья посуды

Кисточка

Любой острый предмет (деревянная шпажка, зубочистка, спица и т.п.)

http://ped-kopilka.ru/blogs/sharypova-ana/tehnika-gratazh.html

Апрель

Рисунок космоса

(техника паспарту)

Кошка с котенком (техника паспарту с использованием гуашевых красок)

Познакомить с техникой выполнения работы в технике «паспарту»

Развивать художественный вкус, чувство композиции,

Формировать умение применять ранее полученные навыки

Лист белой бумаги

Лист цветной бумаги или картона

Восковые мелки, фломастеры или краски

Стакан с водой

Простой карандаш

Ножницы

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0269.shtml

Апрель

Витражи для терема Лета

(клеевые картинки)

Продолжать знакомить детей с понятием «витраж».

Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях.

Учить умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.

Альбомный лист

Акварельные краски

Кисть

Стакан с водой

Палитра

Простой карандаш

Клей ПВА с дозированным носиком

Салфетки

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр. 53

Апрель

Ниткография

Познакомить с техникой выполнения работы в технике «ниткография»

Создать условия для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета 

Альбомный лист

Набор гуашевых красок

Шерстяные нитки

Кисть

Стакан с водой

Салфетки

http://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nitkografija.html

Май

Берег реки

(монотипия)

Учить детей рисовать речной пейзаж используя приёмы нетрадиционной техники рисования монотипия
Совершенствовать навыки работы с акварелью, умение строить композицию, планировать этапы работы
Воспитывать интерес к работе с нетрадиционными техниками рисования

Альбомный лист

Акварельные краски

Кисть

Стакан с водой

Палитра

Простой карандаш

http://ermake.ru/monotipiya-master-klassy-dlya-detey/monotipiya-bereg-reki-master-klass-risovanie-peyzazha-po-tapno

Май

Маки

(мятая бумага)

Совершенствовать навыки работы мятой бумагой

Развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, развивать цветовое восприятие.

Альбомный лист

Набор гуашевых красок

Комочки мятой бумаги

Кисточка

Стакан с водой

http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-igorevna-alekseva/uchimsja-risovat.html

Май

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся

«5  РИСУНКОВ»

Ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа)

Н.А. Лепская

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся

«5  РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно   все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,  имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.

Уровни:

Уровень художественной выразительности

Тип

Критерии оценки

Замысел

Рисунок

1

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

2

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

Уровень фрагментарной выразительности

3

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

4

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

Дохудожественный уровень

5

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

6

Стереотипный

Репродуктивный

5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.

Таблица результатов:

№ п/п

Список детей

Показатели

Общий
балл

Уровень

1

2

3

4

5

Гукин Степан

3

3

3

3

3

15

в

Терпигорьев Игорь

2

2

3

1

1

9

с

Кузьмина Алиса

2

2

2

2

2

10

с

Лебедева Арина

2

2

2

1

2

9

с

Павлова Арина

2

2

2

2

2

10

с

Ресурсы

  1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010
  2. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 
  3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.» Конспекты занятий. – М. Мозаика-Синтез, 2008 г.
  4. Лыкова, И.А, Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. М.: «Цветной мир», 2013 г.
  5. Лыкова, И.А, Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. М.: «Цветной мир», 2013 г.
  6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир  М. «Издательство ГНОМ и Д», 2007 г.
  7. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ  М. ТЦ Сфера, 2011 г.
  8. http://deti.mail.ru
  9. http://ped-kopilka.ru/blogs/sharypova-ana/tehnika-gratazh.html
  10. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0269.shtml
  11. http://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nitkografija.html
  12. http://ermake.ru/monotipiya-master-klassy-dlya-detey/monotipiya-bereg-reki-master-klass-risovanie-peyzazha-po-tapno


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности на 2013-2014 год.

для детей 5-6 лет Пояснительная записка Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развива...

Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный  путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...

АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в пр...

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...