Рабочая программа дополнительного образования .
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «УЛЫБКА»
Согласовано
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
«____»_______2018г.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
д/с № 5 «Улыбка»
________С.В.Шкредова
«___»________2018г
«Игралочка»
Ниткография.
Рабочая программа
для детей подготовительного к школе возраста.
Срок реализации: один год
Усс Ю.В.
воспитатель
г. Видное
2019г.
Пояснительная записка
Направленность.
Программа «Игралочка» направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек - художественный образ».
Новизна программы в том, что она, являясь разнообразной (или многоступенчатой) по структуре, позволяет осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства, что предоставляет больше
возможностей для творческой самореализации обучающихся. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние и может быть, будет способствовать осознанному выбору будущей профессии.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что она расширяет возможности в развитии креативных возможностей детей, стимулируют их познавательную деятельность не только в области декоративно-прикладного искусства, но и в художественно-оформительской.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его творческой самореализации в процессе обучения данными видами рукоделия. Занимаясь по программе, дети не только осваивают ремесла, но и реализуют свой творческий потенциал.
Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Образовательные
- Познакомить детей с нетрадиционной работой с нитью.
- Формировать умения и навыки работы с нитью.
- Расширять представления детей о видах изобразительного искусства.
- Способствовать развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
- Развивать творческие способности ребенка.
Развивающие:
- способствовать развитию художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;
- развивать самостоятельность в решении творческих задач;
-развивать художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, предприимчивость, культуру поведения и бесконфликтное общение;
- способствовать воспитанию творческой активности;
- сформировать чувство самоконтроля.
Для реализации заявленной цели и задач в рамках программы планируется использование следующих принципов:
- доступность и последовательность,
- от простого к сложному,
- учет индивидуальных особенностей,
- креативность,
- практическая направленность,
- результативность,
- наглядность,
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка :
Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с октября по апрель ), один раз в неделю с группой детей в количестве 5 человек.
Занятие продолжительностью 30 минут.
Пятница 15.10 – 15.40
Организационные параметры программы:
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации.
- Рассматривание образца.
- Объяснение, показ приемов работы.
- Работа с нитью.
- Физкультурная пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
Формы работы с детьми:
- игра
- импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту)
- объяснение
- рассказ и рассказ детей
- чтение воспитателя
- показ
- личный пример
- беседа
- обсуждение
- наблюдения
- словесные и подвижные игры
Планируемые результаты работы кружка.
Занимаясь с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд) дошкольники должны:
Иметь:
-развитую мелкую моторику пальцев рук;
-сенсорное восприятие;
-логическое мышление;
-воображение.
Уметь:
- работать с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд)
Обладать:
- волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца и т.п.);
-эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру;
- эстетическому вкусу;
- дети будут иметь представление, о технике «ниткография»;
- повысится уровень развития мелкой моторики пальцев, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, художественных способностей, волевых качеств (усидчивости, умения доводить начатое дело до конца).
Материал:
- нити разного цвета
- лист картона с изображением рисунка
- клей ПВА
- ножницы
- клеенка
- кисть.
- салфетка.
Требование к помещению - просторное помещение. Должны быть предусмотрены зоны для работы за столами.
Ожидаемые результаты.
К концу освоения программы обучающиеся должны
Знать:
- основные технологические приемы работы с нитками;
- информационную культуру (правильно читать схемы, записи узоров);
- правила основы композиции;
- технологическую последовательность изготовления изделий;
- правила организации рабочего места;
- инструкцию по технике безопасности при работе, ножницами.
Уметь:
- пользоваться различными технологическими картами (схемы, орнаменты узоры) и составлять рабочие рисунки самостоятельно;
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- составлять композиции согласно правилам;
- переносить свои знания, умения и навыки в практическую ситуацию, выполнять индивидуальные творческие работы;
- проявлять свою познавательную и творческую активность, креативность, образное мышление;
- работать в группе и самостоятельно;
- анализировать, контролировать, организовывать свою работу;
- бережно, аккуратно работать с материалами и инструментами;
- правильно и безопасно пользоваться инструментами;
- применять свой художественный и эстетический вкус;
- изготавливать изделия по своему замыслу, создавая авторские работы, начиная от эскиза до конечного результата;
- применять полученные навыки коммуникативной культуры по отношению к окружающим.
Способы проверки.
Результаты освоения программы.
Результаты развития творческих способностей детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, заполнив следующие диагностические карты:
Ф.И. ребенка | Умеет выкладывать нити по горизонтали | Умеет выкладывать нити по вертикале | Умеет выкладывать нити по кругу | Умеет выкладывать нити по спирали | Умеет выполнять сухой рисунок нитками на бархатной бумаге | |||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | гн | кг | |
НГ- начало года
КГ-конец года
Перспективно-тематический план кружка «Игралочка»
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
Октябрь | |||
1 неделя | «Нитка-раз, нитка-два..» | Познакомить детей с нитками, рассказать об их назначении. | Клубки ниток, нитки в катушках, нитки «мулине», иллюстрации по теме. |
2 неделя | «Мяч» | Учить создавать изображение мяча, ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук, аккуратность, воспитывать интерес к изобразительным материалам. | Иллюстрации, альбомы, поделки, листы бархатной бумаги с изображением линий в разных направлениях, пряжа красного, жёлтого, зелёного, синего цвета. |
3 – 4 неделя | «Овощи» | Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Октябрь | |||
1 неделя | «Зонтик» | Учить детей создавать изображение (зонтик), использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
2 неделя | «Домик» | Продолжать учить наматывать нитку на шаблон; развивать внимательность, усидчивость. Развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно. | Плотный картон, простой карандаш, ножницы, нитки средней толщины. |
3 неделя | «Косточка для собачки» | Вызвать у детей желание изготовить «лакомство для собачки – косточку», проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. Воспитывать любовь к животным. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити белого цвета, ножницы. |
4 неделя | «Морковка для зайчика» | Продолжать учить детей создавать изображение, используя нити нужного цвета. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити оранжевого и зеленого цвета, ножницы. |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Флаг России» | Познакомить с государственной символикой: флаг. Учить детей создавать изображение (флаг), использовать в работе необходимые цвета нитей. Развивать умение пользоваться ножницами. Воспитывать чувство гордости за родину, аккуратность. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити красного, белого и синего цвета, ножницы. |
2 неделя | «Тарелочка» | Вызвать у детей желание изготовить красивую тарелочку, проявляя свое творчество. Развивать умение пользоваться ножницами, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
3 неделя | «Шапочка» | Продолжать учить детей создавать изображение (рукавичка), не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
4 неделя | «Ваза с цветами» | Учить детей использовать в работе творческую фантазию, создавая изображение вазы с цветами. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Декабрь | |||
1 неделя | «Рябинка для снегиря» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей, создавая изображение. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость, заботливое отношение к зимующим птицам. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити, красного, коричневого цвета, ножницы. |
2 неделя | «Снежинки» | Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Учить детей создавать изображение снежинок. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость, воспитывать желание помогать товарищам. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити белого и синего цвета, ножницы. |
3 неделя | «Праздничное дерево» | Уточнить знания детей о деревьях. Учить рисовать ёлку способом «ниткография». Развивать умение использовать свою фантазию для оформления своей работы, воспитывать аккуратность при работе с ножницами. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
4 неделя | «Зимняя фантазия» (коллективная композиция) | Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ, составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Закреплять умение пользоваться ножницами, Воспитывать внимательность, неторопливость. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Январь | |||
1-2 неделя | Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Шарик для елочки» | Продолжать знакомить детей с волокнистыми материалами и их свойствами; учить вырезать кусочки цветных нитей и наклеивать, сыпать их на основу; развивать умение работать ножницами, клеем. | Разноцветные нити, лист картона с изображением (елочной игрушки) шарика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Снеговик» | Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ изображения снеговика. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность. | Нити белого, оранжевого, черного, зеленого цвета, лист картона с изображением снеговика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Домик» | Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Учить рисовать домик способом «ниткография». Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. | Нити разных цветов, лист картона с изображением домика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Февраль | |||
1 неделя | «Колокольчик» | Учить детей создавать изображение колокольчика, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. | Нити разных цветов, лист картона с изображением колокольчика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Моё настроение» | Учить отображать своё настроение способом рисования «ниткография» и в соответствии с цветовым исполнением. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать дружеские отношения, интерес к «ниткографии». | Нити разных цветов, лист картона, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Валентинка» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. | Нити разных цветов, лист картона с изображением сердечка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Подарок для папы» | Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать заботливое отношение к папам, внимательность, аккуратность. | Нити разных цветов, лист картона , с изображением подарка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Март | |||
1 неделя | «Веточка мимозы» | Напомнить детям, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет веточка мимозы. Продолжать учить детей технике «ниткография». Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам. | Нити разных цветов, лист картона с изображением ветки мимозы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Весеннее цветы» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. | Нити зеленого и коричневого цвета, лист картона с изображением дерева, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Пасхальное яйцо» | Продолжать учить детей подбирать необходимые цвета нитей, сыпать на основу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, усидчивость, самостоятельность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением яйца, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Лиса и колобок» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити оранжевого, желтого и черного цвета, лист картона с изображением лисы с колобком, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Апрель | |||
1 неделя | «Птица на ветке» | Уточнить знания детей о птицах. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать заботливое отношение к птицам. | Нити коричневого, черного цвета, лист картона с изображением птички, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Парусник» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити белого, синего и красного цвета, лист картона с изображением парусника, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 -4 неделя | «Радуга» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением радуги, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Литература
1. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Ярославль, Академия развития, 2010.
2. Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2014.
3. А.Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия
развития, 2011.
4. А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2016.
5. О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) » Издательство: Паритет, 2016 г.
6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство Фольк унд Биссен, Берлин, 2010
7. Журнал Дошкольное воспитание, 2015 №10,12; 2012 № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-679900-1445796913.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/14/picture-672553-1607957438.jpg)
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877574-1484469937.jpg)
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1075400-1543297148.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078831-1541523623.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-66459-1549132591.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...