Консультация по нетрадиционным техникам
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа)

Зернова Татьяна Кирилловна

Художник хочет рисовать,

Пусть не дают ему тетрадь...

На то художник и художник - 

Рисует он где только может

Он чертит палкой на земле,

Зимою пальцем на стекле,

И пишем углем на заборе,

И на обоях в коридоре.

Рисуем мелом на доске,

На глине пишем и песке.

Пусть нет бумаги под руками,

И нету денег на холсты,

Он будет рисовать на камне,

И на кусочке бересты. 

Солютом он раскрасит воздух,

Взяв вилы, пишет на воде.

А кто художнику мешает

Тот землю красоты лишает!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речи детей»

Воспитатель: Зернова Татьяна Кирилловна

Одно из основных  условий   развития ребенка – своевременное и полноценное формирование речи. Дошкольный  возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивается и активизируется словарь.          

Рисование – одно  из  самых  больших  удовольствий  для ребёнка.  Оно  приносит  детям  много  радости. В  рисовании ребёнок  выступает, с  одной  стороны,  в  качестве  ведомого взрослым  и  через  различные способы  и  формы , включается  в освоение  художественного опыта ; с другой стороны, он пробует себя  в  качестве  исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает  не  только  то,  что  видит  вокруг, но  и  проявляет собственную фантазию. Деятельность с  красками – это  не  только сенсорно – двигательные  упражнения. Она  отражает  и  углубляет представления детей  об  окружающем, способствует  проявлению умственной  и речевой  активности. Дети  получают  возможность упражняться  в создании  прекрасного,  учатся  соотносить  речь  с действием. Создание  образа  стимулирует  развитие  воображения: ребёнок   мысленно   ” дорисовывает ”  статичное,   иногда бесформенное изображение, придаёт ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.

         Все этапы  изобразительной  деятельности сопровождаются речью.  Показ,  объяснение – основные  приёмы,  гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя  сюжет,  мотивирующий  деятельность  ребенка,  в  ней определено  место  и  предусмотрено  время  для  разнообразных приёмов развития речи.  Вторая  часть  практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также  с  чего  начать,  как  потом  действовать.

В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность   всматриваться,   вслушиваться,   ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У  них  развивается  усидчивость, тренируется  рука  и  глаз.  По мнению  учёных, развитие  руки  определяет  развитие  ребёнка. Поэтому изобразительная  деятельность крайне важна не столько для овладения  умением  рисовать, сколько для  развития  общих способностей, которые проявляются  в будущем в любых видах деятельности.

Все   эти   подходы  явились толчком для     создания   методической разработки  по теме  «Нетрадиционные  техники  рисования, как средство  развития  речи  детей  дошкольного возраста». Это целая система образовательной деятельности по обучению нетрадиционными техникам рисования,  включая предварительную работу по данной теме, работу с родителями  и самостоятельную деятельность детей.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

– развивать речь детей, через развитие мелкой моторики руки;

– пробуждать у ребёнка эмоциональную отзывчивость на звуки и краски природы;

– знакомить ребёнка с окружающим миром людей, живой и неживой природой;

– формировать у ребёнка изобразительные умения и навыки через нетрадиционные техники рисования.

Для проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности с детьми  , применяется   интегрированный подход, который обеспечивал  интерес к деятельности, формирует необходимые навыки и умения по изобразительной деятельности.

Формы работы с детьми:

– наблюдение,

– знакомство с художественной литературой,

– рассматривание произведений искусства, иллюстраций,  картинок,

– использование дидактических игр.

Во  время  непосредственно образовательной деятельности  дети  знакомятся  с такими  техниками нетрадиционного  рисования,  как:  пальчиковая   живопись; монотипия; приманивание ; тычок полусухой жёсткой кистью, печать ладошкой, салфеткой; тычок обратной стороной кисти; рисование  при  помощи  готовой  печати  (катушка  от  ниток, картофель ) и т. д.  Все эти  техники  позволяют  сделать  процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Основная цель – развивать  у  детей  речь, элементы  воображения,  образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование  позволяет  детям  чувствовать себя  раскованнее, смелее,  непосредственнее,  даёт  полную  свободу  для самовыражения.

            Ожидаемый результат: в основе данной работы лежит  активизация познавательных функций, развитие необходимых психических процессов, развитие мелкой моторики пальцев рук, необходимых  для наиболее активного и правильного развития речи. После использования данной работы на практике. У детей:

– формируются  навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования.

– расширилось представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира.

– обогатился пассивный и активный словарь, В речи используются существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги. Дети используют целые фразы и предложения.

Предлагаемая методическая разработка по изобразительной деятельности может быть использована педагогами, работающими с детьми раннего возраста (с 2-х лет). Система занятий основана на реализации  деятельного  подхода  к  определению  и  отбору содержания обучения и форм организации деятельности педагога и детей в ходе непосредственно образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Данная презентация поможет вам познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования.  Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современно...

Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»

Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и то...

Консультация: "Особенности нетрадиционных техник изо деятельности"

Данный материал полезен для воспитателей ДОУ. Отображает некоторые оспекты нетрадициооны техник изодеятельности....

Консультация " Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка".

        Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка....