Особенности развития нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Зернова Татьяна Кирилловна

Нетрадиционные техники рисования - это техники, где используются какие - то нетрадиционные материалы или инструменты. Это рисование не красками и карандашами, а  чем то не имеющим отношение к изобразительной деятельности. А может использование  красок как то по новому. Это фантазия, радость, праздник!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Особенности использования нетрадиционных техник рисования

в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Воспитатель Зернова Татьяна Кирилловна

Актуальность. Проблема развития детского изобразительного творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью, в то время как дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

В изобразительной деятельности происходит становление духовного мира ребенка, при этом особая роль отводится искусству (Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов, В.Т.Тихомирова, Е.А. Флерина и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить, что в старшем дошкольном возрасте развивается особый вид активности – творческая активность. В  силу чего изобразительная деятельность,  наряду с игрой,  выступает ведущим видом деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин). У детей наблюдается раннее проявление творческих чувств, отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности.

Эффективному процессу художественного воспитания, развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений.

Для развития воображения, творческого мышления, творческой активности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику дошкольного художественного образования.

Использование таких техник превращает обычное занятие по изобразительному искусству в настоящий праздник для детей, они словно окунаются в волшебный сказочный мир и становятся маленькими волшебниками. Нетрадиционные техники как нельзя лучше развивают творческое воображение детей, способствует раскрепощению, помогают ребенку осуществить на практике все его фантазии (на обычных занятиях этого невозможно достигнуть, слишком строго очерчены рамки занятия).

Объект исследования: нетрадиционные техники рисования.

Предмет исследования: использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие и сущность нетрадиционных техник рисования.
  2. Рассмотреть характер основных нетрадиционных технологий рисования.
  3. Провести диагностику частоты использования нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
  4. На основе наблюдения и анализа практического опыта воспитателя по использованию нетрадиционных техник рисования в работе со старшими дошкольниками охарактеризовать особенности их использования.

Методы исследования: реферирование научной литературы по теме исследования; анализ практического опыта педагогов по проблеме использования нетрадиционных техник рисования, анкетирование, методы статистического и качественного анализа, анализ плана воспитателя по занятиям рисованием.

.

Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

1. Понятие и сущность

Художниками техника рисования понимается широко. Сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.)  в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого «искусная и искусство, мастерство») понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов.

Техника рисования, по образному выражению П.П. Чистякова,— это «…язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения». Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др.

Таким образом, под техникой рисования следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.

Важное условие, обеспечивающее творческое решение изобразительной задачи ребенком, — овладение графическими навыками. Исследователи указывают, что плохое владение инструментом, собственной рукой, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими, различного рода затруднения при решении изобразительных задач мешают ребенку передать в рисунке задуманное, порождают неудовольствие собой, что может спровоцировать отказ от рисования вообще. Поэтому одна из самостоятельных и важных задач, стоящих перед преподавателем — помочь ребенку освоить технику рисования. «Важно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать.

То определение техники рисования, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисования. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.

Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти — размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д. Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью. Но в большинстве случаев задача создания образа и не ставится. Если же дети стремятся перейти к изображению, их снова возвращают к манипулированию  с материалами, подсказывая новые возможности. Даже детей 7 лет увлекают пробами пользования разными, новыми для них материалами для создания беспредметных композиций.

Конечно, в этом манипулировании с материалами имеются и положительные черты: богатство технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке, однако оно отвлекает от передачи объективного содержания. Наблюдается по существу не свобода самовыражения, а твердо направленное формирование у детей отношения к рисованию как деятельности по преимуществу не изобразительной.

Исходя из разнообразия видов изобразительной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста,  Т.С. Комарова считает целесообразным обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы, уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и др.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

Техника исполнения, манера ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями, относится к традиционным техникам рисования, в то время,  как нетрадиционные изобразительные техники – «это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению» (М. Шклярова) .

Изобразительная деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении  чаще сводятся к стандартному набору материалов и традиционным способам передачи полученной информации, что подразумевает овладением изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти. Для многих детей эта методика является сложной. В итоге - эстетически плохо выполненный рисунок и потерянный к данной деятельности интерес. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изобразительных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Рассмотрим основные отличия традиционных техник рисования (акварель, пастель, гуашь, мозаика, уголь, сангина, соус) от нетрадиционных (монотипия, кляксография, пальцеграфия, линотипия, набрызг, тампонирование, рисование по мятой бумаге, рисование пластилином, эстамп, граттаж, печатки, штампы, матрицы, клише, батик, восковые мелки).

Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предмет явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приемами рисования, изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры: мягкие круглые, плоские, клеевые; сангина, угольный и простой карандаш и т. д.), - считает М.А. Васильева.

Цветные восковые мелки мягко рисуют и дают широкую фактурную линию. Их используют для сюжетных и декоративных композиций. Ребенка учат держать палочку-мелок тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, какая получится линия. Нельзя сжимать пальцами или сильно надавливать на мелок (согреваясь в руке, он ломается). Восковые мелки для рисования обычно используют в возрасте 5-7 лет. Детям объясняют, что при закрашивании рисунка цветными мелками нельзя добиться сплошного цвета, так как мелок ложится на бумагу с просветами, получается мягкий приглушенный цвет. Это красиво и выразительно, потому что многое в природе не имеет ровного гладкого цвета (например, земля, трава, стволы деревьев и др.). Выразительно выглядят рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с гуашью -белилами (например, «Зимний город»), С акварелью («Поздняя осень», «Лето»).

При соединении цветных мелков с акварелью вначале все рисуется цветными восковыми мелками, а затем небо покрывается акварелью. Можно начинать с акварели, а потом рисовать мелками. Акварель не растворяет мелки, поэтому не бывает затеков.

Угольный карандаш «Ретушь» похож на обыкновенный черный карандаш, но значительно мягче. Рисуя им, ребенок может получить более широкую линию матового бархатисто-черного цвета. Карандаш хрупок, поэтому им надо рисовать легко, без сильного нажима.

Сангина - красно-коричневые карандаши разных оттенков, имеют красивый теплый цвет. Сангина оставляет широкий фактурный мазок, используется для изображения веток, деревьев, животных, человека.

Угольный карандаш, сангина требуют аккуратности в работе. Под правую руку нужно подкладывать бумажную салфетку, чтобы не испачкать рисунок.

Сочетание разных материалов позволяет добиться большой выразительности рисунка. Так, сочетание сангины, угольного карандаша и белой гуаши при рисовании зимнего леса позволяет передать цветной контраст (темные силуэты деревьев на фоне белого снега), шероховатую фактуру деревьев.

Пастель - короткие палочки мягких тонов по 24 и более в коробке. Пастель хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности. Потому ее используют лишь в возрасте 6-7 лет, когда дети освоят способы работы цветным мелом. Пастель позволяет передавать мягкие переходы оттенков разных цветов.

Фломастep дает яркий сочный цвет; стоит только прикоснуться им к бумаге, как остается след. Держат фломастер как карандаш. Учитывая его качества, ребенку с 1,5-2 лет дают сначала фломастер, а затем карандаш, так как еще не окрепшая рука малыша не способна нажать на карандаш так, чтобы получить отчетливый след. Техника же рисования краской для них пока сложна. Постепенно, когда рука ребенка немного окрепнет, дают ему для рисования карандаши.

Важную роль играет рассматривание произведений изобразительного искусства, прежде всего книжной графики.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет.

 Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Итак, рисовать дети начинают рано. Но если в 2,5 года ребенок может раскрепоститься в рисунке (главное желание — карандашом или краской оставить следы на бумаге) и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то. Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности.

До настоящего времени обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения развития творческих способностей, выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования.

2. Характер нетрадиционных технологий

 Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. «Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции», - пишет А. Ильина. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.

Кроме этого, по мнению Г.Н Давыдовой, «нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца»».

Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся и в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития творческих возможностей детей.

Нетрадиционным техникам рисования, как и традиционным, присущ линейно-графический и живописный способ создания изображения. Рассмотренные нетрадиционные техники рисования позволят отразить предметы и явления на плоскости, в цвете, в пространстве. Они формируют творческие способности дошкольников, развивают их воображение, но главное, они будут способствовать:

  • возникновению новых возможностей и путей художественно-эстетического освоения действительности;
  • нахождению различных способов передачи образного содержания детьми;
  • созданию поисковых ситуаций, когда дети комбинируют способы изображения, предпочитая наиболее выразительные;
  • созданию условий для наиболее эффективного художественно-эстетического развития дошкольников.

О необходимости и возможности поиска таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д.).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирования образца, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.)

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную  форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Интерес к содержанию рисунка побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что сверстники выразили свое одобрение, отметили ее. Но положительную оценку педагог дает по заслугам, т.е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.

Рисование с помощью нетрадиционных техник позволит ребенку найти ответы на многочисленные вопросы (ведь каждый малыш – это «ходячая почемучка»). Остановимся более подробно на нетрадиционных техниках рисования, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. Тычок жесткой полусухой кистью (О.А. Белобрыкина).

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. Рисование пальчиками (Г.Н. Давыдова).

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Рисование ладошкой (Г.Н. Давыдова).

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Оттиск печатками из картофеля (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

  1. Оттиск поролоном (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

  1. Оттиск пенопластом (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

  1. Оттиск печатками из ластика (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

  1. Оттиск смятой бумагой (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

  1. Фотокопия (Р.Романова).

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: техника работы со свечой носит специфическое название -фотокопия. Слово «фото» в названии техники указывает на ее причастность к фотографии и объясняется тем, что эффект, получаемый при использовании свечи, как бы в упрощенном виде воспроизводит процесс проявления фотопленки. А достигается он следующим образом: ребенок наносит на лист белой бумаги какое-либо изображение или просто ставит жирные точки; после этого весь лист равномерно покрывают тушью (лучше темного цвета). Происходит удивительный фокус - изображение, сделанное свечой и не видимое на белой бумаге, проявляется прямо на глазах.

  1. Восковые мелки + акварель (Р. Романова).

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

  1. Свеча + акварель (Р. Романова).

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

  1. Монотипия предметная (А. Ильина).

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  1. Кляксография обычная (О.А. Белобрыкина).

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

  1. Кляксография с трубочкой (О.А. Белобрыкина).

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  1. Кляксография с ниточкой (О.А. Белобрыкина).

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

  1. Набрызг (Р. Романова).

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

  1. Отпечатки листьев (Е.К. Брыкина).

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  1. Акварельные мелки (Р. Романова).

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

  1. Тычкование (М. Шклярова).

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

  1. Монотипия пейзажная (А. Ильина).

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Создание фона также относится к нетрадиционным техникам в рисовании. Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. Многие дети делают фон кисточкой. Но есть и другие способы делать фон:

- ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске;

- широкой полусухой кистью для побелки потолков, используя 2-3 цвета («шотландская клетка»);

- на лист бумаги наносятся в свободной манере гуашевые краски, сверху прижимается целлофановый пакет, сушится вместе с ним («эффект мрамора») [2].

21. Рисование на листе, протертом наждачной бумагой (М. Шклярова)

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: наждачная бумага, бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Наждачной бумагой протереть сухой, чистый лист в горизонтальном и вертикальном направлении. Лист смочить водой и рисовать любой сюжет. Рисунок получается как на холсте.

22. Клеевые картины (О.А. Белобрыкина)

Средства выразительности: фактура, объем, пятно, цвет, линия. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, акриловая краска, клей ПВА, манная крупа, гречневая или рисовая крупа.

Нарисовать на картоне простой карандашный набросок. Приставив узкую насадку с клеем ПВА, обвести по контуру рисунок. Клей выдавливать осторожно, плавно передвигая по контуру. Дать ему высохнуть. Потом покрыть рисунок акриловой краской. Дать просохнуть. Чтобы получился эффект «старого золота», нанести на мягкую тряпочку черного крема для обуви и протереть рисунок.

Нарисовав рисунок карандашом, крупные детали промазать клеем ПВА, пока клей не высох, присыпать манной крупой. Дать клею высохнуть, стряхнуть лишнюю крупу и красками осторожно раскрасить.

Примечание: можно для образности в работе использовать гречневую крупу, различные по форме макароны.

23.Рисование пластилином (О.А. Белобрыкина)

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, пластилин, стека.

Пластилин наносится пальцем на лист бумаги с предварительным рисунком и растирается, постепенно вырисовывается определенная картина.

Из пластилина вырезаются определенные детали и прикрепляются к основе (лист бумаги, деревянная доска).

24.Граттаж (М.В. Добужинский)

Средства выразительности: фактура, объем, пятно, цвет, линия.

Материалы: бумага, мелки, мыло, свеча, гуашь, зубочистки.

Берется лист бумаги, покрывается (без пробелов) мелками, мылом или свечой. После этого наносится слой туши с добавлением моющего средства для посуды. Если тушь плохо укладывается, в тех местах, где остались пробелы, следует подкрасить их после высыхания. Когда заготовка полностью высохнет, можно начинать рисовать. Для этого понадобится пустая паста от шариковой ручки или зубочистка. С помощью этих приспособлений процарапывается изображение.

Таким образом, на примере некоторых нетрадиционных техник в рисовании, мы можем говорить о том, что большое разнообразие материала, легкость в исполнении работы, не требующей специальных навыков, обеспечивают ребенку высокий эмоциональный подъем, самостоятельность.

Старших дошкольников необходимо знакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Каждый ребенок может выбрать технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Возможность использовать различные материалы и техники развивают творчество старших дошкольников, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы на занятиях дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее станут развиваться их художественные способности. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями старших дошкольников.

Выводы

В процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.

Под традиционными техниками рисования понимается техника исполнения, манера ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Нетрадиционные художественные техники – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению.

Изобразительные нетрадиционные техники (тычок, отпечаток листьев, печать пробками, рисование ладошками, рисование ватными палочками и др.) имеют большие возможности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Их использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста повысит интерес дошкольников к творчеству, позволяет овладеть способами создания рисунка, пробудит желание и умение самому создавать прекрасное, что в целом позволит повысить качество детских работ и развитие самостоятельности детей.

Возможность использовать различные материалы и техники развивают творчество старших дошкольников, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее станут развиваться их художественные способности.

Список литературы

  1. Басина Н., Суслова, О. С кисточкой и музыкой в ладошке... - М.: Линка-Пресс, 1997. - 144с.
  2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей детских учреждений, учителей начальной школы. - Новосибирск, 1993. - С. 154.
  3. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. / под науч. ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 147с.
  4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Просвещение, 1972.- С.156.
  5. Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992. – 110 с.
  6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1997. – С. 100-103.
  7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2007. – 78 с.
  8. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2004. - № 4.– С. 21-29; № 5. – 2004. – С. 3-13.
  9. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2.– С. 48-50.
  10. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М.: Педагогика, 1995. – 165 с.
  11. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
  12. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение,1996. - 160с.
  13. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование. – 2000. - №3. – С. 33-35.
  14. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. – М., Наука, 1961. – С. 4-19.
  15. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996.- 87 с.
  16. Флерина Е.А. Детский рисунок. – М.: Наука, 1964. - С. 181-190.
  17. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992. – 320 с.
  18. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. – М.: Искусство, 1967. – 390 с.
  19. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр, 2008. – 160 с.
  20. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике// Дошкольное воспитание. – 1995. - № 11. – С. 34-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мыльных пузырей.

Данный методический материал будет полезен воспитателям детских садов и педагогам дошкольного образования. Этот материал поможет познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - рисование...

Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Описание некоторых техник нетрадиционного рисования, конспект занятия по раздуванию краски с детьми старшего дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование творческой личности

Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству дошкольников. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей....

Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мыльных пузырей

В космасе так здорово!Звезды и планетыВ черной невесомостиМедленно плывут!В космосе так здорово!Острые ракеты На огромной скоростиМчатся там и тут!Так чудесно в космосе!Так волшебно в космосе!В н...