Обобщение опыта на тему: "Нетрадиционная техника рисования как средство развитие творческих способностей детей".
учебно-методический материал по рисованию (средняя, старшая группа)

Манухина Марина Михайловна

В данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта по нетрадиционному рисованию, портфолио достижений, в которых раскрыты аспекты повышения эффективности занятий.

В работе представлены методы формирования у дошкольников творческого отношения к кружку, мотивация их к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

д. 21 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области,

393460, тел. (07558) 4-00-48

Обобщение опыта на тему:

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей»

подготовил воспитатель:

Манухина Марина Михайловна

(1 квалифицированная  категория)

2020 г

СОДЕРЖАНИЕ


1. Сведения об авторе_________________________________3

2. Цель и идея опыта  _________________________________4

3. Условия формирования опыта________________________4-5

4. Теоретическая база опыта____________________________5

5. Технология опыта___________________________________5-8

6. Актуальность перспективность опыта__________________9

7. Новизна опыта______________________________________9

8. Адресность опыта___________________________________9

9. Трудоемкость опыта_________________________________9-10

10. Результативность опыта_____________________________10-11

11. Заключение________________________________________12

 12.Приложения________________________________________

1.Сведения об авторе:  

Манухина Марина Михайловна, дата рождения 7 декабря 1984 год.

Образование: среднее профессиональное

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогическое училище №2» 28.06.2005г.

Специальность по диплому:

специальность 0323 «Адаптивная физическая культура»; квалификация учитель адаптивной физической культуры с дополнительной подготовкой учитель основ безопасности жизнедеятельности.

Место работы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

 г. Уварово Тамбовской области

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 8 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 8 лет

Квалификация: Первая квалификационная категория по должности воспитатель. Выписка из протокола заседания областной аттестационной комиссии  управления образования и науки Тамбовской области 27.11.2014г. г. Тамбов  № 3311

1.Цель опыта: развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Идея опыта: способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

   

2. Условия формирования опыта.

На формирование  опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • Изучение опыта работ коллег по нетрадиционной техники рисования
  • Активное участие в работе городских методических объединений
  • Изучение методической литературы:

  1. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

     2.А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

7. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2

8. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.

9.Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.

10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.

11.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.

12.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

13.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.

14.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

15.Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.

3. Теоретическая база опыта:  основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно–творческих способностей, которой в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер.  Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.

Я использовала их идеи в своей практической деятельности.
Тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.

Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному  творчеству)";  Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста; Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2

4.Технология  опыта:

Цель опыта: развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

 Задачи:

  • проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;
  • раразработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;
  • использование  инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей  дошкольного возраста.

     Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

     В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной  задачей   воспитания   и обучения     в изобразительной     деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей.

3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4.Принцип, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

 Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6.Принцип интегрированного подхода реализуется  в сотрудничестве с воспитателями  и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

     В своём творчестве я также опираюсь на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от «простого к сложному».

10. Принцип повторности материала.

Решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве дошкольников я попробовала использованием нетрадиционных способов рисования. В своей группе веду  кружок по нетрадиционной техники рисования «Волшебный мир». Разработала программу дополнительного образования с учетом возрастных особенностей детей, перспективный план. (Приложение№1)

Работу строила от «простого к сложному», в средней группе познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету, кляксография и т.д. .

Затем детей старшего возраста обучала  рисованию способом тычка, монотипия, пластинография и т.д. .

В подготовительной группе на занятиях я подвела детей к решению новых задач и применению различных способов изображения. Неотъемлемой частью работы стали экспериментирование с красками (создание новых оттенков), совместная разработка способов рисования и наконец, самостоятельный выбор способа осуществления замысла.    

 Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и  переживать.

Для особых одаренных детей, при осуществлении работы я отошла от объяснения техники рисования и постаралась сделать обучение проблемным, т.е.- ставлю перед ребенком задачу: создать фантастический объект имеющимися в арсенале ребенка средствами.  Ребята самостоятельно выбирают предмет для рисования и подбирают  нетрадиционную технику для осуществления замысла.

В своей работе использовала  такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия в «Волшебный мир», наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.  Чтобы оживить занятия я практикую на них дидактические игры, такие как « Нарисуй свое настроение», «Радость и грусть», Цвет глазами художника», «Дружба красок». Игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними.

Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Ее я строю по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных способностей ребенка:

- ребенок не усвоил даваемого мной материала в силу каких то обстоятельств;

- закрепление или повторение пройденного материала;

- работа с одаренными детьми.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования я стараюсь научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Все представленные в опыте нетрадиционные для отечественного дошкольного образования художественные техники изучены и апробированы мною в работе с детьми, а их эффективность в создании выразительных образов проверена на практике.

Для успешного решения поставленной в опыте работы проблемы я соблюдаю  педагогические условия, которые заключаются в следующем:

- мини-изостудия дети должны рисовать в определенных условиях, комфортные для   творчество ребенка.

- авторских разработках педагогической технологии по развитию детского художественного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.  

-создание и использование мультимедийных презентаций на НОД в продуктивных видах деятельности.

Работая над данной темой прошла дистанционное обучение по курсу «Использование приложения Microsoft PowerPoint 2010 в профессиональной деятельности» (32 академических часа) №СТ2207979 (20.09.2019г).

Имею  Диплом 1 место в  Международном интернет-тестирование «ИКТ компетентность педагогических работников» №ДО2207973 (09.09.2020г) (Приложение №2)

 Считаю, что использование мультимедийных презентаций:

- обогащает знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор.

Участвовала в методических объединениях с докладами по данной теме, разработала конспекты открытых занятий по нетрадиционной техники рисования. (Приложение№3)

Делюсь разработками на личном сайте воспитателя

https://www.maam.ru/users/valeramarina

4.Актуальность и перспективность опыта:

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества. Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной и перспективной.

5.Новизна опыта:

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Я, как и многие воспитатели, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Новизна опыта работы заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

6. Адресность опыта: 

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

7.Трудоемкость опыта: 

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7.Результативность опыта

 Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные диагностики по изобразительной деятельности. Критерии качества освоения ребенком техники нетрадиционного рисования проводила  по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой. Из результатов мониторинга можно судить об эффективности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях. (Приложение №4)

 У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

 Показателем и результатом работы  можно считать:что в детском саду  постоянно оформлена  выставка рисунков. Дети участвуют в интернет – конкурсах; муниципальных и региональных, международных конкурсах рисунков. Имеются грамоты ,дипломы.

Достижения детей.

На муниципальном уровне:

  • Конкурс детского изобразительного творчества «По пожарной безопасности» 19.01.2015г. Косарев Дима(грамота за участие) .
  • Конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»  Стрижков Даня  «Верность» г.Уварово 2019г.( Диплом за участие)
  • Конкурс рисунков «Здравствуй,  здравствуй  Новый год!» (участники:   ФоминС, Еремеева В., Крюков А. 2015г.
  • Конкурс рисунков «Береги здоровье с детства»  (участники: Болдырева С., Стрижков Д ., Косарев Д.. 2015г
  • Конкурс рисунков по пожарной безопасности «Останови огонь» Грамота за участие Косарев Д. Приказ №10 от 19.01.2015 г.
  • Конкурс рисунков «Дорога глазами детей» Торопов А .Приказ №83 от14.10.2016г.
  • Выставка рисунков I Детские Вениаминовские чтения Уваровской епархии (выставка рисунков)  МБДОУ «Ивушка»2015г.(участники: ФоминС. МикаелянГ. БолдыреваС. Косарев Д
  • Муниципальный этап областного конкурса детского творчества по безопасности дорожного движения«Дорога глазами детей» в номинации «Волшебная кисть»

           3 место – Мясоедов Артем  Приказ№288 от26.10.2015г. г.Уварово

  • Детский творческий конкурс «Пожарная безопасность» Грамота 3 место Дмитриев В. Приказ№19. От 01.2015г

На региональном уровне:

  • Конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» г.Тамбов 2015г.Косарев Дима (диплом победителя)
  • Конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»  Мешков Денис «Воздушная атака» г.Тамбов 2019г.(Диплом победителя)
  • Конкурс рисунков «Искорки Уварово» г.Уварово 2017г. Стрижков Даня (Диплом 3 место)
  • Конкурс рисунков  от редакции «Уваровская жизнь»  г.Уварово  май 2020г. Карайчева Ангелина (Диплом победителя)
  • Конкурс рисунков  от редакции «Уваровская жизнь»  г.Уварово  май 2020г. Мешков Денис(участник)

На российском уровне:

Ежемесячное участие детских работ в международном творческом конкурсе детских рисунков на сайте www.МААМ.ru :

  • Участие детских рисунков в международном творческом конкурсе «Космическое путешествие 2020» Кузнецов Миша (Диплом 2 место)
  • Участие детских рисунков в международном творческом конкурсе «Мы за мир» Мешков Денис (Диплом 1 место) 2019г.

(Приложение№5)

Имею личные грамоты и дипломы:

  • Сертификат Манухина М.М. является куратором Всероссийского детского творчества конкурса декоративно - прикладного творчества «Иллюстрация к русской народной сказке» Апрель 2013
  • Свидетельство о публикации  Рабочая программа кружка «Волшебные пальчики» (нетрадиционная техника рисования) 26.03.2014г.
  • Диплом Манухина М.М. организатор Всероссийского конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку-красавицу» 01.06.2014г.
  • Грамота Манухина М.М. подготовившая  призеров Всероссийского творческого конкурса. №20756 февраль 2016г.
  • Грамота Манухина М.М. 2 место в конкурсе «Лучший уголок изодеятельности» Приказ№11 от 22.01.2015г

(Приложение№6)

  Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, веду на сайте группы 08 «Почемучки»  отчет по кружковой работе https://www.maam.ru/maps/abc/4134_090.html, организовываю выставки рисунков каждую неделю. Она очень радует детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально - комфортное состояние.

Заключение: в процессе работы с детьми среднего, старшего и  подготовительного дошкольного возраста по изобразительной деятельности было выявлено, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творческой активности, эстетического отношения к окружающему миру, развитию изобразительных умений и расширению диапазона творческих проявлений дошкольников.

Таким образом, факт наличия творчества у дошкольников и возможность его целенаправленного формирования средствами нетрадиционных графических техник является для меня категорией, не имеющей границ для дальнейшего педагогического совершенствования. Овладевая основами изображения, дошкольники не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.



Предварительный просмотр:

Диагностика и критерии результативности (Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной)

«Неоконченный рисунок»

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

 Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).

 2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз. Простые карандаши. Испытуемому предлагалось: В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного. Оценка результатов:

 0-4 балла – очень низкий;

 результат; 5-9 баллов – низкий;

 10-14 баллов – средний;

 14-18 – высокий;

 19-24 – очень высокий.

 Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.

На втором этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной

«Свободный рисунок»

Цель: Определение уровня развития творческих способностей

.Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

 8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

 0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

 Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

 8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

 0-2 балла – очень низкий.

 Результаты первого и второго этапов суммируются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития творчества детей»

Программа саморазвития воспитателя ДОУ по теме "Нетрадиционные техники рисования - как средство развития творчества детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка по теме " Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей раннего возраста"

Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.Рисование, аппликация нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятель...

Презентация опыта работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей"

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

Индивидуальная программа саморазвития на тему: " «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»

Индивидуальная программа саморазвития на тему :: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...