Рабочая программа по ИЗО (рисование) для средней группы
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Рогаль Марина Григорьевна

Программа по рисованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p2.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»

344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9 т. (факс) 277-51-51

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительной деятельности

 для детей 4-5 лет (средняя группа)

автор Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

     Авторы -составители:

                                                              Рогаль М.Г.          

                                                                                    Доломанова М.В.

 

       

2018 – 2019 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена  с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Направленность программы – художественно-эстетическое развитие детей

Цели

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, пластилином.

Задачи

        Познакомить детей с изобразительными материалами, правилами работы с кисточкой, карандашом, пластилином.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.

Учить рисовать линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные).Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Учить отламывать комочки пластилина от куска, лепить палочки и колбаски, шарики.

Рисование.

Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задуматься над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.

Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальцами выше оточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка.

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить, аккуратно, пользоваться материалами.

Учить дошкольников, отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая, их друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющить комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.

Приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

  Объем программы:  

        - по рисованию составляет 36  (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. В месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.

        - по лепке составляет 18 (академических часов), занятия проводятся  1 раз в две  недели, 2 занятия в месяц, в год – 18 занятий;

        - по аппликации составляет 18 (академических часов), 1 раз в две недели,  2 занятия в месяц, в год – 18 занятий;

 Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей в первой младшей группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине организованной образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

- ООД (организованная образовательная деятельность)

-  беседы,

-  наблюдения,

- рассматривания,

- игровые занятия с цветом,

- элементарные опыты с цветом и красками,

- проблемно-игровые ситуации,

- ознакомление с жанрами искусства (иллюстрация)

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

  1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: Объекты для исследования в действии,  образно-символический материал и т.д. 

В группе созданы необходимые условия реализации программы.

  1. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия  для свободного выбора деятельности и материалов для изодеятельности.;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание  разных пространств для предъявления продуктов детской деятельности:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу;

-праздники или иные события, как демонстрация продуктов детской деятельности;

-детское портфолио.

  1. Самостоятельная деятельность детей.
  2. Педагогическая диагностика

Диагностика изодеятельности детей 2-3 лет (на основе диагностики Т.С. Комаровой)

Анализ продуктов детской деятельности

Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

  1. Конструктивное взаимодействие с  семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи  и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

Методы и приемы по изо деятельности:

Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный):

-наблюдение;

- обследовании предметов и картин и иллюстраций;

-беседа.

Репродуктивный метод обучения изо деятельности - применяется для закрепления путем упражнения.

Игровой метод:

- создание игровой мотивации;

- поставить перед детьми игровую, а затем учебную задачу, которая подчиняется игровой;

- игровые действия должны совпадать с изобразительными.

- методы стимулирования,

- организации и контроля.

- методы изложения;

- методы организации самостоятельной деятельности

Планируемые результаты

В рисовании:

  • Изображает предметы  путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек  элементами дымковской и филимоновской росписи.
  • Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.

В лепке:

  • Раскатывает комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывает от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединяет концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
  • Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется пластилином.

В аппликации:

  • Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, правильно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Содержание занятий

Рисование.

Дата

Название темы

Кол-во часов

Примечание

Сентябрь

Диагностическое занятие.

2

Тема 2. Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето». стр 23.

1

Тема 5  «На яблоне поспели яблоки». Стр 25

1

Октябрь

Тема 8 «Красивые цветы». стр 27

1

 Тема 12 «Золотая осень». стр 31

1

Тема 14 «Сказочное дерево» стр 33

1

Тема 20 «Яички простые и золотые». стр  36

1

Ноябрь

Тема 22 «Рисование по замыслу».стр 38

1

Тема 28 «Маленький гном» стр 42

1

Тема 30 «Рыбки плавают в аквариуме » стр 43

1

Тема 32 «Кто в домике живет» ( у кого какой домик) . стр 45

1

Декабрь

Тема 35 «Снегурочка». стр 47

1

Тема 37 «Новогодние поздравительные открытки». стр 48

1

Тема 39 «Наша нарядная ёлка» стр 50

1

 Тема 41 «Маленькой ёлочке холодно зимой» стр 51

1

Январь

Тема 44 «Развесистое дерево» стр 52

1

Тема 48 «Нарисуй, какую хочешь игрушку» стр 56

1

Тема 51 «Украшение фартука. (декоративное) Стр.10.

1

Февраль

Тема 51  «Украсим полоску флажками» стр 58

1

Тема 53 «Девочка пляшет» стр 60

1

Тема 56 «Красивая птичка» стр 61

1

Тема 61 «Расцвели красивые цветы» стр 64

1

Март

Тема 67  «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» стр 69

1

Тема 69 «Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц» стр 71

1

Тема 71 «Сказочный домик «Теремок» стр 72

1

Тема 75 «Мое любимое солнышко» стр 74

1

Апрель

Тема 77 «Твоя любимая кукла». стр 75.

1

Тема 79 «Дом в котором мы живем» стр 77

1

Тема 81 «Празднично украшенный дом». стр 78.

1

Тема 84 «Самолеты летят сквозь облака». стр 80.

1

Май

Тема 85 «Нарисуй картинку про весну» стр. 81.

1

Тема 87 «Нарисуй какую хочешь картинку» стр 82

1

 Диагностическое занятие.

2

Лепка.

Дата

Название темы

Кол-во часов

Примечание

Сентябрь

Диагностическое занятие.

2

Тема 1 «Яблоки и ягоды» стр.23

1

Тема 3 «Большие и маленькие морковки» стр. 24

1

Октябрь

Тема 13 «Грибы» стр.32.

1

Тема 19 «Рыбка» стр.36

1

Ноябрь

Тема 24  «Сливы и лимоны» стр.39.

1

Тема 29 «Уточка»(по дымковской игрушке) стр.43.

1

Декабрь

Тема 34 «Девочка в зимней одежде» стр.47.

1

Тема 36 «Большая утка с утятами» (коллективная композиция) стр.48

1

Январь

Тема 42 «Птичка».стр.51.

1

Тема 47 «Девочка в длинной шубке» стр.55

1

Февраль

Тема 55 «Птички прилетели на кормушку и клюют  зёрнышки» (коллективная композиция ) стр.61.

1

Тема 60 Лепка по замыслу стр 63

1

Март

Тема 66 «Козлёночек».стр.69.

1

Тема 69 «Зайчики на полянке» стр 70

1

Апрель

Тема 74  «Барашек» (по образу филимоновской игрушки) стр 74

1

Тема 80 «Посуда для кукол» стр 77

1

Май

Тема 82 Птичка клюет зернышки из блюдечка стр 78

1

Тема 88 Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» стр 82

1

Диагностическое занятие

2

Аппликация

Дата

Название темы

Кол-во часов

Примечание

Сентябрь

Диагностическое занятие.

1

Тема 4. «Красивые флажки». стр 25.

1

Тема 10. «Укрась салфеточку».стр 30.

1

Октябрь

Тема 15 «Украшение платочка».стр 34.

1

Тема 18 «Лодки плывут по реке» («Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере» стр 35.

1

Ноябрь

Тема 23 «В нашем селе построен большой дом» стр 39

1

Тема 26 «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов» стр 41

1

Декабрь

Тема 33 «Вырежи и наклей какую хочешь постройку стр 46

1

Тема 38 «Бусы на ёлку» стр 49

1

Январь

Тема 43 «В магазин привезли красивые пирамидки» стр 52

1

Тема 46 «Автобус» стр 54

1

Февраль

Тема 54 «Летящие самолеты» стр 60

1

Тема 59 «Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке» стр 63

1

Март

Тема 63 «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду» стр 64

1

Тема 64 «Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное» стр 66

1

Апрель

Тема 73 «Загадки» стр 73

1

Тема 76 «Вырежи и наклей, что хочешь» стр 75

1

Май

Тема 83 «Красная Шапочка» стр 79

1

Тема 86 «Волшебный сад» стр 81

1

Диагностическое занятие

2

Дидактическое обеспечение:

Альбомные листы, гуашевые краски, акварельные краски, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, мелки, кисти для рисования, кисти для клея, подставки под кисти, салфетки, клеенки, ножницы, цветная бумага, пластилин, стеки.

Электронные ресурсы:

http://dovosp.ru/исок литературы

  1. УМК «От рождения до школы». основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  2. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа (4-5 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительной деятельности для средней группы

Представленная рабочая программа разработана мной для средней группы на основе авторской программы И. А. Лыковой "Художественное воспитание, обучение и развитие детей средней группы "Цветные ладошки""...

Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в младшей группе "Разноцветные ладошки"

Рабочая программа для детей младшей группы " Разноцветные ладошки"...

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы"....

Рабочая Программа по развитию способностей детей средней группы «Нетрадиционные техники рисования»

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

Рабочая программа по курсу «Рисование» в средней группе.

Программа " Рисование"  для детей 4- 5 лет  разработана  на основе:«Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100», основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей средней группы составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой ( срок реализа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности для детей средней группы составлена на основе примерной общеобразовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под ре...