Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Васенева Светлана Геннадьевна

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по декоративно-прикладному искусству, который объединен в тематические блоки: дымковская, филимоновская игрушка, гжельская посуда, хохломские, городецкие изделия, блок творчества, самостоятельности и детской фантазии "Ты научился делать по образцу, а теперь сделай так, как хочешь сам."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

I. Целевой компонент

Пояснительная записка: актуальность, цель, задачи………………………...3

II. Содержательный компонент

2.1. Принципы образовательного процесса, обеспечивающие развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства……………………………..4

2.2. Тематические блоки, виды детской деятельности………………………...5

III. Организационный компонент

3.1. Педагогические условия:

3.1.1. Формы и методы организованной образовательной деятельности…6

3.1.2. Специально организованная предметно - развивающая среда……..7

3.1.3. Работа с родителями……………………………………………………9

IV. Результативно-оценочный компонент

Диагностические методики …………..……………………………………….10

Литература……………………………………………………………………..11

Приложение

  1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ.

Пояснительная записка.

 Актуальность. В настоящее время в педагогической науке важное место занимают исследования проблем развития творческой личности, которая может самостоятельно принимать решения и быть  ответственной  за достижение результата. Согласно научным источникам творческая активность выступает одним из качеств личности человека. Сущностными характеристиками данного качества человека является интенсивность деятельности по созданию неких новых продуктов. Признаком творческой активности человека становится его устойчивая  готовность к такой деятельности, направленность на нее. Одной из главных задач педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

 Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы.

Цель:

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста

    Задачи:

Образовательная:

формирование общих представлений о техниках народных промыслов и элементарных навыках работы в данных техниках;

развивающая:

развитие наглядно-образного мышления, внимательности, изобразительных способностей;

воспитательная:

воспитание интереса к любому виду творческой деятельности и стремление проявить себя в этой деятельности.

      Планируемые результаты:

ребёнок способен создать художественный образ, применить элементы, знает основы цветовоспроизведения, владеет техникой изображения, имеет желание заниматься творческой деятельностью в жанре декоративно-прикладного искусства.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

2.1.  Принципы образовательного процесса, обеспечивающие развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

В программе реализованы принципы:

  • наглядности, который предполагает использование различных схем, карт, образцов по народному декоративно-прикладному искусству;
  • последовательности, предполагающий изучение познавательного материала последовательно (от простых элементов узора к более сложным);
  • заинтересованности в том, чтобы изучаемый материал был интересным, увлекательным, это формирует у детей желание и интерес в выполнении работы;
  • личностно-ориентированного подхода, предполагающего соучастие и взаимодействие педагога с детьми;
  • гуманности, обращающего педагога к личности ребёнка;
  • системности;
  • право выбора: объекта деятельности, материала, вида росписи, партнера (при работе в паре), места деятельности (на столе, мольберте, планшете).

2.2. Тематические блоки

Программа включает цикл занятий по декоративно-прикладному искусству, который объединен в тематические блоки:

  • Дымковская игрушка
  • Филимоновская игрушка
  • Гжельская посуда
  • Хохломские изделия
  • Городецкие изделия
  • Блок творчества, самостоятельности и детской фантазии («Ты научился работать по образцу, а теперь сделай так, как хочешь сам»).

В блок творчества входят:

  • занятия по замыслу;
  • занятия, на которых ребёнок использует полученные знания в новой ситуации, условиях;
  • занятия, на которых детям предлагается творческое задание, тема, все остальное он решает по – своему.

         Интеграция различных видов детской деятельности:

  • изобразительной;
  • речевой (использование художественного слова, описание репродукций картин художников, собственных работ и работ товарищей; формирование элементарных представлений о художниках, видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, с целью овладения речью как средством общения и обогащение активного словаря).
  • Коммуникативной (проведение коллективной, парной формы работы с целью развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками)
  • Игровой (использование игр, игровых упражнений, ситуаций)
  • Двигательной (включение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, подвижных игр малой активности в ООД).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

3.1. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

         3.1.1.Формы  и методы ООД, методики в изобразительной деятельности

Формы:

 фронтальная, подгрупповая, индивидуальная  формы занятий;

экскурсии в художественную школу, музей изобразительного искусства, мини-музеи в ДОУ.

Методы:

  • информативно – рецептивный: рассматривание иллюстраций и произведений декоративно-прикладного искусства; образец и показ способа действий; наблюдение окружающего;
  • словесный: использование  художественного слова, искусствоведческих рассказов о народных промыслах, мастерах, художниках, бесед, в процессе которых внимание детей обращается как на содержание, так и на средства изображения;
  • метод упражнений, доводящий  навыки до автоматизма (используются при рисовании элементов орнаментов);
  • игровой (игры, игровые ситуации).

 Методики в изобразительной деятельности:

  • по лепке глиняных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской);
  • по декоративному рисованию (хохломской, городецкой, гжельской, дымковской росписи).

Занятия проводились один раз в неделю в течение двадцати пяти минут, за пять месяцев проведено двадцать занятий, представленных в Приложении.

3.1.2. Педагогическим условием для формирования творческой активности детей является создание специально организованной предметно-пространственной среды.

Структурные элементы модели среды представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структурно-содержательное оформление предметно-развивающей среды для реализации программы эксперимента

Название структурного элемента модели

Содержание

Учебный центр

Пространство для занятий, куда входят подборка дидактических игр, карточек, схем, изобразительных материалов, иллюстраций, картинок и предметов декоративно-прикладного искусства

Центр для экспериментирования с различными материалами

Для создания выразительного образа в рисовании и лепке дети используют различный подручный материал (камешки, засушенные растения и их семена, кусочки ткани, поролона, открытки, пробки, колпачки от фломастеров и другие предметы)

Салон искусства

Для бесед с детьми по произведениям искусства (изделиям народных мастеров, иллюстрациям, репродукциям картин художников); для проведения занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, слушания музыкальных произведений

Вернисаж (выставка детских работ)

Служит для предоставления результата детской деятельности. Ребёнок проявляет большой интерес к результатам своего творчества и вместе с воспитателем принимает участие в экспозиции выставки. Это детские работы в различной изобразительной технике (рисование красками, карандашами, пастелью, лепка из глины по мотивам творчества народных мастеров, теста, пластилина и т. д.). Все работы составлены в композиции на полочках и подставках, оформлены в рамки

Выставка произведений художников

Мини-выставки на разные темы: по декоративно-прикладному искусству (имеются в наличии  предметы декоративно-прикладного искусства - дымковские, филимоновские, каргопольские глиняные игрушки, предметы городецких, хохломских, гжельских мастеров), по творчеству художников-иллюстраторов и другие

Таблица 2

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды изостудии

Критерии

Характеристика

Вариативность

Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (разнообразный изобразительный, природный, дополнительный материал  и др.).

Насыщенность

Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Обеспечивает: развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Полифункциональность

Предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Трансформируемость

Дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Доступность

Предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность

Предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства структурного подразделения.  

Кабинет изостудии   оснащен наглядно-дидактическими пособиями, альбомами, наборами дидактических, развивающих, настольно-печатных игр, которые   соответствуют требованиям ФГОС.

3.1.3. Работа с родителями

  • информационные стенды, уголки;
  • организация выставок литературы, пособий, буклетов по декоративно-прикладному искусству;
  • беседы;
  • показ  родителям открытых мероприятий;
  • проведение с родителями мастер-классов с участием художников, преподавателей детской художественной школы;
  • организация выставок детских творческих работ для родителей.

Таблица 3

Формы работы с родителями

Форма работы

Тема

Сроки проведения

1.

Оформление тематических выставок

«Наше творчество»

Январь, март 2019г.

2.

Консультации для родителей

«Организация  условий для творчества в семье»

«Знакомство с хохломской росписью»

«Народная игрушка в жизни дошкольника»

Ноябрь 2018г. – март 2019г.

3.

Досуг

«Ярмарка народной игрушки»

Февраль 2019г.

4.

Анкетирование родителей

«Народное искусство в жизни вашей семьи».

март

5.

Оформление папок-передвижек

«Знакомьтесь - «дымковская игрушка (филимоновская игрушка)»

 «Сине-голубая гжель»

«Что такое квиллинг?»

Ноябрь 2018г. -март 2019г.

6.

Мастер-класс

«Лепим из глины»

Январь 2019г.

IV. РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Используемые диагностические методики:

1.«Определение уровня развития творческой активности детей (по городецкой росписи)», автор Н.А. Ветлугина

2. «Оценка интеллектуально-эстетического  развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства», Т.С.Комарова

3. «Оценка эмоциональной отзывчивости и уровня творческих проявлений детей средствами изобразительной деятельности», адаптированный вариант по методике Т.И. Софроновой

4. Методика по оцениванию знаний и желания заниматься творческой деятельностью в жанре декоративно-прикладного искусства на основе беседы с ребенком и наблюдения за ним (авторская).

Результат: развитая творческая активность детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства: ребёнок способен создать художественный образ, применить элементы, знает основы цветовоспроизведения, владеет техникой изображения, имеет желание заниматься творческой деятельностью в жанре декоративно-прикладного искусства.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Ягодка» г. Волжска Республики Марий Эл

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Детский сад №8 «Ягодка»

                           Ганеева Г.П.

2017г.

Конспект занятия

по обучению детей нетрадиционным техникам рисования «тампонирование», «пальцевая живопись», согласованию своих действий с действиями партнера

«Рисуем иллюстрации для книжки»

(для детей среднего дошкольного возраста)

разработал:

воспитатель МДОУ

«Детский сад №8 «Ягодка»

Васенева Светлана Геннадьевна

Волжск, РМЭ

2017

Задачи:

  • упражнять детей в нетрадиционной технике рисования «тампонирование» и «пальцевая живопись»
  • закреплять зрительные и образные представления животных в воображении детей
  • учить согласовывать свои действия с действиями партнера
  • развивать связную речь, используя текст сказки как образец

Предварительная работа:

  • чтение сказки «О глупом мышонке», пересказ
  • разучивание танцевальных движений
  • загадывание загадок о животных
  • рассматривание иллюстраций к сказке
  • обучение нетрадиционной технике рисования с использованием трафаретов

Материал:

  • бумага тонированная, трафареты, гуашь, поролон, баночки с водой, салфетки, мягкие игрушки(кошка, мышка), обложка для книги, костюмы для драматизации сказки, фонограмма, декорации.

В данном занятии используется технология игровой деятельности, где дети драматизируют фрагмент сказки «О глупом мышонке»

Содержание:

Дети входят в группу и встают около воспитателя. Воспитатель показывает обложку для книги, на которой изображен мышонок. Игровое упражнение «Из какой я сказки?»

Воспитатель:

  • Дети, посмотрите, кто на обложке?

Дети:

  • мышонок!!!

Воспитатель:

  • Он есть в разных сказках. В каких сказках есть мышонок?

Дети:

  • Я знаю сказку «Теремок»
  • Я знаю сказку «Рукавичка»
  • Я знаю сказку «Репка»
  • Я знаю сказку «О глупом мышонке»

Воспитатель:

  • Да, есть сказки о глупом и умном мышонке, есть книжки о них. Я предлагаю вам сделать книжку про мышонка, который сначала был глупым, а потом поумнел. Как бы вы назвали эту книжку? Ответы детей.
  • Нарисуем сказку. Каждый по странице, и получится книжка. У кого из героев этой сказки пушистая шерсть? Ответы детей (у кошки)

Воспитатель:

  • У кого из героев гладкая шерсть? (У свинки, лошадки, мышки)

Воспитатель:

  • Я вам принесла игрушки: кошку и мышку. Потрогайте, погладьте. Что вы чувствуете на ощупь, какая шёрстка? (Дети трогают, гладят игрушки. «У мышки гладкая шерстка, у кошки пушистая, торчащая, мягкая»).
  • Я научу вас рисовать гладкую и пушистую шерсть. Садитесь пожалуйста за столы. Давайте покажем в воздухе, какими движениями мы будем рисовать пушистую шерстку.
  • Правильно, легким примакиванием. А теперь покажем, как будем рисовать гладкую шерстку.

Воспитатель показывает, а дети повторяют в воздухе скользящее движение руки.

Воспитатель:

- А сейчас берем трафарет, прикладываем его к другому листу бумаги и с помощью поролона или жесткой кисти закрасим силуэт. Пушистую шерстку рисуем легким примакиванием, а гладкую – скользящим движением.

Воспитатель показывает оба способа.

  • Сначала нарисуем по трафарету, а затем «оживим» героев пальчиками. Как «оживим»?

Дети:

  • Нарисуем глаза, хвост, уши…

После рисования воспитатель предлагает детям помыть руки.

Анализ:

  • Какая получилась кошечка?
  • Пушистая, мягкая
  • Правильно, потому что хорошо примакивали. Мы показали, как умеем изображать пушистую и гладкую шерстку, как умеем рисовать пальчиками. Пока рисунки сохнут, я предлагаю вам пойти в театр и поиграть в сказку, которая расскажет нам о глупом мышонке, и о том, что с ним произошло. Хотите? У меня есть волшебная коробочка, посмотрим, что в ней.

(Дети достают из коробки элементы костюмов к сказке, наряжаются). Драматизация фрагмента сказки.

После сказки воспитатель предлагает детям вложить страницы в обложку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Представлена статья по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству «Сказочные завитушки»

Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личност...