Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
статья (старшая группа)

Герасимова Владислава Григорьевна

Обобщение опыта работы музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx69.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Центр образования ______________________________

_________________________________

Обобщение опыта работы музыкального руководителя

Герасимовой Владиславы Григорьевны

Тема: «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами музыки».

2017

Содержание

1. Условия возникновения и становления опыта………………………….

2. Актуальность и перспектива опыта……………………………………...

3.Теоретическая база опыта…………………………………………………

4. Новизна опыта……………………………………………………………..

5. Ведущая педагогическая идея…………………………………………….

6. Технология опыта………………………………………………………….  

7. Результативность…………………………………………………………..  

8. Адресная направленность…………………………………………………  

9. Трудоемкость опыта…………………………………………………….....

Условия возникновения и становления опыта.

История  развития  идей о музыкально-эстетическом воспитании личности.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.  

Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки, а также искусства в целом. Однако само понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывалось неодинаково. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства (в том числе музыки) определялась согласно господствующим взглядам на личность и идеологическим установкам конкретного общества.

Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Задачи и содержание музыкального воспитания дошкольников определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной  деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Меня особенно интересует эта проблема. На протяжении ряда лет работаю по теме «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами музыки».

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Отметим заслугу академика А.В. Запорожца в том, что он сосредоточил внимание на изучении одного из самых сложных и малоизученных вопросов психологии -  происхождении и природе эмоций. Эмоции ученый рассматривал как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом. А.В. Запорожец сумел проследить основные этапы возникновения у детей эмоциональных представлений. Он считал: первоначально эмоции складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в план эмоционально насыщенных образов. Это дает ему возможность регулировать поведение в соответствии с ожидаемым результатом.

В.А. Сухомлинский пишет: «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию.  Если вы хотите, чтобы слово у ч и л о  ж и т ь, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.  Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке».

Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства. Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.  

Ведущими  методами для решения задач, направленных на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного, являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Основой индивидуальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание (эстетическое отношение человека к музыке), которое формируется в процессе музыкальной деятельности и развиваясь в ней, помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом,- это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Один из элементов музыкально-эстетического сознания – это потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта. Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3-4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку боле продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая  эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

В старшем дошкольном возрасте следует больше обращаться к сознанию детей, т.е. широко использовать словесный метод со всеми его приемами. Объяснения даются четко и кратко. Указания делаются во время игр, выполнения упражнений, а также перед какой-либо деятельностью. Поэтическое слово, которое помогает раскрыть образ музыкального произведения, используется значительно чаще. Беседа с детьми по вопросам проводится по окончании слушания и перед слушанием музыкального произведения. Вопросы должны активизировать мышление ребенка. Образный рассказ в старших группах становится более развернутым, часто он перемежается со слушанием музыки, так как увеличивается протяженность музыкальных произведений, игр, возрастает количество персонажей в инсценировках. В работе с детьми старшего дошкольного возраста игрушки используются как атрибуты игры, а картинки тогда, когда надо пояснить слово или действие, непонятное детям. Показ певческих приемов, движений игр, плясок применяется очень широко и не только педагогом, но и самими детьми.

Благодаря наблюдениям и беседам у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы, запечатленные в их сознании, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях).

Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных, общественных), определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.

Широко используя технические средства обучения и современное мультимедийное оборудование, педагог может организовать и просмотр видеофильмов, слайдов, учебных фильмов,  фотографий, репродукций с картин художников  во время проведения занятий художественно-эстетического цикла. Этот специально подобранный педагогом материал помогает более глубокому  освоению  детьми  красоты и своеобразия  различных видов искусства.

Таким образом, планируя работу и занятия по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, педагог использует в своей работе такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на явления, отраженные в музыке, которые развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

Влияние  музыки   на  музыкально-эстетическое  воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель - воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.

Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития детей старшего дошкольного возраста, являются и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.

Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.  Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. 

Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника. 

   По моему мнению, процесс формирования эстетического воспитания может включать в себя несколько основных направлений:

         1. Создание условий для восприятия, осознание ценностей при широ-               ком диапазоне ценностного познания.

         2. Создание условий для переживания круга ценностей, проявления                

         эмоций.

         3. Стимулирование мотивации поведения и прогнозирование поведения    

         в их ценности и взаимной связи.

           В результате работы по данной теме поняла, что эстетическое воспитание и ценностное отношение ребенка к миру - это динамичное, внутриличностное, субъективно – оценочное понятие.

           Считаю, что все вышеизложенное позволяет мне в дальнейшем вести работу по данному направлению.

Актуальность и перспектива опыта.

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего  мира  ребенка, его  духовности,   формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития  и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом  современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной,  всесторонне   и   гармонично   развитой   личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими  искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен     обогатить содержание любого  вида учебно-воспитательной деятельности  в   дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психо-эмоциональной,  социально-коммуникативной  активности  детей.  В  результате  обогащения музыкально-эстетическим компонентом  содержания  всех  видов  активности  детей  в  дошкольном  образовательном  учреждении  формируется  особая  единая музыкально-эстетическая среда.

В   настоящее    время   процесс   интеграции    является   глобальной тенденцией,  характерной  для искусства, науки, образования. Использование      интеграции искусств в эстетическом  воспитании дошкольников возможно потому,   что   отдельные    виды    искусства изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду   искусства   средствами   выразительности,    которые,   интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Методологическая основа интеграции   искусств   в  эстетическом воспитании  и  эстетическом    развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта  в современных исследованиях Т.С.Комаровой.

Несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе при организации музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста возникает множество нерешенных проблем. Необходимо констатировать тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия  педагогами. Но, зачастую, он не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок, корректировки программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Указанные противоречия и сложности обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки».

Теоретическая база опыта.

Теоретическая основа эстетического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития.

Данная  проблематика освещалась:

в исследованиях  отечественных  психологов  в  области  психического развития детей, указывающие на особую роль эстетического восприятия в освоении действительности, формировании художественных образов на основе восприятия искусства (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, и другие);

в положениях о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка     дошкольного      возраста    (Л.С. Выготский,     А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,  Б.М. Теплов), о понимании  дошкольного  детства  как  периода  накопления опыта эстетического отношения к миру    (Н.А. Ветлугина,    А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, и др.);

во взглядах   на  сущность    и  специфику    методов   приобщения  детей дошкольного возраста  к  миру  искусства, культуры (Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева);

в теориях  об  эстетическом  воспитании  детей  дошкольного  возраста (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина), рассматривающих эстетическое воспитание и эстетическое развитие как важнейшие составляющие общего гармоничного развития личности.

Глубоко проанализирован и раскрыт тематический принцип в музыкально-эстетическом воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста  в учебно-методическом пособии Е.А. Дубровской «Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях»; в учебнике О.П. Радыновой для студентов ВУЗов «Музыкальное воспитание дошкольников» уделено особое внимание различным видам музыкальной деятельности и формах их организации; Матонис  В.П. посвятил монографию «Музыкально-эстетическое воспитание личности» актуальной проблеме воспитания – развитию посредством музыки гармонически развитой личности; автор раздела «Музыкальное развитие ребенка старшего дошкольного возраста» Г.В. Кузнецова в пособии для дошкольных образовательных учреждений Т.Н. Дороновой «Из ДОУ – в школу» подробно раскрывает методы обследования, оценки знаний и выявления уровней музыкально-эстетического развития детей старшего возраста, и многих-многих других.

Из обзора источников можно сделать вывод: в проанализированных книгах, пособиях, статьях и разнообразных публикациях подчеркивается важность обогащения  музыкально-эстетическим компонентом всех видов активности детей дошкольного возраста. А целенаправленная организация процесса музыкально-эстетического воспитания детей приведет к  активизации всестороннего развития, качественному повышению результатов воспитания, обучения и достижению художественно-творческой и  социально-коммуникативной   готовности   к   школе.

Мною определены следующие задачи:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Свою работу  веду по 2 направлениям:

  • Приобщение к искусству (Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства).

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства)

  • Музыкальная деятельность (Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении).

Для успешной реализации поставленных мною задач разработала:

  • конспекты музыкальных занятий, праздников, вечеров развлечений;
  • разработан календарно-тематический план работы с детьми по музыкальному воспитанию;
  • собран материал для музыкально-дидактических игр, теневого театра;
  • разработан план работы с родителями по эстетическому воспитанию.

Принципы работы по воспитанию художественно-эстетической культуры у дошкольников:

  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В проведении работы с детьми по данной теме в своей практике  могу выделить три  основных  блока обучения:

1. Специально организованное обучение в форме непосредственно-образовательной деятельности.

2. Совместная деятельность педагога и детей.

3. Свободная самостоятельная деятельность детей.

Новизна опыта.

Интегрированный подход в образовании - форма организации    эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

В современных условиях приоритетным направлением  работы детского сада является  художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.

Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию. Особое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет интегрирование искусства и разных видов художественной деятельности. Искусство (изобразительное, музыкальное, театральное, литература, архитектура и т.д.) – важнейшая составляющая интегрированных занятий, имеющая немалое значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции.

Механизмом  интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности:

- в литературе – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);

- театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

- музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.

Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности дошкольника требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе:

- взаимодействие искусств;

- комплекс;

- синтез;

- интеграция.

Понятие взаимодействие искусств обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью - с другой.

Под комплексом искусств в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определенных учебно-воспитательных задач.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной). Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Ознакомить детей со всеми видами искусства, значит, органически соединить определенные элементы различных видов искусства. Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю. Это  можно проследить на интегрированных занятиях. Их цель - посредством искусства, своих знаний, жизненного опыта ознакомить детей с замечательными шедеврами мировой и отечественной культуры, показать, что все виды искусства родственны между собой. Их проявляется в постоянном тяготении друг к другу.

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

В дошкольном воспитании сделаны первые шаги в интегрированном подходе к современному образованию, что предполагает  изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Интегрированное занятие строится по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически. Эффективность определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

  • интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;
  • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении рисованию и рассказыванию. Рассказы становятся больше по объему, интереснее по содержанию, строятся грамматически правильно, эмоционально насыщенно, и интерес к занятиям становится значительно выше. И рисунки отличаются оригинальностью по способу выполнения, насыщенностью образами из литературных и музыкальных произведений.

Цель интеграции – научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки и живописи. А задачей ставит: повышение эффективности художественно-эстетического воспитания; побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке; формирование умения использовать накопленный опыт для действий в определенной ситуации; научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

Для реализации поставленных задач  в системе  художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, в план интегрированных занятий могут быть включены общеизвестные произведения поэтов, прозаиков, художников и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию для детей и логически взаимосвязана. Сюда включаются и программные произведения с учетом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной активности, расширению их знаний по трем интегрирующим направлениям: развитию речи, музыке, рисованию. Кроме того, тексты литературных, музыкальных произведений подбираются с учетом сезонных изменений в природе. Все это помогает детям нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями, выражать свое отношение к окружающему миру в речи, рисунке.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Исходя из вышеизложенного можно сказать - деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Первыми ориентирами на пути становления культурной, творческой  личности является дом, семья, родственные связи. Родители в этом – первые помощники, воспитатели своих детей. Поэтому я стараюсь убедительно и просто раскрыть перед ними актуальные вопросы художественно-эстетической культуры, любви к родным местам, как в детском саду, так и в семье.

Ведущая педагогическая идея

Организованное музыкально-эстетическое воспитание начинается уже в дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских инструментах. На них оказывает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитательной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие задатков каждого ребенка - с другой.

Считаю, что для того, чтобы у детей сформировать эстетическую  культуру, нужно научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые. Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

В дальнейшем  буду продолжать работу по данному направлению, так как считаю его интересным, познавательным не только для детей, но и для себя.                                                                

Технология опыта.

В практике своей работы в основе занятий с детьми стараюсь учитывать  принцип развивающего обучения  средствами музыки, а также деятельностный подход к художественно-эстетическому воспитанию  как к серьезному учебному процессу через различные формы организации. В структуре занятий использую методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и поисковый. Большое значение придаю методам эмоциональной стимуляции, таким как создание атмосферы успеха и комфортности, использованию игр и игровых форм проведения занятия.

При разработке системы занятий учитываю психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста:

- необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок  при

 проведении   занятий;

- необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объема программного материала.

Для проведения занятий мною был изготовлен в достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал. Подборка книг, картинок, иллюстраций, художественного материала, энциклопедических статей и книжных изданий, игрушек, игр и т.д.

В течение  каждого занятия предусматриваю  обязательно время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1—3 минуты. Конкретное содержание каждой пятиминутки   в каждом случае определяю самостоятельно, ориентируясь на психоэмоциональное состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнение для глаз или упражнение на релаксацию. Для этого была подобрана и изготовлена картотека физкультминуток, пальчиковых игр, игр по развитию мелкой моторики.

      С детьми постоянно проводятся праздники и развлечения различной тематики и направленности: «День знаний», «Осенины», «Зимние забавы»,  «В гости Весну просим», «День матери», театр теней, и многое другое.

Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, эмоциональный комфорт, провожу  занятия с использованием  игр (словесные, развивающие, дидактические) и современных технических средств обучения (музыкальный центр, магнитофон, компьютер).

Мною подобран музыкальный материал на цифровых носителях, который  помогает детям с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивает слуховую и зрительную память, формирует словарный запас детей.

Для организации педагогического процесса по ознакомлению детей с музыкой в дошкольном учреждении имеется достаточно материала для работы с детьми с учетом приоритетного направления: костюмы, музыкальные инструменты, цифровое фортепиано, атрибуты и дидактический материал для игр.

Качества для реализации своей деятельности это:

- педагогическое мастерство и творчество;

- креативность;

- профессионализм владения  технологиями воспитания и обучения;

- педагогическая мастерская;

- семинар-практикум для педагогов.

Результативность.

За период работы над темой самообразования мною на музыкальных занятиях проделывалась следующая работа:

  1. Регулярно проводились музыкальные занятия в старших возрастных группах;
  2.  В процессе непосредственно образовательной деятельности дети занимались по следующим разделам:
     А) Слушание
     Б) Пение
     В) Песенное творчество
     Г) Музыкально-ритмические  движения
     Д) Развитие музыкально-игрового творчества
     Е) Игра на детских музыкальных инструментах

Образовательная деятельность проводилась согласно учебно-методического пособия по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей.

Проводилась музыкальная диагностика общего уровня музыкального развития детей, которая показала, что поставленные цели и задачи были выполнены.

Для достижения оптимальных результатов музыкальной деятельности я старалась равномерно распределять психофизическую нагрузку, выстраивая работу следующим образом:

- музыкальное приветствие;

- свободное или организованное движение;

- ритмическая разминка;

- упражнения для развития мелкой моторики, речи и мимических движений;

- пение;

- слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;

- танцы, хороводы;

- коммуникативные, ритмические игры или игры по правилам;

- музыкальное прощание.

Результатом моей работы были различные тематические мероприятия, на которых можно наблюдать, каких успехов добиваются воспитанники в процессе планомерной работы.

Показатели музыкального развития относительно каждого вида музыкальной деятельности определяются с учетом возрастных особенностей и на основании программных задач.

К концу каждого этапа воспитанники должны овладеть определенными навыками и знаниями в соответствии с возрастом. Им необходимо освоить спокойный шаг, простой хороводный, высокий шаг, пружинящий, приставной, прямой галоп, боковой галоп, легкие поскоки, шаг с притопом, шаг на всей ступне, ритмичное и организованное движение в коллективе, координированную вокально-речевую интонацию, пение с сопровождением и без, пение с движением, с игрой на инструментах, с атрибутами, исполнение мелодии в унисон и т.д. .

Именно этим обусловлены низкие баллы в младших группах, средний уровень в средней и старшей группах и более высокий уровень к моменту завершения обучения в детском саду.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

2 балла – он с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

3 балла – выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

4 балла – выполняет самостоятельно и частично с помощью взрослого все предложенные задания.

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

 

В ходе мониторинга на начало и конец учебного года были выявлены следующие результаты:

Результаты мониторинга 2015-2016 учебного года.

Таблица 1

Первичная диагностика

Виды музыкально-художественной деятельности

Общая оценка музыкальности

Слушание

Пение

Песенное

творчество

Музыкально-

ритмические

движения

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра на ДМИ

Возрастная группа

Средний балл

1 младшая группа

1.5

1

1.3

...

1.3

2 младшая группа

2,3

2,3

2,1

2,3

2,2

2

2,2

Средняя группа

3,3

3,3

3,3

3,3

2,8

2,8

3,1

Старшая группа

4

4

3,5

4

3.5

3,4

3,7

Подготовительная к школе группа

4

4

3,5

4

4

4

3,9

Средний балл

3,0

2,9

2,8

3,4

3,1

3,1

2,8

Таблица 2

Диагностика в конце учебного года

Виды музыкально-художественной деятельности

Общая оценка музыкальности

Слушание

Пение

Песенное

творчество

Музыкально-

ритмические

движения

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра на ДМИ

Возрастная группа

Средний балл

1 младшая группа

1.4

1

1.3

...

1.2

2 младшая группа

1.8

1.8

1.8

1.8

1.8

1.8

2,4

Средняя группа

2.8

2.8

2.8

2.8

2.8

2.8

3,3

Старшая группа

4

4

4

4

4

4

4,1

Подготовительная к школе группа

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,2

Средний балл

3,0

2,9

2,9

3,4

3,4

3,4

2,9

Результаты мониторинга 2016-2017 учебного года.

Таблица 3

Первичная диагностика

Виды музыкально-художественной деятельности

Общая оценка музыкальности

Слушание

Пение

Песенное

творчество

Музыкально-

ритмические

движения

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра на ДМИ

Возрастная группа

Средний балл

1 младшая группа

1.4

1

1.3

...

1.2

2 младшая группа

2,5

2.5

2.4

2.5

2,3

2

2,4

Средняя группа

3,3

3.5

3

3,2

3

2.9

3,2

Старшая группа

4

4

4

4

4

4

4

Подготовительная к школе группа

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

Средний балл

3,2

3,2

3.1

3,6

3,5

3,4

3.1

Таблица 4

Диагностика в конце учебного года

Виды музыкально-художественной деятельности

Общая оценка музыкальности

Слушание

Пение

Песенное

творчество

Музыкально-

ритмические

движения

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра на ДМИ

Возрастная группа

Средний балл

1 младшая группа

1,4

1

1,3

...

1,2

2 младшая группа

2,6

2,5

2,4

2,6

2,5

2,2

2,5

Средняя группа

3,5

3,5

3,5

3,5

3,9

3

3,5

Старшая группа

4,1

4,1

4,1

4,1

4,1

4,1

4,1

Подготовительная к школе группа

5

5

5

5

5

5

5

Средний балл

3,3

3,2

3,3

3,8

3,4

3,9

3,3

Результативность   специально организованных мероприятий несомненна:   средства    искусства действительно могут оказывать  на  детей старшего дошкольного возраста  свое  неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие,  вызывает неподдельный интерес и отклик  в  каждом  дошкольнике.  Эмоционально  насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в  душе  ребенка,  который  в  будущем станет  основой  становления   эстетического   вкуса,   идеала,   отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство  к  искусству  отложит  свой отпечаток  и  на  отношении  к  жизни,  действительности.  

Таким образом, ежегодный мониторинг качества успеваемости и уровня музыкальности воспитанников  подтвердил результативность разработанных  мероприятий для дальнейшего эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализованных в процессе музыкальных занятий на основе интеграции искусств.  Средства искусства при правильной организации и подаче их дошкольнику действительно способствуют его  интеллектуальному и духовному развитию, эстетическому воспитанию.

Адресная направленность.

Используя серию интегрированных занятий, где переплетаются разнообразные виды искусства, объединенные одной темой, можно повысить музыкально-эстетическую культуру дошкольников. В условиях единой музыкально - эстетической  среды  можно  достигнуть  качественно  новых,  более  высоких  образовательных и социальных результаты совместной деятельности  педагогического и детского коллектива дошкольного образовательного учреждения, улучшить показатели по всем  параметрам диагностики.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей  системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним  стоит  не  только  развитие эстетических качеств человека, но и всей личности  в  целом:  ее  духовных потребностей,  нравственных  идеалов,  личных  и  общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке  развиваются  под  воздействием  различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая  нас действительность: быт, семья, межличностные  отношения,  -  все,  что  может быть  прекрасным.  Как  основной  носитель  прекрасного,   искусство   также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на  личность  может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.  На начальном этапе этого  процесса  огромную роль  играет  дошкольное учреждение.  В  план воспитательно-образовательной работы с детьми включены занятия по рисованию, музыке, ознакомлению с художественной литературой, хореографии, театрализации, основой  которых  является искусство. Это не случайно.  Искусство   является   основным    средством    эстетического    воспитания.

Познавательный интерес к  искусству  у  детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а  наличие  интереса  -  это  первое  из  условий успешного воспитания. Кроме того, материал  по  искусству  обладает  большим эмоциональным потенциалом, будь то  музыкальное  произведение,  литературное или художественное. Именно сила эмоционального  воздействия  является  путем проникновения в детское  сознание,  и  средством  формирования  эстетических качеств личности.  Действительно, средства  искусства,  используемые  в  учебно-воспитательном  процессе,  являются  эффективным   средством   эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  

Хотелось бы сказать и о необходимости создания хороших занятий для детей, и, конечно же, соблюдение следующих правил:

1. всегда важно помнить, что отбирая материал для занятий, надо учитывать интересы и потребности детей;  

2. помнить и учитывать, что этот материал может быть труден для восприятия отдельными детьми;

3.необходимо  подобрать материал, чтобы он вызвал активную творческую и художественную деятельность у ребенка;

4. до проведения занятия нужно продумать систему дополнительных заданий творческого характера;

5. от музыкального руководителя зависит эмоциональный фон занятия.

           Положительные результаты обязательно будут получены, если тема глубоко продумана, если отобранный материал действительно требует рассмотрения с разных сторон зрения, если выбранные формы и методы реально соответствуют принципам художественно-эстетического воспитания и культуры детей.

Трудоемкость опыта.

Опытные педагоги  способны посредством искусства воспитать подлинные  эстетические  качества  личности: вкус, способность оценивать,  понимать  и  творить  прекрасное.  Часто  на практике мы сталкиваемся с тем, что  педагоги дошкольных учреждений  мало  пользуются  искусством  в целях эстетического воспитания ребенка, уделяя больше времени и  сил  развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации  на подлинные духовные и  художественные  ценности,  эстетическое  воспитание  и  развитие личности  будет  неполноценным.  На мой  взгляд,   реализуя   полноценное эстетическое  воспитание  ребенка  в  дошкольном возрасте, особенно в старшем, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе  духовное  богатство,  истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу систематически, можно добиться больших успехов в музыкально-эстетическом воспитании детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к данной теме.

Так же не менее важным условием эстетического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

            В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, так как в молодых семьях вопросы эстетического воспитания не считаются важными. И зачастую  вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к  воспитанию детей  по данной теме требует от музыкального руководителя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Музыкально - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно достичь, если интегративный  потенциал  музыкального  искусства  во взаимодействии с другими ее видами,  различными видами человеческой  деятельности, всех функциональных возможностей музыки, работа с родителями – все это способствует художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Именно  интеграция  музыки во все виды  активности   детей   старшего дошкольного возраста наиболее  эффективно  способствует эстетическому воспитанию и влияет  на  формирование  всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания на выявление музыкальных способностей детей

1. «Музыкальный разговор»        

Цель: Придание импровизации характера оживленного, радостного или грустного разговора. Сравнить мелодию с разговором людей, которые шутят, радуются, и определить, каким будет ее характер.

Методический прием: Педагог обращается поочередно к каждому ребенку, помогает найти подходящую для ответа интонацию. Для начала «разговора» использовать первые такты «Вальса-шутки» Д. Шостаковича. Грустный и печальный разговор напомнить пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы», провести беседу об игрушках. Представить, что любимая кукла заболела, и предположить, какой в этом случае должна быть мелодия.

2. Музыкальный спектакль «Мои игрушки»        

Цель: Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на эмоционально-образную ситуацию)        .

Методический прием: Дети по очереди поют песни игрушкам: радостную мелодию (новая игрушка, красивая кукла) и тревожную, печальную, жалобную (кукла заболела, машинка сломалась).

3. «Мы гуляли в поле и в лесу»        

Цель: Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на эмоционально-образную ситуацию).        

Методический прием: Разыграть сценки: дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу.

4. «Мы – композиторы!»         

Цель: Приобщение детей к активной творческой деятельности (сочинение мелодии на заданный жанр).        

Методический прием: Дошкольники разыгрывают сценку, где гости просят композиторов сочинить польку. Дети-гости поют начало песни, а дети-композиторы сочиняют ее окончание. Таким образом все участвуют в творческом процессе.

5. «Сочиним колыбельную песенку»

Цель: Формирование у детей в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.        

Методический прием: Сочинение мелодии происходит «цепочкой»: каждый ребенок пробует сочинить небольшую мелодию из двух тактов, одновременно мягко отхлопывая ритм. Выбираются удачные варианты, составляется песенка, которая исполняется всеми детьми.

6. «Придумаем сами»        

Цель: Обучение детей воспроизведению сыгранных на фортепиано или спетых звуков, отработка отдельных певческих интонаций, расширение диапазона.        

Методический прием: Педагог предлагает придумать новые попевки  (например, мамы зовут своих детей домой; малыши радуются новой игрушке) и выбирает наиболее подходящие для моделирования интонаций.

7. «Лесная сказка»        

Цель: Формирование у детей интереса к пению, развитие речи, инициативы, самостоятельности, фантазии, умения общаться в коллективе сверстников        

Методический прием: Педагог исполняет музыкальную сказку (на выбор, в данном случае об обитателях леса): дети отвечают на его вопросы попевками. Они поют без сопровождения, указывая рукой высотность, протяжность звучания.

8. «Пропой за мной и продолжи»

Цель: Формирование у детей интереса к творческой деятельности.        

Методический прием: Педагог пропевает «На качелях я лечу, вверх…» и прохлопывает на слог «ля», затем предлагает ребенку продолжить. Если дети затрудняются с ответом, продолжается работа над начальной незавершенной интонацией.

9. «Музыкальная сказка на новый лад» 

Цель: Формирование интереса к хоровому пению, развитие речи, инициативы, смелости, фантазии, самостоятельности, умения общаться в коллективе, артистических способностей.

Методический прием: Дошкольники сочиняют сказку «Колобок» на новый лад с новыми персонажами, придумывают новых музыкальных птиц и зверей.

10. Музыкально-дидактические игры  («Котик и козлик», «Гуси»)

Цель: Выразительная передача образа или взаимосвязи нескольких персонажей.        

Методический прием: Задания: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить песню с определенной интонацией, тембром для конкретного образа; самостоятельно инсценировать песню, не прибегая к наглядному показу; создать словесную картинку, обсудить с детьми характер каждого образа.

11. «Придумай свою игру»        

Цель: Развитие творческого воображения по мере самостоятельного создания музыкальных игр.        

Методический прием: Дошкольники сочиняют колыбельную, на слог «ля», придумывают ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах. Задания: потрясти шумовые коробочки, постучать по ним пальцами; сыграть на шумовом инструменте с ключами музыку грома, дождя.

12. «Определи на слух»

Цель: Различение слухом разнообразных ритмических рисунков и развитие быстроты двигательной реакции.

Методический прием: Исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения.

13. «Придумай свою игру»        

Цель: Поиск новых образов, звуков, музыкальных оборотов        .

Методический прием: Дети сочиняют плясовую на слог «ля», придумывают ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах. Задания: постучать разными деревянными брусочками или грецкими орехами; придумать ритмический рисунок на бубне.

14. «Сочини марш»        

Цель: Развитие умения привлекать к игре своих сверстников, понятно объяснять правила игры.        

Методический прием: Воспитанники сочиняют марш на слог «тра-та-та», придумывают ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах.

15. «Танцуем и играем»        

Цель: Развитие умения передавать в движении заданный ритм.        

Методический прием: Одни дети импровизированно танцуют, другие сопровождают их танец импровизацией на музыкальных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки

Воспитание нравственно-пастриотических чувств у старших дошкольников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной театрализованной деятельности»....

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования

Встатье раскрывается опыт работы по развитию познавательной активности в экологическом воспитании средствами моделирования, включающий в себя обследование детей, этапность работы и результаты....