Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Дымковская барышня»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы "Дымковская барышня"
Цель: Продолжать расширять знания детей об особенностях и своеобразие дымковской игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для закрепления у детей навыков прорисовки элементов дымковской росписи (овалов, кругов, точек, колечек, прямых и волнистых линий, клеточки);
- закреплять приёмы рисования концом кисти и полным ворсом кисти.
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважение к труду народных умельцев, умение восхищаться их творчеством;
- воспитывать дружелюбие, взаимопонимание в совместной работе, умение рассказывать о своей работе и работе своих товарищей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к народному творчеству;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать чувство симметрии и ритма;
- развивать воображение и творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dymkovskaya_baryshnya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПДС «Солнышко» ГБОУ ООШ с. Большая Рязань
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию
в старшей группе на тему:
«Дымковская барышня»
Воспитатель: Гросу С.В.
2020 г.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию
в старшей группе на тему: «Дымковская барышня»
Тема: «Дымковская барышня».
Цель: Продолжать расширять знания детей об особенностях и своеобразие дымковской игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для закрепления у детей навыков прорисовки элементов дымковской росписи (овалов, кругов, точек, колечек, прямых и волнистых линий, клеточки);
- закреплять приёмы рисования концом кисти и полным ворсом кисти.
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважение к труду народных умельцев, умение восхищаться их творчеством;
- воспитывать дружелюбие, взаимопонимание в совместной работе, умение рассказывать о своей работе и работе своих товарищей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к народному творчеству;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать чувство симметрии и ритма;
- развивать воображение и творческие способности.
Оборудование: Проектор, ноутбук, аудиозапись, сундучок с фигурками барышень (вылепленных ранее из солёного теста), письмо, дымковские барышни для рассматривания, таблица элементов дымковской росписи, зонт «Карусель».
Раздаточный материал: гуашь разного цвета, кисти тонкие, стаканчики с водой, фигурки барышень (вылепленные ранее из солёного теста и побеленные в свободной деятельности), бумажные салфетки, образцы дымковской росписи (игрушки – различные виды барышень).
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек; знакомство с историей возникновения, особенностями и своеобразием дымковской игрушки; декоративное рисование элементов дымковской игрушки (на бумажных шаблонах), лепка дымковских барышень из солёного теста их побелка; проведение дидактических игр: « Узнай элемент», «Найди пару», «Собери картинку», разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
Ход занятия:
(Под весёлую музыку дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики)
Воспитатель:
Открывайте ворота, в гости ярмарка пришла!
Поспеши и млад и стар посмотреть на наш товар!
Веселись честной народ, праздник ярмарка несёт!
Вот такими словами зазывали скоморохи покупателей на ярмарку.
- А вы знаете, что такое ярмарка? (Ответы детей)
- Ярмарка- это место, где можно купить и продать всевозможный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ между рядов, а товаров так много, что глаза разбегаются.
Давайте и мы с вами отправимся на ярмарку, познакомимся с некоторыми мастерами – умельцами и посмотрим на их товар.
Слайд 1. «Ярмарка»
Издавна славился русский народ умелыми руками, не даром про его изделия говорят - русские чудеса. Я сегодня хочу познакомить вас с изделиями русских умельцев, которые пользовались наибольшим спросом у гостей ярмарки.
Слайд 2. «Валенки»
Вот валенки тёплые да мягкие, для взрослых и детей малых. Их привезли на ярмарку мастера- валяльщики. Давайте повторим это слово все вместе (валяльщики).
Слайд 3. «Платки посадские»
А вот платки расписные посадские. Они украшение любой модницы.
А мастеров, которые создали такую красоту, называют – ткачами.
Давайте повторим это слово вместе (ткачи).
Слайд 4. «Платки пуховые»
А это платки пуховые, мягкие да пушистые, кружевные да лёгкие, и в стужу согревают и хозяйку украшают. Их привезли на показ покупателю мастерицы- кружевницы. Давайте повторим это слово все вместе – кружевница.
Слайд 5. «Ложки деревянные»
А вот ложки деревянные, расписные да яркие. Такой ложкой и есть приятно и обжечься трудно. А изготовили такие ложки мастера – ложкари (ложечники).
Давайте вместе повторим это слово – ложкари.
Слайд 6. «Самовар»
А вот самовар пузатый, блестит своим медным боком. Это чудо привозили на ярмарку мастера медных дел.
- Ребята, много на ярмарке товара нужного и полезного.
Но был товар, который больше всего радовал и веселил детей малых и постарше.
- Как вы думаете, что это за товар? (Игрушки)
Слайд 7. «Игрушки на ярмарке»
- Правильно. Со всех концов России- матушки везли мастера-умельцы на ярмарку игрушки. Матрёшки, свистульки, куклы да лошадки.
Но одну из игрушек, покупатели любили больше всего, вы узнаете какая это игрушка, если отгадаете загадку:
Загадка.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я? (Дымковская игрушка)
Слайд 8. «Дымковская игрушка»
Воспитатель: У Дымковской игрушки есть своя история, есть свои особенности создания и росписи. И сейчас я предлагаю вам поиграть и обо всём, об этом немного рассказать.
Игра «Волшебный мешочек»
«Вы, ребята, не ленитесь,
В круг скорее становитесь.
Из мешочка карточку доставай,
На вопрос мой отвечай»
Вопросы:
1. Из чего лепят дымковскую игрушку? (из глины.)
2. Какие цвета используются в дымковской росписи? (Красный, жёлтый, зелёный, синий, малиновый, яркие и праздничные и др.)
3. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, колечки, точки, линии прямые и волнистые.)
4. Какие бывают дымковские игрушки? (Дымковские барышни, индюк, лошадка, курочка с цыплятами, петушок, свинка, баран, олень, корова и др.)
5. Почему игрушки называются дымковские? ( Сделаны в селе Дымково, в котором из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым из трубы)
6. Что нужно сделать, чтобы получить дымковскую игрушку? (Слепить игрушку из глины, обжечь в печи, чтобы она стала твёрдой, отбелить, просушить и расписать.)
7. На какой фон наносят мастера яркие узоры (Белый)
8. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)
9. Что символизирует каждый элемент дымковской росписи?
( Круг – символ солнца, точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога; клетка – поле.)
10. Как можно сказать о дымковской игрушки, какая она? (Яркая, праздничная, весёлая, разноцветная, нарядная).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, перед вами на столах лежат отдельные детали целой картинки. Если их между собой правильно собрать, то можно узнать, что изображено на картинке. Хотите узнать?
(Для того чтобы поделить детей на команды, использую метод «Весёлые ребята»)
Воспитатель.
- Ребята, на ярмарке не только продавали и покупали разные товары, но и веселились, пели песни, играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в весёлую игру «Карусель».
Музыкальная игра «Карусель»
- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (Да)
Для этого я предлагаю вам отправиться в нашу ИЗОстудию «Волшебные узоры», там то вы и сможете превратиться в настоящих мастеров-умельцев.
(Дети берутся за руки и под весёлую музыку змейкой идут из музыкального зала в ИЗОстудию «Влшебные узоры, где их встречает воспитатель в костюме Дымковской барышни.)
Дымковская барышня.
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Давно я вас жду, поджидаю.
Пришла я к вам из села Дымково, где живут чудо мастера, которые делают дымковские игрушки.
Дымковские игрушки всегда такие красивые, яркие, смотришь на них, как на чудо-дивное, и хочется о них стихи прочитать.
Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки о дымковских игрушках.
- Я начну, а вы продолжайте хором дружно отвечайте.
Барышня-красавица всем нам очень…нравится
Кофточка цветная, юбка…расписная
Играет на гармошке, гармонист … Тимошка
Пастушок Степашка скачет на… барашке
На коне сидит Емеля, едет он на…карусели
Много есть зверушек дымковских…игрушек
Уточка с утятами, курочка … с цыплятами
У большого индюка все расписаны…бока.
А вот, дети, петушок – ярко красный… гребешок.
- Ребята, очень много есть разных дымковских игрушек.
Одна из таких игрушек – это Дымковская барышня.
Дымковские барышни бываю разные. Какие бываю?
- Барышня – водоноска, несёт коромысло с полными вёдрами воды.
- Барышня – нянька, собрала вокруг себя детей.
- Барышня, которая угощает караваем или блинами.
- Барышня, которая вышла на прогулку с кавалером.
- Есть барышни с веером, с сумочкой, с зонтиком, с собачкой и .др.
Они все очень нарядны.
На голове: кудри, шляпка, кокошник.
Все одеты в яркие блузки, широкие юбки, у некоторых есть фартук (передник).
- Ребята, посмотрите, сундучок. Давайте посмотрим, что в нём лежит (фигурки барышень, вылепленные ранее из солёного теста).
Перед тем как вам превратиться в мастеров-умельцев и расписать своих барышень, я предлагаю сделать разминку.
Физкультминутка «Дымковские игрушки»
Мы игрушки расписные, (Стойка прямо)
Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя, руки на поясе)
Кумушки посадские. (Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки. (Лёгкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком (Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке. (Поклон)
Все игрушки не простые, (Стойка прямо)
А волшебно расписные. («Класс»)
Белоснежны как березки, (Стойка прямо)
Кружочки, клеточки, полоски. (Показывают пальцами рук)
Простой казалось бы узор, (Стойка прямо)
Но отвести не в силах взор.
- А теперь, вокруг себя, три раза обернись в мастера-умельца превратись.
(Фонограмма - превращение)
(Дети занимают свои места)
Сядем по - удобнее, спинки ровные.
Возьмём кисточку, попробуем на ладошке вспомнить технику рисования элементов дымковской росписи.
- Как рисовать тонкие прямые линии (концом кисти, не отрывая руки).
- Как рисовать толстые линии (всем ворсом).
- Как рисовать волнистые линии (кисточку плавно то верх, то вниз),
- Кольца (одним круговым движением концом кисти),
- Круги ( всем ворсом кисти безотрывными линиями).
- Если мы нарисовали один элемент росписи, мы можем сказать, что это дымковский узор?
- В клеточке должен повторятся один и тот же элемент.
(Дети рисуют под негромкую мелодию, в процессе работы выполняется пальчиковая гимнастика)
Пальчиковая гимнастика
Замесили тесто, а оно ни с места,
Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
Взяли соль, воды, муки, налепили колобки.
А из этих колобков лепим дымковских зверьков
Девочки и мальчики развивают пальчики.
Взяли кисть и краски, получились дымковские узоры
Воспитатель.
- Ребята, в нашей мастерской есть столик, да непростой, а волшебный.
Как только барышни попадут на этот стол, они оживут, заговорят, да станут похваляться друг перед другом своими нарядами.
Давайте послушаем, что они говорят.
(Воспитатель рассказывает о наряде одной из барышень)
- Какая у меня красивая кофточка, с длинными рукавами и красным воротничком, на юбке клеточки с красными кольцами и желтыми горошинами.
Мой мастер очень хорошо потрудился, красивые цвета подобрал.
- А мой наряд ещё лучше: здесь и кольца оранжевые и горошины зелёные.
Видно, весёлое было настроение у художника, который его рисовал.
- А что рассказала о своем наряде твоя барышня?
(спрашивает нескольких дней)
- Пусть эти барышни живут в вашем детском саду и радуют нас.
Вам они нравятся? Какая барышня больше всех нравится тебе? Почему? (Опрос детей).
- Мне тоже очень нравятся ваши барышни. Правильно говорят: каков мастер, такова и работа. Молодцы, все постарались.
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? А что нового узнали? С каким промыслом познакомились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему " Дымковская слобода"
закреплять знания о дымковской росписи, воспитывать интерес к народным промыслам...
Методическая разработка: Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка».
Конспект разработан с целью: 1) развивать творческое, образное мышление и воображение. 2)знакомит с нетрадиционными техниками рисования. 3)знакомит с особенностями дымковской игрушки....
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей старшей группы Тема: "Новогодние игрушки"
План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)...
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»...
Конспект занятия по художественно-эстетическому творчеству. Лепка в старшей группе. «Корзинка с цветами»
Цель:Формировать технические умения и навыки работы с пластилином.Закрепление знаний о празднике 8 марта, его истоках и традициях....
Конспект занятия по художественно- эстетическому занятию ( рисование) в старшей группе "Моя семья"
Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и родетсвеникам, уважение к ним.Задачи: Образовательная, расширять и совершенствовать у детей представление о семье как о людях которые живут вместе, люб...