Формирование познавательного интереса к народному творчеству у дошкольников с ОВЗ средствами изобразительной деятельности
учебно-методический материал по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В опыте работе раскрываются особенности формирования позновательного интереса к народному творчеству у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами народного декаративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx168.96 КБ

Предварительный просмотр:

Условие формирования опыта.

Опыт сформирован ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», расположенной в г. Щекнно Тульской области.

В детском саду работаю по программе дошкольных образовательных упреждений компенсирующею вила для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.A. Стребелевой «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание».

Цель ГДОО - создать условия для становления свободной* физически здоровой, духовно богатой, интеллектуально развитой личности, способной жить и саморазвиваться в новой социальной культурной ситуации. Опыт работы над темой «Коррекционная направленность работы по физическому воспитанию с детьми с ограниченными возможностями здоровья» сложился постепенно, в течение нескольких лет работаю над данной проблемой. В своей работе не ставлю цель подготовить будущих мастеров хохломской, городской или другой росписи, а приобщить ребенка истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, матрешку, почувствовать радость творчества.

Теоретическая интерпретация опыта.

Теоретические основы формирования познавательного интереса к народному творчеству у детей с ОВЗ в изобразительной деятельности

  1. Проблемы развития познавательного интереса

Актуальность проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников на педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких направлений является художественное – эстетическое развитие. Это отражено в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования»  от 17 октября 2013 года №115, «Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельный, музыкальный и др.).

 Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.     Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие.

 С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Дошкольники приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

При решении выдвинутой проблемы исходила из того, что занятия по изобразительной деятельности имеют исключительное значение для   умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания, т.е. для всестороннего развития дошкольника. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для   мобилизации   положительных   возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти возможности, как справедливо подчеркивает Г.М. Дульнев, чаще всего лежат в сфере практической деятельности детей.

Практика обучения детей показывает, что при хорошей организации и совершенной методике обучения дети с ограниченными возможностями здоровья могут овладеть простейшими   навыками   рисования.  Подтверждению   этому       нашла  у Сакулиной Н.П.,  которая  пишет  о том,  что нормальное  развитие рисованием возможно не только при условии полноценного развития детей, но и при  условии  специального  обучения рисованию  соответственно  возрасту и программе[1].

Важнейшая роль занятий по изобразительной деятельности в компенсации дефектов развития неоднократно подчеркивалась советскими учеными - Граборовым А.Н., Занковым Л.В., Дульневым Г.М., Кузьминой– Сыромятниковой Н.Ф., и другими. Коррекционно – воспитательное значение занятий рисованием признавалось и многими зарубежными теоретиками – дефектологами - Демора Ж., Мэннеля Б., Сегена Э. и другими.

Одним из первых создателей нашей отечественной науки об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья – А.Н. Граборов писал: «Рисование – одно из любимейших занятий детей. Надо, чтобы оно было должным образом организовано…»[2]. «… чтобы добиться лучшего усвоения, - указывает автор, - на каждом занятии необходимо преподносимый материал организовывать так, чтобы было мобилизовано возможно большее число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма…»[3].

На занятиях изобразительной деятельностью дети дошкольного возраста систематически приучаются к точности, аккуратности, у них воспитываются настойчивость и самостоятельность в работе. В процессе изобразительной деятельности совершенствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями. Занятие по рисованию способствует формированию образов и развитию наглядного мышления.

Познание формы, цвета, величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участвует в этом процессе.

Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль, за направлением и качеством движений.

Великие русские ученые И.М. Сеченов и И.П. Павлов подчеркивали важную роль рук в познании человеком окружающего мира. По этому поводу И.П. Павлов писал следующие: «…к пяти наружным анализаторам мы должны прибавить и в высшей степени тонкий анализатор – внутренний анализатор двигательного аппарата, сигнализирующий в центральной нервной системе каждый момент движения, положение и напряжение всех частей, участвующих в движении»[4].

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. Отсюда понятно значение занятий рисованием. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются.  Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаза   и   руку   ребенка, приучают пальцы руки к сознательным  и  точным движениям, придают гибкость и твердость руке, развивают координированные движения. В результате создаются благоприятные условия и для развития навыков письма.

Под влиянием целенаправленного обучения изобразительной деятельности дети значительно лучше производят сравнение, легче устанавливают сходство и различие предметов. Эти занятия способствуют развитию у дошкольников аналитико – синтетической функции мышления.

Познание предметов и их свойств, приобретаемое на занятиях по изобразительной деятельности действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Этому способствует также и развитие речи дошкольников. Характер той или иной формы, цвет и   величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

Целенаправленные занятия изобразительной деятельностью играют значительную роль и в развитии эстетического восприятия детей.

Эстетическое восприятие возможно только на определенном уровне развития анализирующего восприятия. Восприятие приобретает характер эстетического лишь в тех   случаях,  когда   у   детей   оказываются   развитыми   эстетические чувства. К ним относятся радость, восхищение, удовлетворение в связи с созданием и восприятием прекрасного.

Дети дошкольного возраста в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно – воспитательной и общеобразовательной работы, проводимой на   занятиях   по   изобразительной деятельности   расширяется   сфера   чувственного познания. На основе развития мышления и речи создается предпосылка для формирования элементарных эстетических суждений.  Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в   особенности ощущений цвета, цветосочетаний, ритма.

Следует подчеркнуть, что занятия по   изобразительной деятельности являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

В процессе обучения дети приобретают некоторые знания основ реалистического рисунка, развивают навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает углублять и активизировать наблюдательность. В связи   с этим выдающийся немецкий педагог и  деятель в области  народного   образования А. Дистервег  говорил,  что  тот,  кто  рисует, получает   в   течение   одного   часа  больше,  чем  тот,  кто девять часов только смотрит.

Большое влияние изобразительная деятельность оказывает на трудовую подготовку дошкольников и, в частности, на занятия ручным трудом. Взаимосвязь между этими предметами позволяет сделать практические работы учащихся более осмысленными и интересными. Бельгийский олигофренопедагог Ж. Демор в связи с этим писал: «Основанием всякого ручного труда должно служить рисование… Пусть ребенок научится рисовать от руки, с помощью линейки, с натуры или с оригинала, чтобы он так или иначе мог изобразить тот предмет, который он должен сделать в мастерской… мы должны дать им всякую возможность графически выражать свои мысли»[5].

Наконец, необходимо отметить, что занятия изобразительной деятельностью помогают изучить некоторые индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее отчетливо они прослеживаются в том случае, если им дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Существенную роль при этом играет  выполнение таких  заданий,  как  рисование  с  натуры, копирование образцов, самостоятельное рисование узоров и т.д.

Знание индивидуальных особенностей дошкольников позволили более правильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу. При этом существенное влияние на развитие детей оказывает применение тех или иных приемов обучения.

Чтобы получить оптимальные результаты в процессе занятий, значительно усилить эффективность коррекционно-развивающего воздействия изобразительной деятельности на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целом можно только при условии, рационального использования всех богатых возможностей, заключенных в изобразительной деятельности как учебном предмете.

1.2 Значения народного творчества для формирования познавательного интереса

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М. И. Калинин.

Народное декоративно-прикладное искусство – это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Народная игрушка, как средство формирования познавательного интереса в изобразительной деятельности.

Народная игрушка является неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Одним из требований предъявляемым к игрушке – она должна быть многофункциональна. Матрешка – яркий представитель.

Ребенок первый раз встретился с необычной куклой. Он потрогал ее и … случилась беда. Кукла рассыпалась.  Что   же будет?   Но беды не   случилось!  В большой кукле сидит поменьше, какое же это чудо! Она точно такая же, как и большая.  Интересно, а дальше что?  Детям самим хочется разобрать куклу. Сколько же их?  Может еще есть? И   вот их уже целый хоровод.  Зачем же одному столько много, можно и с друзьями поделиться, и даже отнимать не нужно.  А сколько же игр можно придумать!  Можно домик для матрешки построить, вместе с  друзьями  играть  будет  весело, можно в гости сходить, на машине прокатиться, побыть у матрешки, рассказать стихи:

«Шесть матрешек красовались на витрине,

                                  Красовались на витрине в магазине,

                                  Вместе пели и кружились,

                                  Покружились – покружились.

Шесть матрешек не хотели расставаться,

                                 Очень нравилось им красоваться,

                                 В детский дом они попали

                                 И на полке вместе встали».

Детям очень нравится играть с матрешкой, она для них подружка. Девочки с удовольствием рассматривают ее наряд, а мальчикам – она веселый друг.

Матрешка – игрушка бесконфликтная, в нее может играть один ребенок и сколько угодно.

В младшей группе очень часто «приходит» матрешка в гости на занятия. Это хороший дидактический   и   счетный   материал.  Одна матрешка большая – маленьких много; есть матрешки высокие, а есть низкие; изучая цвет, дети выделяют знакомый зеленый, красный, синий. На занятиях  объясняют,  из чего сделана матрешка, дети знакомятся с материалом, заучивают потешки:

«Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрешки

                                             На баранах, на быках,

                                             Все с баранками в руках».

Знакомят детей с происхождением слова «матрешка». Доступное имя Матрена, нежное русское имя. Для закрепления этого имени заучили стихотворение:

«Сшили Матрене сарафанчик,

                                             Нет такого у подруг

                                            Ярко – желтый одуванчик,

                                             Колокольчики вокруг»,

и детям захотелось подарить матрешке красивый сарафан. Это можно сделать на занятиях по изобразительной деятельности. На этих занятиях дети запоминают форму матрешки и стараются воспроизвести ее в лепке, закрепляя   при   этом   новые понятия тонкие – толстые. Предложив детям занятия по лепке «Наши игрушки» я думала, что совсем не многие выберут матрешек, т.к. перед этим знакомила детей и с другими игрушками, но мои опасения были напрасны, дети с интересом лепили полюбившихся матрешек, причем оказались они разной величины, вместе с матрешками еще и играли, приговаривая:

«Дайте дудки, бейте в ложки

            В гости к нам пришли матрешки,

                                              Ложки деревянные,

                                              Матрешки румяные».

Одним из   трудных   занятий, на мой взгляд, было для детей нарисовать матрешку.  У них не было понятия, на что может быть похожа эта необычная кукла.  Совсем не видно ног, не отделяются руки, но все же кукла. Она стоит, смотрит, и как – будто улыбаясь, зовет нас с собой играть.  Постепенно дети подходят к тому, что форма матрешка напоминает огурчик. Вне занятий показываю детям на пуговицах, как можно собрать матрешку из большой и маленькой пуговицы.  Дети обводят их, рисунок больше похож на снеговика, а если соединить эти кружочки плавными линиями – получится матрешка. А затем нарисуем «угольки» - глазки, поставим точку вместо носика, красивая улыбка и вот уже кукла готова. Играть с ней – одно удовольствие! Ведь кукла сделана своими руками!

Все работы, поделки, которые делали дети, выставляла на доску, выписывала   стихи, которые   заучивали   на   занятиях, подготовила консультацию:

«Матрешка в жизни ребенка» и т.д.

Благодаря проведенной работе, дети могут безошибочно найти эту игрушку, рассказать о ее особенностях, из какого материала она сделана.

Знакомя малышей с матрешкой, я убедилась, что она будет интересна и более взрослым детям.

Накопленный мною материал, я использовала в дальнейшей своей работе с детьми.

Другие дети собираются в группы и организуют свои игры. Ходят вместе с матрешкой в магазин, аптеку, парикмахерскую, эта кукла становится лучшим другом для детей, они беседуют с ней, рассказывают сказки. В средней группе проводила игру – занятие «Платочек для матрешки», с целью закрепления знаний о самой матрешке, ее деталях, умений украшать матрешку:

«Кто, кто хорошо песенку поет,

      Кто, кто к нам сюда весело идет?

  Это я, Матрешка, песенку пою,

            Это я, Матрешка, в гости к вам иду».

Дети – натуры творческие, им все хочется попробовать самим.

В течение учебного года в старшей группе делали очень много поделок: гирлянды для новогодней елки в форме матрешек, изготовили открытки в подарок, блокноты.

Чтобы результаты нашей работы были видны всем, оформили вместе с детьми доску с работами, а также подготовила консультацию для воспитателей детского дома «В гостях у русской матрешки».

С     детьми дошкольного возраста   работу   строила   на   закрепление   приобретенного материала.  В основном, работу   с   детьми   проводила   вне   занятий.  Делали матрешек из глины.  Большое значение придавала решению логических задач. Для этого предлагала детям картинки с изображением матрешки с незначительными изменениями: «найди разницу», вместе с детьми   составляла   разные кроссворды, начиная от подбора одного слова, до угадывания слова по буквам.

Пробовала в своей работе нетрадиционные методы: выкладывание цветными нитками матрешку на бархатной бумаги, использовали шаблоны и трафареты. Детям очень нравится. Многие дети просили шаблоны матрешек, чтобы украшать их по-разному. Для детей младшей группы делали картонных матрешек разной величины.

1.3 Сравнительная характеристика изобразительной деятельности у детей с нормальным интеллектом у детей с ОВЗ.

Изобразительная деятельность - одно из самых привлекательных, захватывающих маленького ребенка занятий, его первая продуктивная деятельность.

Первые попытки изображения у нормально развивающихся детей наблюдается в возрасте полутора – двух лет. Как правило, одним из первых видов изображения являются рисунки. Ребенок наблюдает, как мы пишем, чертим, рисуем, ему хочется быть похожим на нас, действовать так, как действуем мы. Он с упоением черкает на бумаге, на обоях, на полу, на песке, на снегу. Интерес к получению графического результата у детей так велик, что они занимаются черканием очень долго. Постепенно черкание у ребенка становится более целенаправленным, появляются «преднамеренные» каракули, «поиски» изображения.

В это время у ребенка активно развивается речь. И благодаря этому, а также бурному общему психическому развитию ребенка, настает такой момент, когда в своих каракулях он вдруг «узнает» облики хорошо знакомых ему предметов. С этого момента ребенок, черкая, уже ждет момента узнавания, и, увидев сходство с реальным предметом, бывает очень рад, показывая свои «рисунки» взрослым. С этого  времени  для  его   деятельности  становится характерным обращение к взрослому.

На четвертом году жизни у нормально развивающихся детей появляются первые предметные (узнаваемые не только им самим, но и другими людьми) изображения. Таким образом, возникновение предметного рисунка, лепки предшествует довольно длительный период.

Если же мы обратимся к аналогичной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, то увидим, что даже к пятилетнему возрасту, к моменту их поступления в специальные дошкольные учреждения, у них не формируется понятие   рисования   как   изобразительной   деятельности. Они не понимают смысла рисования, не умеют изображать предметы. Можно сказать, что у них изобразительной деятельности нет. Кроме того, к этому возрасту ими не пройден период, в течение которого ребенок постигает изобразительный смысл рисования, происходит освоение необходимых движений руки.

Черкание детей с ограниченными возможностями здоровья 4-5 лет отличается от черкания нормально развивающихся малышей раннего возраста. У последнего черкание   разнообразно, дети   ассоциируют   свои   каракули с   реальными предметами.  Их   изобразительные   действия   сопровождаются   игрой.  Речь является органической частью деятельности.

Ничего подобного не наблюдается у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Их черкание однообразно, кратковременно, совсем не увлекает малышей. Черканию детей с ОВЗ не сопутствует игра, его не сопровождает детская речь. Собственные каракули никогда не связывают с обликом знакомых   им предметов.  Некоторые   еще   не   понимают   и   самого значения карандаша – они берут его в рот, постукивают им, пробуют черкать не заточенным концом, не обращают внимания на появляющиеся штрихи. Такой низкий уровень самой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья нередко вызывают у педагога довольно скептическое отношение и к возможностям ее формирования и развития у этих детей. Вместе с тем этот опыт и опыт работающих специальных дошкольных учреждений показал, что у детей с ограниченными возможностями здоровья можно добиться значительных успехов в области рисования, лепки, аппликации. Но это возможно только при соответствующей постановке и методах их обучения.

Возвращаясь к характеристике собственной изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в специальное дошкольное учреждение, нужно отметить, что в этом возрасте дети с ограниченными возможностями здоровья не проходят тот путь, который проделывали в своем развитии нормально развивающиеся дети до 3-х лет. У них нет еще готовности к обучению изобразительной   деятельности.  Если в этот период дать  в  руки ребенку   с ограниченными возможностями здоровья   карандаш, бумагу,  глину,  кисть,   клей, краски,  то   его   можно   научить   изображать  определенные  предметы. Но изображать только так, как покажет взрослый.

Такой подход к   обучению детей   различным   видам   изобразительной деятельности, как говорится, «с места», встречается в практике довольно часто. Воспитанники дошкольных учреждений действительно научились рисовать, лепить и строить некоторое количество предметов. Но   при этом они плохо соотносили созданные   ими изображения с самими предметами (так как выполняли их обычно  по  готовым  образцам – рисункам и лепным поделкам, а сам  процесс  выполнения  сопровождался   показом  взрослого  способов  и последовательности изображения), не узнавали части изображения (видели в нем только геометрические формы).

Не формировалось у них соответствующего положительного отношения к результатам своего труда. Не возникало игрового отношения к рисункам и даже к   постройкам   и   лепным   поделкам –  они   не пытались использовать их в реальной игре.

Старшие дети дошкольного возраста не переходили к сюжетному рисованию и лепке, не создавали даже элементарных иллюстраций к сказкам. В их   деятельности не находили отражения впечатления, полученные в реальной жизни и в процессе детских игр. Это еще раз показывает, насколько серьезно следует подходить к организации детской деятельности, продумывать методы и приемы обучения.

Анализ уровня сформирования познавательного интереса к народному творчеству у детей с ОВЗ в изобразительной деятельности.

На основе данных констатирующего эксперимента пришли к выводу, что почти у всех детей наблюдаются трудности во владении специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками, в развитии способности художественно-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства, в художественно-творческой активности ребенка в изобразительной деятельности. Все это тормозит формирование познавательного интереса у детей.

Поэтому разработали систему по формированию познавательного интереса в изобразительной деятельности.

1)Первый этап

2)Второй этап

3)Третий этап

1) Основной задачей воспитателя на первом этапе обучения является создание у детей предпосылок к возникновению изобразительной деятельности. С этой целью в программу обучения рисованию, лепке, аппликации вводится подготовительный период, который   длится   3-4   месяца, т.е.  почти все первое полугодие.

Основные задачи подготовительного периода заключаются в том, чтобы: вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности; воспитать положительное отношение, как к самой  деятельности, так  и к  ее  результату;  научить детей   понимать,   что   рисунок,   лепка,  аппликация   является   отражением реальных   предметов;   привлечь   внимание    детей   к  изображению  хорошо знакомых  им  предметов  и  событий   окружающей жизни; учить детей адекватному использованию реальных предметов и перенесению способов действий с предметом на действия с его объемными изображениями; вызывать у детей желание самим создавать изображения.

Собственно, изобразительных задач в подготовительный период перед детьми не ставится. Основная цель его заключается в подведении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к лепке, аппликации, рисованию.

В течение подготовительного периода дети не рисуют, не лепят, не наклеивают, не строят. Все это делает воспитатель на их глазах.  Однако дети не должны   пассивно   наблюдать   деятельность   взрослого.  Они    учатся   под руководством воспитателя обыгрывать те предметы, которые затем изображает воспитатель, а после того, как изображение готово, учатся обыгрывать его, если это объемное изображение, и подбирают, подкладывают рисунок и аппликацию к предмету, выбирая его из 3-5 других предметов.

На первых порах часто приходится брать руки ребенка в свои, и все делать вместе с ним. Постепенно движение у детей во время обыгрывания игрушек упорядочиваются, они   начинают   толкать машину с определенной силой, движения руки как бы освобождаются от сопутствующих движений головы, туловища и пр.

Следует в это время обращать внимание детей на возможность более широкого выбора объектов и тем для изображения. Для этого применяют рисование на доске самых различных предметов и ситуаций. Как показывает опыт работы с маленькими детьми с ограниченными возможностями здоровья, этот вид работы оказывается весьма эффективным и в плане возникновения у детей положительного эмоционального отношения к изображению, и в плане развития понимания изображений, и в осмысленном восприятии событий окружающего.

На   занятиях в подготовительный   период   воспитатель   часто   выполняет рисунки   и аппликацию   не   только   непосредственно   по   предметам, но и использует в качестве натуры конструкции и поделки из глины и пластилина. Дети подкладывают плоскостные изображения к объемным предметам, выбирая их из ряда предметов и лепных поделок. Рисование по конструкциям и лепным поделкам проводится для того, чтобы у ребенка с ограниченными возможностями здоровья возникло представление о единстве предмета и всех его изображений.

Очень полезно в подготовительный период   на   одном   занятии применять различные виды деятельности. Например, прежде   чем   нарисовать дом, его стоит   сначала построить   из   строителя. В начале занятия, прежде   всего, обыгрывают готовый разборный дом. Затем   тут   же перед детьми воспитатель строит такой же дом из отдельных элементов. И опять обыгрывает его с детьми. Затем приступает к рисованию, а дети подкладывают рисунок к дому (с выбором): «Это дом, это дом». Заканчивается занятие аппликацией – воспитатель наклеивает дом из частей, соответствующих элементам строителя как бы «строит» его на бумаге.

Во время подготовительного периода занятия проводятся по подгруппам. Продолжительность занятия сначала не превышает 5-7 минут и только постепенно доходит до 15-17 минут. Увеличение длительности занятий происходит одновременно с укрупнением подгрупп.

Большое значение следует уделить поведению воспитателя на занятиях, его эмоциональному    состоянию.   Надо   помнить, что   дети   берут   в   процессе обучения не только способы обыгрывания предметов, но и отношение к ним, отношение к   деятельности, к   готовым    постройкам, поделкам   из   глины, рисункам, аппликации. А доброжелательный, спокойный тон воспитателя на занятии    способствует    проявлению   активности   детей, делает   возможным развитие этих качеств как свойств их личности.

В результате подготовительного периода у детей вырабатываются способы обыгрывания изображаемых воспитателем игрушек, поделок, умение подкладывать рисунки   и   аппликации   к   соответствующим   предметам.  Все   это приводит детей с ограниченными возможностями здоровья к пониманию того, что во всех изображениях отражаются предметы со всеми их свойствами, что изображение является заместителем предмета.

Однако это только первые шаги в создании предпосылок к развитию
изобразительной деятельности самих детей. Во втором полугодии используются те же методы, что и в   подготовительном   периоде: обыгрывание   предметов, предлагающих для изображения, изображение одних и тех же предметов на занятиях различными видами изобразительной деятельности, использование конструкций и поделок из глины в качестве объектов для изображения, обязательное включение готовых конструкций и лепных поделок в реальную игру. Но наряду с этим в занятиях происходят и существенные изменения: дети начинают принимать участие в создание изображений.

Во втором полугодие дети переходят к выбору изображенных предметов из 2-3–х, когда условием выбора является выделение определенного признака, по которому различаются предметы.

Когда дети   научатся подбирать предметы из двух (или нескольких) на основании выделения различительного признака, можно приступить к таким видам работы, которые требуют выполнения различных действий с опорой на эти   свойства   предметов.  Одним из таких видов деятельности является чередование по форме, цвету, величине.  Чередование представляет   собой основу для составления узоров, различных видов декоративного рисования.

Чередование само по себе – довольно трудный вид работы для дошкольников, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет   об   усвоении   принципа чередования, как ритмической смены объектов по   определенному   признаку. Однако мы очень часто наблюдаем, что, в сущности, воспитатель часто даже и не ставит перед собой задачу научить детей чередовать предметы, по какому – либо признаку, а старается получить от детей правильные, красивые работы.

Главное для него на этих занятиях – научить детей выполнять аккуратные бусы, нитки с шарами, узоры и пр. Подчинив, таким образом, все занятие получению «красивых» работ, воспитатель уже не заботится о том, самостоятельно или нет, дети выполнили чередование. Он подходит к каждому ребенку и перекладывает неправильно разложенные формы, иногда объясняя, как надо их положить (часто делая это молча). Заготовки не следует наклеивать на бумагу, пока дети не овладели хотя бы в малой степени самим приемом чередования.

Работа по чередованию проводится, как правило, по готовому образцу. Сначала полезно использовать индивидуальные образцы. Это образцы, которые делаются каждому   ребенку.  Воспитатели   должны    помнить, что   образец, укрепленной на мольберте, нужно выполнить из элементов довольно крупных по размеру – раза в 3 – 4 больше, чем заготовки у детей.

Параллельно с занятием по чередованию проводятся и занятия по ознакомлению детей с основными приемами наклеивания. Для этого подбирают темы, которые бы обеспечивали не только знакомство и одноразовое закрепление навыка, но его многократное повторение. Темы могут быть при этом самые различные, например: «На лугу цветут васильки» - на зеленом фоне дети по всему пространству наклеивают цветы. «Шары рассыпались» - дети по всему листу наклеивают разноцветные шарики, а предварительно они рассыпали в большой коробке цветные шарики.  Однако на первых порах следует, прежде всего, делать акцент на положительных сторонах работ, оценивать отношение ребенка к работе, поощрять усердие, внимание, направленность и пр.

Одной из основных задач обучения на занятиях изобразительной деятельностью в этот период взяла формирование у детей зрительно – двигательной координации. Эта задача выдвигается в связи с необходимостью выработки у детей согласованных движений руки и взора, необходимых как для осуществления самостоятельного изображения, так и впоследствии для   овладения детьми чтением и письмом.

Этой задаче подчинены   многие занятия рисованием во втором полугодии первого года обучения. Эти занятия, с одной стороны, подготавливают руку ребенка к самостоятельному изображению предметов, с другой – способствуют развитию зрительно – двигательной координации.

Начинается работа с развитием у детей крупных движений – с  работы  на большой плоскости – на доске. Они учатся сначала прослеживать нарисованный на доске путь, затем рисовать на доске линии (горизонтальные и вертикальные) после предварительного проведения пальцем или мелом, по натянутым на доске лескам (тесьме) и только потом переходят к рисованию их на бумаге.

Такие занятия строила, в основном, на основе действий детей по подражанию   действиям    взрослого.   Однако   на   первых   порах   довольно   часто применяла и совместные с ребенком действия. Так, дети часто не соблюдают начальную и   конечную   точки   движения, ставят   руку   в   середине   доски, наблюдается изменение направления линии, когда она резко опускается вниз, не доводится до конца и пр. Во всех этих случаях применение совместных действий оказывается весьма эффективным.

После проведения работы на доске перехожу к рисованию лент, дорожек, клубков, снежных   комков на   бумаге.  Рисование   клубка   и снежного кома производится в направлении от центра, наращивая объем. Перед рисованием дети проводят пальцем по натянутым   на доске   лентам, делают   несколько витков пряжи, что является, по существу, начальным этапом двигательного моделирования формы этих предметов.

Занятия лепкой  во  второй  половине  первого  года  обучения  предполагают продолжение знакомства детей с глиной, пластилином в процессе изготовления простейших предметов для использования их в
сюжетно – ролевых играх. Они лепят конфеты – шарики, конфеты – палочки, мячи, баранки для кукол, обручи и прочие. Они осваивают самые основные приемы работы с глиной. Необходимо отметить, что на занятиях особое внимание воспитателя должно быть направлено на создание игровой мотивации детской деятельности. Дети должны хорошо представлять себе, для чего они будут лепить те или иные предметы. Ни в коем случае нельзя, чтобы они выполняли занятия по лепке лишь только потому, что этим заниматься им велели. Лепные поделки изготавливаются, в основном, для   дальнейшего использования    их    в    различных сюжетно – ролевых играх.

Готовые лепные поделки раскладываются на доске для просушки, а затем на занятиях декоративным рисованием раскрашиваются и выставляются в группе на выставку.

В конце   первого   года   обучения   положительное   отношение к занятиям изобразительной деятельностью у детей становится достаточно устойчивым, у них формируются самые начальные изобразительные умения.  К концу первого года обучения у всех детей появляется предметный рисунок, они начинают выполнять изображения самых простых предметов.

На первом году дети научились различать и выделять различные формы, величины и цвета, когда различение или выделение этих признаков являлось целью детской деятельности. Теперь нужно научить детей воспринимать все эти свойства в предмете, а затем отражать их в изображении.  Этому посвящается, в основном, второй год обучения.

2) С чего начинается работа на втором году обучения? В практике часто мы сталкиваемся с таким построением обучения, когда оно является прямым продолжением программы первого года обучения.  Но здесь мы сразу наталкиваемся    на   несколько   обстоятельств, существенно    затрудняющих    такое обучение. Во-первых, дети за время летних отпусков многое забыли, отвыкли работать. Кроме того, в группу поступили новые воспитанники, которые до этого нигде не обучались и, следовательно, не могут подключиться к группе. Я начинаю второй год обучения с повторения программы первого года.

Основными условиями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья рисованию, лепке, аппликации на втором году обучения остаются обеспечение игровой мотивации детской деятельности, использование   продуктов деятельности в реальной игре, изготовление изделий, рисунков и аппликаций с конкретной, понятной детям целью.

Занятия изобразительной деятельностью теснейшим образом связаны с занятиями по сенсорному воспитанию и обучением игре, а также развитием речи. На занятиях по сенсорному воспитанию детей обучают способам восприятия свойства предметов. Дети   учатся в процессе предварительного обследования предметов, подлежащих   изображению, вычленять объемную форму путем ощупывания    предмета   перед    лепкой   и   обведения его по контуру перед рисованием.

Обратимся к рассмотрению самого хода   обследования   предметов   перед лепкой и рисованием.  В самом начале, когда педагог только знакомит детей с приемами обведения и ощупывания предметов перед изображением, большая доля групповых занятий отводится индивидуальной работе. Каждому ребенку приходится подолгу и большое количество раз, с применением совмещенных действий, показывать, как   надо   обводить объемный предмет по контору с целью вычленения плоскостной формы, а также ощупывать для знакомства с объемной формой.

Специально следует учить детей перемещению руки по поверхности предмета во время ощупывания, ощупывать двумя руками.

Кроме того, когда форма предмета или его частей в представлении ребенка связывается с движениями рук при рисовании или лепке, создается возможность не применять показ рисования и лепки тех предметов, которые имеют простую   форму   или состоят   из   простых форм, что придаст деятельности малышей известную самостоятельность.

У детей при такой направленности обучения формируется на втором году обучения  если   не   подлинный  интерес  к  изобразительной  деятельности,  то устойчивое  положительное  отношение   к   ней,   к   готовому   продукту.  Они начинают осознавать значимость собственной деятельности, когда видят плоды своего труда в реальной игре.

Программой предусмотрено знакомство детей на втором году обучения с пространственными отношениями предметов по вертикали «вверху - внизу» и по горизонтали «рядом, около». С этими пространственными отношениями дети знакомятся на занятиях по сенсорному воспитанию и изобразительной деятельности. Они учатся использовать знания, приобретенные на специальных занятиях, в собственной деятельности.

Поэтому в самом начале на занятиях изобразительной деятельностью рекомендуется познакомить детей с их собственным положением  в  пространстве, научить   определять   его   относительно   какого – либо  другого   предмета.  В специально организованной обстановке они залезают на стол, под стол, на стул, под кровать и пр. и пр., воспитатель поднимает ребенка высоко, а затем сажает прямо на пол и т.д. Надо сказать, что ребенок, ощутив на себе перемещение в пространстве, оглядывая группу с непривычной высоты, начинает относиться и воспринимать отношение предметов более сознательно и адекватно.

После того, как дети станут определять свое положение относительно других предметов, они переходят к воспроизведению пространственных отношений других предметов, используя для этого различные предметы, в первую очередь игрушки. Изменение отношений между предметами и словесное определение их должно проходить в форме игры, представлять для детей живой интерес.  Это очень важно.

Успешность обучения детей изобразительной деятельности в огромной  степени  достигается  органической  связью  этих  занятий   с   другими   разделами  программы.  В изобразительной  деятельности   ребенок   учится   использовать приобретенные знания, реализует свой  жизненный опыт.  В  значительной мере первые два года обучения могут рассматриваться как период  овладения детьми предметным  изображением.  Конечно,   изображения  детей  с  отклонениями  в развитии   по  сравнению  с   работами   нормально   развивающихся   малышей, отличаются  бедностью,   отсутствием   мелких   деталей,   украшений,   но   они отражают   реальные   предметы,   дети    начинают   видеть  в  рисунке,  лепной  поделке,  аппликации  реальное содержание, выполняют изображения с игровой целью.

Теперь   можно  переходить  к  более  сложным  задачам:  подводить  детей  к отражению содержания, к сюжетному рисованию и лепке.

3) На  III и IV году  обучения    приступила  к обучению декоративному рисованию, считая, что этому виду занятий в первоначальный период обучения следует отдать предпочтение, так как он наиболее доступен.

Содержанием декоративной работы является рисование узоров в полосе, квадрате, круге, оформление праздничных открыток.

Практической  работе   предшествует   беседа  воспитателя  о  декоративно – прикладном искусстве с показом изделий народных мастеров.  Такие беседы в определенной  степени способствуют  формированию у дошкольников эстетического   вкуса,   содействуют    постепенному   развитию   суждений   о том, что красиво.

Считаю,  что  прежде  чем  перейти  к рисованию  с  натуры, целесообразно сформировать некоторые навыки на занятиях по декоративному рисованию, так как  при  выполнении  узоров с образца  учащимся  значительно легче,  чем  при восприятии реального предмета, понять то  или  иное  направление  линий.  Это позволяет им сосредоточить внимание на правильности, аккуратности и т.д.

Детям  предлагалось  рисовать  орнаменты  в  определенной  последовательности: составление  орнамента  из  одних  и  тех   же  фигур,  чередующихся  по цвету; составление орнамента из двух чередующихся фигур (по форме и цвету); составление  орнамента  из  одних  и тех же фигур, чередующихся по величине; составление орнамента из фигур, чередующихся по форме, величине и цвету.

Значительное место отводилось рисованию орнаментов (узоров) с образца в готовой геометрической форме (круге,  квадрате,  прямоугольнике).  Выполняя узоры  с  образца,  дети  вырабатывали  простейшие  изобразительные умения и  навыки.  Кроме  того,  они   знакомились  с  различными   композициями,  элементами  узоров,   с  геометрическими   формами,   что   особенно   важно.  Как правило во время декоративного рисования, форма неизвестного и выступает как   отвлеченная,    абстрактная.   На   последующих   этапах   обучения   детей изобразительной     деятельности     геометрические     формы    связываются   с предметом, т.е. происходит их определения.  Значимость такой работы еще более возрастает,  так  как   само восприятие  и  воспроизведение в рисунке той или иной формы  тесно  связано  с интеллектуальной, познавательной деятельностью.

На всех  уроках  декоративного  рисования  процессу  изобразительной  деятельности  предшествовала  практическая  работа,  в  ходе   которой   учащиеся сравнивали  и  дифференцировали  форму, цвет   и   величину   геометрических фигур.  Это  помогало  им  осмыслить  строение  орнамента  и увидеть,  что  из одних и тех же фигур можно составить разные орнаменты, что орнамент получился только  в  том  случае,  если  фигуры  будут   правильно  чередоваться по форме, цвету и величине.

После того как дети  приобрели  некоторые  умения  в  рисовании геометрических орнаментов, им предлагалось составлять орнаменты из растительных элементов (цветов, листьев, веток, ягод и т.п.).


[1]   См.: Н.П. Саккулина. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в             занятиях рисованием. «Известия АПН РСФСР», вып.100, 1959.

[2]     А.Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961, стр. 165

[3]     А.Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961, стр. 15

[4]     И.П. Павлов. Полн. собр. соч., изд. 2, том III, кн. 1. М.-Л., Изд-во АН СССР,1951, стр.176

[5]5 Ж. Демор. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. Пер. с нем. Г.И.Россолимо, 1909, стр.238


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются условия успешного развития детского творчества в процессе изобразительной деятельности....

Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Данный материал  по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...

Программа образовательной деятельности дополнительное образование "Радость творчества" с 4-7 лет. Изобразительная деятельность. Рисование.

Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Особенности организации практической деятельности детей.Условия реализации программы....

- развивать интерес к народному творчеству, традициям своего народа - показать, что по истории простой елочной игрушки можно в некоторой степени увидеть историю целой страны; - повышать любознательность, познавательную активность детей; - приобщать к наро

Казалось бы, что это очень легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах...

Рекомендации родителям " Развиваем познавательный интерес к народному творчеству"

В рекомендациях раскрыты способы знакомства детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, историей его возникновения....

Консультация для воспитателей " Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками"

Данный материал будет интересен педагогам младших и средних групп детского сада. В этой консультации обобщен практический опыт по развитию эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству ...