Главные вкладки

    Долгосрочный проект для младших дошкольников по художественно-эстетическому направлению "Радуга красок"
    проект по рисованию (младшая, средняя группа)

    Шевцова Ольга Владимировна

    Проект по нетрадиционным техникам рисования для младших дошкольников (младшая и средняя группы)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» г. НАДЫМА

    (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК»)

                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                         Заведующий МДОУ

    «Детский сад   «Медвежонок » г. Надыма»                            

      __________________заведующий

                           «_____»____________________2017  г.

    Ведено в действие приказом

    №  ______  от  01 сентября 2017 г.

                            Проект

               «РАДУГА КРАСОК»

    http://zabavnik.club/wp-content/uploads/Kartinki_dlya_detey_s_radugoy_13_06231225.jpg

    Разработчики:  

    Желоватых Оксана Николаевна                                                            

    Шевцова Ольга Владимировна.

    г. Надым, 2017г.

       Содержание

    1. Введение……………………………………………………..03-05
    2. Реферативная часть…………………………………….……06-11
    3. Проектная часть…………………………………………..…12-13
    4. План мероприятий………………………………………………14
    5. Перспективный план работы (вторая младшая группа) ….15-21
    6. Перспективный план работы (средняя группа) …………...22-28
    7. Критерии оценки результативности проекта………………29-31
    8. Заключение…………………………………………………..32-33
    9. Список использованной литературы…………………….....34-35
    10. Приложения …………………………………………………36

    Введение

    «Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

    (М. Шклярова).

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов деятельности с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

    Актуальность выбора именно нетрадиционного рисования для реализации проекта состоит в следующем:

    • Современное общество имеет потребность в творческой личности.
    • Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности.
    • Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

    В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а также координации мелкой моторики пальцев рук.

    Проект призван решить проблему недостаточности знаний, опыта работы педагогов по техникам нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста.

    Гипотеза проекта: творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

    Цель проекта: создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей детей.

    Задачи:

    - для детей:

    Образовательные:

    1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

    2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

    Развивающие:

    1. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    2. Развивать творческое мышление.

    Воспитательные:

    - Воспитывать любовь к изобразительной деятельности, умение работать в коллективе.

    - для педагога:

    - Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

    - Создать условия для совместной изобразительной деятельности детей и взрослых.

    - Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка.

    - для родителей:

    - Создать условия для осуществления преемственности между детским садом и семьей по вопросам развития творческих способностей детей;

    - Способствовать педагогическому просвещению родителей;

    - Стимулировать совместное творчество с детьми.

    - для социальных партнеров:

    Способствовать привлечению узких специалистов к развитию творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

    Реферативная часть

    Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались многие ученые. Среди них: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

    Реализация деятельности по нетрадиционному рисованию направлена на развитие у дошкольников творческих способностей.

    Ценностные ориентиры проекта:

    • Принцип сознательности нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к изобразительной деятельности.
    • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
    • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
    • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
    • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием органов чувств человека в процессе познания.
    • Принцип активности предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества у воспитанников.
    • Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
    • Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
    • Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
    • Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
    • Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

    Практическая направленность проекта.

    Содержание занятий направлено на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

     Обеспечение мотивации во время занятий по нетрадиционному рисованию обеспечивается путем использования:

    1.Игровых технологий (игра - основной вид деятельности детей).

    2.Сюрпризного момента (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие).

    3.Просьбы о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

    4.Музыкального сопровождения.

    5.Эмоционального объяснения способов действий и показа приемов изображения.

    Методологическую основу педагогического проекта составили исследования по проблеме психологии творчества, психологии общих и специальных способностей; исследования по формированию механизмов художественного творчества у детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, C.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд) современные концепции развития творческих способностей у детей (А. А. Мелик-Пашаев, A.В. Запорожец, А. М. Матюшкин, Р. М. Грановская и др.). Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников становится одной из важных социально-педагогических проблем.

    От того, насколько эффективно удается сформировать творческие способности ребенка, зависит его благополучие и удовлетворенность жизнью в новой «школьной среде». Поскольку школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

    Функции различных категорий работников ДОУ, участвующих в реализации проекта.

    1.Функции администрации:

    - общее руководство реализацией проекта: организация, координация, контроль;

    - обеспечение работы дополнительного образования;

    2.Функции куратора проекта:  

    - реализация проекта.

    Подходы к воспитательному процессу:

    • Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
    • Опора на чувства ребенка. Только через чувства, жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
    • Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
    • Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.

    Целевая группа проекта:

    • воспитанники 3-5 лет;
    • родители воспитанников;
    • педагоги ДОУ.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    - Кадровое: воспитатель – автор проекта, воспитанники детского сада, администрация ДОУ, педагоги ДОУ, социальные партнеры (детская библиотека, художественная школа).

    - Информационное: источники информации о нетрадиционных техниках (интернет, журналы, методический материал, наглядный дидактический материал).

    - Материальное: акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

    Для детей:

    1.Сформированное знание о нетрадиционных способах рисования у детей дошкольного возраста;

    2. Самостоятельные умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности УУД (разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования);

    3. Развитая мелкая моторика рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительно – двигательной координации,

    4. Самостоятельное творчество;

    5. Активное взаимодействие в коллективе сверстников.

    Для родителей:

    1. Компетентность родителей в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
    2. Активное участие родителей в совместных творческих проектах.

    Для педагогов:

    1. Отработанная система работы с дошкольниками по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

    2. Профессиональный подход педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

    3. Педагогического сотрудничество с семьями обучающихся в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

    Ожидаемый продукт: выпуск методического пособия для педагогов всех возрастных групп по нетрадиционному рисованию.

     Срок реализации проекта: два года.


    Проектная часть

    I Подготовительный этап.

    - Мониторинг развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на I полугодие 2017 – 2018 уч.г;

    - Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме:

    1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

    2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

    3. И. А. Лыкова «Цветные ладошки».

    4. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».

    5. И. А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

    - Подбор и разработка мероприятий и занятий с учетом возрастных особенностей детей по развитию художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования.

    II Аппробационный этап.

    • Работа с воспитанниками группы.
    • Работа с родителями воспитанников.
    • Работа с социальными партнерами.
    • Организация образовательного пространства.

    III Контрольно-обобщающий этап.

    • Сбор и анализ результатов выполнения проекта;
    • Коррекция деятельности;
    • Самоанализ и самооценка работы над проектом;
    • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
    • Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета МДОУ (в виде отчета-презентации).

    Педагогические технологии.

    Успех работы по реализации проекта «Радуга красок», прежде всего, зависит от систематичности проводимых занятий и использования педагогических технологий.

    Работа с воспитанниками строится на использовании следующих педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

    • исследования;
    • игровых технологий;
    • технологии коллективных творческих дел;
    • технологии проблемного обучения.

    План мероприятий

    Мероприятие

    Сроки проведения

    Тематические выставки: «Бабушка рядышком с дедушкой» (ко Дню пожилого человека), «Красавица – Осень», «В декабре – в декабре все деревья в серебре», «Новогодние фантазии», «Нашим отважным папам посвящается», «Милой мамочке цветочки», «Далекий космос», «День Победы».

    В течение года

    Выпуск буклетов (для родителей и педагогов) «Нетрадиционные техники рисования» (по возрастным группам).

    Конец года

    Анкетирование родителей

    В течение года

    Оформление стендовой информации для родителей воспитанников

    В течение года

    Оформление книги рисунков по мотивам народных сказок в подарок Городской библиотеке.

    Декабрь

    Экскурсия в художественную школу.

    Весна

    Семейный конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню Защиты детей.

    Июнь

    Перспективный  план работы.

    2 младшая группа

    Тема занятия

    Нетрадиционные техники

    Задачи

    Сентябрь

    1.

    Мониторинг.

    2.

    «Мой любимый дождик»

    Рисование пальчиками

    Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

    3.

    «Весёлые мухоморы»

    (1 занятие)

    Рисование пальчиками

    Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

    4.

    «Весёлые мухоморы»

    (2 занятие)

    Рисование пальчиками

    Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

    Октябрь

    1. 

    «Опята - дружные ребята»

    (рисование грибочков)

    Рисование пальчиками

    Подводить детей к созданию несложной композиции.

    Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

    2.

    «Жёлтые листья летят».

    Рисование ладошками.

    Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.

    3. 

    «Осень вновь пришла»

    Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

    Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.

    4.

    «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

    Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

     Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком

    Ноябрь

    1.

    «Птички клюют ягоды».

    Рисование пальчиками.

    Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

    2.

    «Свитер для друзей».

    Рисование ладошкой и пальчиками.

    Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить    

    составлять элементарный узор.

    3.

    «Солнышко»

    Рисование ладошками.

    Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    4.

     «Ягоды на тарелочке».

    Рисование пальчиками.

    Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    Декабрь

    1.

     «Виноград»

    Рисование пальчиками.

    Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

    2. 

    «Зайчик»

    Рисование пальчиками.

    Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

    3. 

    «Лес»

    Рисование пальчиками

    Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    4. 

    «Красивые цветы»

    Рисование ладошками.

    Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    Январь

    1. 

    «В гостях у жирафа»

    Рисование пальчиками

    Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость

    2. 

    «Снежные комочки»

    Рисование тычком жёсткой кистью

    Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

    3.

    «Птицы клюют ягоды»

    Рисование пальчиками, оттиск пробкой

    Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.

    4.

    «Маленькой ёлочке холодно зимой».

    Рисование пальчиками

    Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

    Февраль

    1. «Пушистые котята играют на ковре»

    (коллективная работа)

    Рисование техникой тычкования

    Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

    2. 

    «Вишнёвый компот»

    оттиск пробкой

    Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

    3. 

    «Шарики воздушные, ветерку послушные...»

    Разные

    Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.

    4. 

    «Кораблик для папы».

    Скатывание бумаги

    Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

    Март

    1. 

    «Цветы для мамы»

    Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

    Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

    2. 

    «Украшение чайного сервиза»

    Оттиск печатками

    Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

    3. 

    «Клоун»

    рисование восковыми мелками

    Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма

    4. «Весёлый осьминог».

    Рисование ладошками.

    Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

    Апрель

    1. 

    «Бабочка»

    Рисование ватными пальчиками, тампонирование

    Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

    2. 

    «Мое любимое животное»

    Техника тычкования

    Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

    3. 

    «Божьи коровки на лужайке».

    Рисование пальчиками.

    Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

    4. 

    «Нарядные матрешки»

    Оттиск печатками

    Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

    Май

    1. 

    «Петушок-золотой гребешок»

    (коллективная работа)

    Техника бумагопластики

    Упражнять в скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

    2. 

    «Два жадных медвежонка»

    Оттиск смятой бумагой, ватные палочки.

    Учит рисовать  животных, используя метод штампирования мятой бумагой. Учить дополнять образ животного, используя ранее изученные техники.

    3. 

    «Ночь и звезды»

    Рисование манкой, скатывание салфеток

    Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

    4.

    Мониторинг


    Перспективный план работы.

    Средняя группа

    № п/п

    Тема занятия

    Нетрадиционная техника

    Программное содержание

    Сентябрь

    1

    Мониторинг

    2

    «Мухомор»

    Рисование пальчиками, фон – монотипия.

    Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность

    3

    «Ветка рябины»

    Рисование пальчиками, фон – пастель.

    Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

    4

    «Яблочный компот»

    Штамп, рисование ватной палочкой.

    Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.

    Октябрь

    1

    «Деревья осенью»

    Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.

    Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

    2

    «Осенний лес» (коллективная работа)

    Рисование с использованием салфеток.

    Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.

    3

    «Листопад» (коллективная работа)

    Пуантилизм (рисование точками).

    Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.

    4

    «Фрукты» (натюрморт)

    Рисование с использованием ватных дисков.

    Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.

    Ноябрь

    1

    «Паутина»

    Рисование окрашенным шариком.

    Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.

    2

    «Белочка в дупле»

    Рисование ладошкой, пальчиками.

    Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

    3

    «Моя любимая игрушка»

    Пуантилизм.

    Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. 

    4

    «Котенок»

    Тычок полусухой жесткой кистью.

    Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

    Декабрь

    1

    «Домик»

    Оттиск пенопластом.

    Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

    2

    «Зимнее дерево»

    Рисование зубной пастой.

    Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

    3

    «Елочка»

    Рисование ладошками.

    Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

    4

    «Укрась елочку бусами»

    Рисование палочками, оттиск пробкой.

    Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.

    Январь

    1

    «Красивые снежинки»

    Свеча, акварель.

    Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

    2

    «Снеговик»

    Штамп, рисование ватными палочками.

    Совершенствовать умения работать в данной технике.

    3

    «Зима»

    Рисование на мятой бумаге.

    Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.

    Февраль

    1

    «Метель»

    Ниткография.

    Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

    2

    «Укрась варежки»

    Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.

    Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.

    3

    «Северное сияние»

    Монотипия.

    Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.

    4

    «Придумай и дорисуй»

    Создание образов.

    Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение.

    Март

    1

    «Цветок для мамы»

    Пуантилизм.

    Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции

    2

    «Волшебный цветок»

    Рисование пастелью.

    Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.

    3

    «Облака»

    Рисование по сырому.

    Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость

    4

    «Весеннее солнышко»

    Рисование ладошками

    Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение

    Апрель

    1

    «Деревья смотрят в лужу»

    Монотипия.

    Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.

    2

    «Космос»

    Граттаж.

    Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения

    3

    «Весенний пейзаж»

    Оттиск скомканной бумагой.

    Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции. 

    4

    «Цветущая ветка»

    Выдувание трубочкой, аппликация.

     Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

    Май

    1

    «Праздничный салют»

    Восковые мелки, акварель

    Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

    2

    «Красивые бабочки»

    Рисование ладошкой.

    Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета.

    3

    «Бабочка»

    Монотипия.

    Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление.

    4

    Мониторинг


    Критерии оценки результативности проекта

    - Положительные отзывы и мнения педагогов, воспитанников детского сада.

    - Заинтересованность детей в реализации проекта.

    - Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками нетрадиционной техники рисования; выявление и осознание ребенком своих способностей и фантазии.

    - Овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

     - Отслеживание динамики эффективности взаимодействия социальных партнеров и родителей воспитанников по решению задач и достижения цели проекта;

    Диагностическая карта выявления навыков и умений по рисованию во 2 мл. группе

    № п/п

    Ф.И. ребенка

    Умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы

    Умение передавать форму, строение предметов

    Использование красок теплых и холодных тонов

    Умение строить сюжет и композицию

    Умение смешивать краски для получения нового оттенка

    Умение изменять размах и направление движений руки

    Итог

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1 – низкий уровень

    2 – средний уровень

    3 – высокий уровень

    Диагностическая карта выявления навыков и умений по рисованию в средней группе

    № п/п

    Ф.И. ребенка

    Умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы

    Умение передавать форму, строение предметов

    Использование красок теплых и холодных тонов

    Умение строить сюжет и композицию

    Умение смешивать краски для получения нового оттенка

    Умение изменять размах и направление движений руки

    Итог

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1 – низкий уровень

    2 – средний уровень

    3 – высокий уровень

    Функции мониторинга.

    - информационно-оценочная (определение результативности проекта);

    - организационно-деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);

    - прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).

    Учёт возрастных особенностей.

    Данный проект рассчитан на детей 3-5 лет.

    ИТОГИ ПРОЕКТА

    Дальнейшее развитие проекта

    Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

    Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:

    ​ Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Радуга красок», ориентированного на воспитанников старшего дошкольного возраста;

    ​ Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;

    ​ Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;

    ​ Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

    Способы трансляции опыта.

    Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:

    - участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;

    - участие в конкурсном движении различного уровня;

    - размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.

    Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.

    Заключение.

    Проект «Радуга красок» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

    Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

    В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. 

    Проект - это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. Хочется отметить, что работа в рамках творческого проекта «Радуга красок» не только способствует формированию у детей навыков рисования с применением нетрадиционных методик, но и позволяет успешно справляться с общеобразовательной программой «Мир открытий».

    В результате создания оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении по данному направлению педагоги будут чаще использовать нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности с детьми, а родители получат максимум информации о значимости данного вида детской деятельности.

    Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

     Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, родителей, специалистов в качестве теоретической базы и методического пособия, для работы по направлению «Нетрадиционные техники рисования».


    Список использованной литературы

    1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.

    2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.

    3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

    4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.

    5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.

    6. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 48 с.

    7. Есафьева Г.П.Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. / Художник Афоничева Е.А. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 80 с.

    8. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006. - 192с.

    9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом, 2004. 10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.

    11. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.

    12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

    13. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.

    14. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

    15. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.

    16. Пантиков В.А. Учимся рисовать - учимся творить. - Красноярск, 1993.

    17. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. 18. Сухарев В.И. Сказки-раскраски и История с рисованием. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. - 128 с.

    18. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

    19. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по художественно-эстетическому развитию."Разноцветных красок хоровод"

    Проект по художественно-эстетическому развитию .Творческий,  групповой,  краткосрочный.Цель проекта: Способствовать развитию эстетического отношения к цвету, краскам,  их гармонии...

    План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе по «Художественно - эстетическому развитию» -аппликации. Тема : « Светофор».

    Формирование навыков безопасного поведения на дороге. Знакомство и уточнение   представления о светофоре  и назначения каждого его цвета. Развивитие словесно -логического мышления, обогащени...

    Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие.

    Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие....

    Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мир красок»

    Программа «Мир красок» имеет художественно-эстетическую направленность. В программе используются нетрадиционные техники рисования. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобрет...

    Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность

    Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок»

    Программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок» по ознакомлению детей с видами изобразительного искусства – графика, живопись в те...