Матрешки-крошки. Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Бакутова Анна Васильевна

Декоративно прикладное искусство, является частью искусства народа, несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Оно представляет собой разнообразный по форме и назначению предметный мир повседневной жизни: посуду и одежду, мебель и ткани, игрушки и украшения. Одной из любимых игрушек детей является матрешка – русская деревянная игрушка, внутри которой находятся другие куклы. Яркие расписные платки и сарафаны доставляют эстетическое наслаждение. Поэтому дети с удовольствием расписывают деревянные заготовки, стараясь сделать свою куклу необыкновенно красивой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с № 22 «Журавлик»)

Матрешки - крошки

Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Автор:Бакутова А.В., воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: формировать интерес к предметам народного ДПИ - матрешкам

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки; выделять особенности внешнего вида, детали костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), декора наиболее известных промыслов - семеновская, загорская, полхов-майданская, видеть их красоту.
  • развивать умение украшать заготовку матрешки разнообразными узорами, используя традиционные элементы росписи (цветы, листья, ягоды, завиток, точки, круги, прямые и волнистые линии и др.). Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, использовать в росписи печатки, тычок.
  • Активизировать словарь: декор, декорировать, завиток, орнамент, кайма.
  • Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности: словесной, художественной и музыкальной.
  • Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Материал: гуашь, кисти, печатки, тычки, салфетки, деревянные заготовки матрешек; выставка матрешек, иллюстрации с их изображением; таблица с элементами растительного орнамента; русский народный костюм для педагога; фонограмма песни «Русские матрешечки» и народной плясовой мелодии; Большой нарисованный силуэт матрешки, вырезанные элементы орнамента (цветы, листья) цветные и белые, клей.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, с историей появления матрешек, их разнообразием. Оформление выставки матрешек. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Дидактические игры с матрешками. Рисование и раскрашивание матрешек, полотенец, платочков, фартуков элементами узоров (цветы, листья, травка, завиток, солнышко, спираль и др.). Чтение произведений, заучивание стихов, песен о матрешках.

Ход.

Педагог подходит к полочке красоты, берет в руки матрешку и говорит:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

Правильно, это матрешка - одна из любимых игрушек детей в нашей стране. А вы знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели • на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрешкой. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Вот такая история. Сегодня я приглашаю вас на выставку матрешек. Посмотрите, сколько здесь разных матрешек. А что вы знаете о матрешках? (ответы детей, педагог дополняет).

Появляется Матрешка (взрослый в русском народном сарафане)

Матрешка: Здравствуйте, дети!

Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая.

А на голове платок, словно яркий цветок.

Я рада приветствовать вас на нашей выставке. Вы уже много знаете о нас, матрешках. Скажите, какая матрешка вам понравилась больше и почему? (Дети берут матрешку и объясняют свой выбор - 2-3 ответа).

Вы тоже можете быть участниками выставки. Для этого надо расписать заготовку матрешки.

Воспитатель:   Наши дети очень любят рисовать.

Матрешка:        Давайте пройдем в мастерскую.

Воспитатель: Какими элементами узора декорируют одежду матрешек? (дети рассматривают таблицу)

Каким приемом рисования можно нарисовать травку (концом кисти), листок (примакиванием), бутоны, ягодки, горошинки (тычком). Помните, что начинать работу надо с головы куклы, наносить узор неспеша, аккуратно, ритмично наносить повторяющийся узор по кайме (по низу) сарафана и платка.

Матрешка: Вот вам заготовки.

Педагог: Да они же уже почти готовы, осталось только декорировать (украсить) их наряды. Что нам для этого надо? (Краски, кисти, тычки, вода, тряпочки...) Давайте подготовим наши руки к работе.

Массаж пальцев «Матрешка»

Мы - красавицы матрешки –

Разноцветные одежки.

Раз - Матрена, два - Малаша,

Мила - три, четыре - Маша,

Маргарита - это пять.

Нас нетрудно сосчитать:

Один, два три, четыре, пять!

Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения. Поочередно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении - на другой.

Сжимать и разжимать пальцы.

Поочередно загибать пальцы на руке.

Дети выполняют работу, педагог и Матрешка наблюдают за работой детей, оказывают помощь, подбадривают и хвалят их. В конце дети ставят украшенных матрешек на стол.

Педагог:   Вот Матрешки-крошки, Пестрые одежки,

Яркие платочки, розовые щечки.

Нравятся ли тебе, Матрешка, наряды у твоих подружек?

Матрешка:    Очень нравятся. Посетители нашей выставки будут любоваться вашими матрешками. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу. Делу время, а потехе час.

Мы матрешки, мы сестрички, мы толстушки-невелички,

Как пойдем плясать и петь, вам за нами не успеть.

Под песню «Русские матрешечки» Матрешка и дети танцуют.

Матрешка: Спасибо, дорогие ребята. И рисуете вы хорошо, и про нас, матрешек, много знаете, и танцуете замечательно. Вот вам от меня на память игрушка, которую вы сначала пополам ломаете, а потом играете.

Педагог: Спасибо, Матрешка, за подарок. Ах, какая красивая матрешка! (трясет ее) Что-то там стучит. Интересно, что? (Дети высказывают свои предположения) Давайте откроем ее и посмотрим. (Открывает матрешку, в которой угощения - шоколадные матрешечки.)

Педагог: Спасибо, дорогая Матрешка за угощения. Приходи к нам в гости в детский сад. До свидания!

Дети, понравилось вам в художественной мастерской у Матрешки? Вот этой большой матрешке (педагог показывает на нарисованный силуэт матрешки) надо украсить сарафан. Вот элементы для декора. Кому понравилось в мастерской приклейте цветные элементы, а кому не понравилось приклейте белые. Вот какой красивый сарафан получился! Значит, всем понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе "Росинкина игрушка"

Дети придумывают свою - "росинкину" игрушку, используя в росписи знакомые элементы различных видов народного творчества. Опыт детей получен из видеоматериалов, интернет-ресурсов по теме "Народно-прикл...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Зимние узоры на окне"

Занятие помогает детям проявить творчество и фантазию в составлении узора из растительных элементов с использованием краски холодного тона....

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Городецкая роспись"

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе"Городецкая роспись"...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».Тема: знакомство с городецкой росписью.Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой р...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей группе На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».

Конспект занятия по декоративному рисованию                         В старшей гр...