Консультация для родителей "Необходимые условия для оптимального развития ребенка раннего возраста"
консультация (младшая группа)

          В консультации подробно представлены условия, соблюдение которых  позволит оптимизировать психическое развитие ребенка раннего возраста.   Так же описана роль матери в формировании психики ребенка в период от 0 до 3 лет.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx209.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Необходимые условия для оптимального психического развития ребенка раннего возраста

        Положительное взаимодействие в диаде мать – ребенок, общение с малышом является главным источником детского развития. Правильно выбранная модель поведения матери с малышом формирует у ребенка базовое доверие к миру. Восполнить это в  старшем возрасте не представляется возможным. Отсутствие или недостаточное количество материнской поддержки в период младенчества и в раннем возрасте приводит в дальнейшем к серьезным нарушениям психического и физического созревания ребенка. У детей может возникнуть и развиться дезинтеграция привязанности, дезадаптация и психосоматические расстройства.

          Таким образом, можно сделать вывод, что правильное взаимодействие в диаде мать – ребенок происходит во время продуктивной совместной

деятельности. При этом поведение и роль матери играют решающее значение для психического, социального и эмоционального развития ребенка.

        Можно сформулировать основные условия, соблюдение которых помогут матерям добиться оптимального  психического развития дитя.

        1. Голос матери – его роль огромна. Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда безошибочно выделяет голос матери среди всех других окружающих его звуков. Голос матери вызывает у младенцев активность сразу нескольких анализаторов: зрительного и слухового. В связи с этим очень важно, чтобы мама сама пела свои малышам колыбельные песенки, потешки, пестушки, разговаривала с ребенком, даже если малыш не умеет разговаривать и лежит молча, а также нужно играть с малышом и забавлять его.

         2. Все время разговаривать с ребенком.

      Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать. При этом имеет особое значение, чтобы мама смотрела при этом в глаза ребенку, говорила с ним с ласковой интонацией. Такие разговоры с новорожденным, в которых малыш еще е понимает содержания, являются базой для благополучного психического развития и здоровья.

        3. Улыбаться малышу и получать от него улыбки. Улыбаться нужно даже тогда, когда малыш еще сам не умеет улыбаться. Осмысленная улыбка появляется уже примерно на четвертой неделе первого месяца жизни новорожденного малыша.

       4. Грамотно подобрать игрушки для ребенка и использовать их в повседневной деятельности. Для малыша полезно, когда мама разговаривает с ним об игрушках, рассматривает их, рассказывает о них, выделяет их основные признаки, предназначение. Мать показывает, как можно играть с игрушками, какие действия можно с ними совершать.

         5. Использовать упражнения и игры, направленные на психическое развитие ребенка. Необходимо использовать игры, направленные на развитие тактильных ощущений, памяти, внимания, эмоциональное развитие. Игры должны нравиться ребенку, от него должен идти положительный отклик.

         6. Необходимо заниматься развитием речи ребенка. Необходимо поддерживать гуление ребенка. Нужно обращать внимание на отдельные звуки, которые произносит малыш, повторять их за ним, складывать короткие слова. Матери необходимо эмоционально реагировать на гуление, кивать, улыбаться младенцу. Все эти действия помогут малышу быстрее произнести его самое первое слово.

        На стадии лепета также нужно продолжать разговаривать с малышом, поддерживать отдельные слоги в лепете, петь песенки, заменять слова в песнях любимыми слогами. Младенцу рекомендуется показывать игрушки, при этом называть их упрощенными именами («киса», «ав-ав»). Необходимо

поддерживать лепет, стараться придать ему осмысленность. Например, можно научить малыша говорить первые слова «бах», «дай».

        7. Для младенца уже на этом возрастном этапе необходимо создавать развивающую речевую среду. Для этого нужно придерживаться простых правил:

  • Если малыш обратил на что-то внимание на прогулке, то нужно назвать этот предмет, его части, действия. При этом слова рекомендуется по нескольку раз, неоднократно. Например: «Это машина. Машина дудит: би-би-би. Какая машина? Большая, красивая. Машина поехала би-би-би.
  • Говоря с малышом, нельзя тараторить без остановок. Необходимо говорить медленно, немногословно, повторяя ключевые слова. Если мать говорит очень быстро, малыш не может воспринимать эту речь правильно, выделяя нужные слова. Впоследствии это может привести к задержке речевого развития, то есть малыш не начинает говорить вовремя.
  • Всегда делайте паузы в своей речи, давая ребенку возможность отреагировать жестом или звуком, повторить за вами слово или слог.
  • Желательно в этом возрасте при назывании предмета малышу назвать сначала общеупотребительное слово, а сразу же за ним – облегченный детский вариант этого слова. Например, «Вот собачка – ав-ав», «Дождик пошел кап-кап». Малышам еще сложно произнести полностью слово, а вот звукоподражание маленькому ребенку доступно для произнесения. Но при этом сюсюкать с ребенком очень вредно для развития. Специалисты по детской речи рекомендуют, чтобы ребенок постоянно слышал вокруг себя правильные образцы речи от взрослых.
  • Не рекомендуется разным членам семьи один и тот же предмет называть по-разному. Лучше договориться, как Вы будете называть эту игрушку и всегда прибавлять настоящее название предмета: «Это поезд туту».
  • В случае если ребенок может что-то сказать словом, то нужно его побуждать обращаться к вам словом, а не жестом. Это обращение побуждает ребенка отходить от жестов и переходить к речи.
  • Озвучивайте жесты малыша.
  • У детей в возрасте 1 год встречается отсроченное воспроизведение слова. Например, мать показала игрушку, сказала, что это «и-го-го», а малыш промолчал, хотя игрушка его заинтересовала. Мать убирает эту игрушку, проходит время, а малыш говорит «и-го-го». Такая возрастная особенность встречается у всех малышей.
  • Нужно учесть, что накопление активного словаря (то есть репертуар тех слов, которые малыш не просто понимает, но уже и употребляет в своей речи) у ребенка происходит скачками. В первую очередь идет накопление пассивного словаря, когда ребенок знает слово, но не произносит, а чуть позже слово появляется в пассивном словаре. Для запоминаний слов, ему их надо помногу повторять. Поэтому, чем чаще будут создаваться ситуации, которые развивают речевое общение, тем больший запас слов усвоит малыш, и соответственно это будет способствовать общему психическому развитию ребенка.

               8. Дети раннего возраста очень любят рассматривать картинки. Игры с картинками очень полезны для малышей. Картинка важна для развития обобщений. Возраст от 1 года до 1 года и 3 месяцев – это время, когда ребенок учится узнавать предметы в изображении на картинке. Картинки в большей степени стимулируют речь, чем игрушки или предметы. Для этого возраста полезны предметные картинки, на которых в центре изображен один предмет.

        В возрасте с 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев можно вводить картинки с действиями. Например, на них могут быть изображены следующие сюжеты: девочка спит, мальчик кушает и т.д.

         9. После игр с картинками вводят игры с кубом.  На куб наклеиваются картинки, а малыш должен отыскать необходимое изображение.

            10. Еще один вид занятий, который полезно мамам проводить с детьми для их оптимального психического развития – игры – инсценировки. Нужно показывать малышу маленькие инсценировки с игрушками, при этом использовать обычные слова и звукоподражания. При проведении инсценировок надо делать маленькие паузы, чтобы малыш смог отреагировать на происходящее словом, жестом, лепетом. Рекомендуется стимулировать речь малыша, просить его повторить, как говорит то или иное животное. В ходе инсценировки необходимо привлекать малыша к выполнению различных действий, например, покормить, уложить, погладить. При инсценировке нужно демонстрировать только одну игрушку, убрав ее можно достать другую, потому что малыш еще не может сосредоточить внимание на нескольких предметах.

        Соблюдение вышеизложенных условий позволит сформировать гармоничные отношения между матерью и ребенком, которые окажут оптимальное положительное влияние на психическое развитие ребенка.

        Роль родителей в первые годы жизни малыша трудно переоценить. Родители – это самая первая и важная общественная среда для малыша. Поэтому их личность является существенным фактором в жизни каждого человека. Любовь  родителей в самом начале жизни обеспечивает безопасность жизни ребенку, а по мере взросления эта любовь выполняет функцию безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста как необходимое условие конструктивной деятельности»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ...

консультация "значение игр с водой для развития ребенка раннего возраста"

консультация "значение игр с водой для развития ребенка раннего возраста"...

консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста"

Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста положительно влияет на формирование познавательных процессов....

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...

Консультация на тему «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста как необходимое условие конструктивной деятельности"

Консультация на тему «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста как необходимое условие конструктивной деятельности"...