Методические рекомендации для педагогов по рисованию человека.
учебно-методический материал по рисованию

Динякова Ольга Викторовна

В этом материале даны цели и задачи, рекомендации, которые помогут педагогам ДОУ в проведении занятий по рисованию, по теме "Рисование человека" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ

 по теме «Рисуем человека»

Рисование для детей - это чудо занятие! Ведь на небольшом листе бумаги может поместиться весь мир!

Как интересно наблюдать за малышами, которые первый раз берут в руки кисточку, обмакивают её в краску, какой восторг у них написан на лице, когда эта кисточка, оставляет яркий след на бумаге.

Самой сложной темой для детей, по моему мнению, является именно рисование человека.

Просмотрев достаточно много методической литературы, я пришла к выводу, что чёткой и простой схемы по рисованию человека нет. В имеющейся литературе представлены таблицы, пропорции, но это совершенно не подходит для детей детского сада. Поэтому я попыталась составить собственные рекомендации по рисованию фигуры человека, используя наработки других педагогов. Сначала я решила изучить этапы эволюции детского рисунка.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия- стадия марания.

Первые пробы рисования - это настоящие «марание», «каракули». Ребёнок играет с карандашом, на бумаге появляются какие-то линии, и это его радует. Он получает большое удовольствие и удовлетворение от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге.

Вторая стадия- стадия примитивных изображений.

Случайная удача «привязывает» ребёнка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на предмет или на человека. У ребёнка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий…

Треть стадия-стадия схематических изображений.

На третьей стадии начинается изобразительный этап, это происходит примерно с 3-х лет. Ребёнок начинает рисовать людей. Первый рисунок человека у ребёнка- это «головоноги», представляющий собой округлую голову и отходящие от неё или расположенные рядом чёрточки - руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют черты лица (глаза, рот, нос). Такие «головоноги» вполне соответствуют норме, вплоть до четырёхлетнего возраста.

К четырём годам ребёнок постепенно переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека.

На шестом году жизни ребёнок овладевает представлением о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, тот теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Пятилетний ребёнок рисует конечности двойными линиями, руки отходят от середины туловища

К шести годам ребёнок часто рисует руки от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы. Для шестилетнего возраста является нормальным детализированное схематичное изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда).

Реалистическим рисунком с правильным изображением человеческой фигуры ребёнок овладевает уже в младшем школьном возрасте.

Проанализировав этот материал, я определила для себя цели и задачи, придерживаясь которых, думаю смогут помочь детям научиться рисовать человека.

Младший возраст

Задачи:

-Научить рисовать лицо, используя элементарные приёмы рисования.

-Научить видеть границы одежды при закрашивании шаблонов на куклах.

Средний возраст

-Задачи:

-Научить рисовать фигуру человека в одежде.

-Научить рисовать лицо человека (части лица, брови, ресницы, нос, рот.) 

-Дать элементарные понятия о пропорциях.

Старший дошкольный возраст:

- Задачи:

-Познакомить с различными видами портрета (автопортрет, групповой портрет), а также с видами изображения человека (голова, голова с плечевым поясом (полфигура), фигура человека (голова, шея, туловище, руки, ноги)

-Научить рисовать человека в статичном положении, в движении, в разных позах, показать, как изменяется форма, с характером движений.

-Учить рисовать портрет, аккуратно прорисовывать части лица, добиваясь внешнего сходства, при помощи цвета, стараться передавать характер человека.

Подготовительный к школе возраст

Задачи

-Учить рисовать автопортрет, передавать особенности внешнего вида.

-Продолжать тренироваться рисовать фигуру человека в спокойном состоянии и движении, с помощью различных схем.

- Учить смешивать цвета на палитре, для получения нужного оттенка кожи. Аккуратно разукрашивать одежду, используя всю палитру красок.Уделять внимание мелким деталям и аккуратно их прорисовывать.

Изучив темы по рисованию, которые предлагаются в программе «От рождения до школы» под редакцией Веракса, я решила их дополнить, для более полного раскрытия по теме «Рисование человека».

Предлагаю темы конспектов.

В средней группе мы учимся рисовать человека в одежде, состоящего из круга, овала, длинной шубки или длинного сарафана, учимся создавать объём тела. Начинаем знакомство с портрета, не говоря о нём, как о жанре.

«Веселая матрешка»

«Милой мамочки портрет»

«Снегурочка возле елочки»

В старшей группе начинается более конкретное освоение приёмов рисования человека. Дети знакомятся с портретом, как с жанром изобразительного искусства. Знакомятся с разновидностями портрета. Учатся рисовать человека в полный рост, в движении.

 «Что такое портрет?»

«Портрет папы (мамы)»

«Зимние забавы»

В подготовительной группе дети совершенствуют свои умения и навыки в рисовании человека. Имея прочные знания, они с удовольствием создают всё новые и новые образы.

«Мы с мамой улыбаемся»

«Кем я хочу быть?»

«Дети делают зарядку»

«Девочка и мальчик танцуют»

«Солдат Российской Армии»

«Мой друг»

Для знакомства с темой можно использовать раздаточный материал, сделанный из картона человек, где все детали двигаются.

Также в своей работе педагоги могут использовать дидактические игры: «Фоторобот», «Портретный конструктор», «Найди по описанию портрет», «Подбери причёску»

Благодаря им, дети легко освоят приёмы рисования портрета.

Различные схемы помогут в рисовании человека в движении и в статике.

Литература:

Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009

Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. - М.: ВЛАДОС, 2011.

Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2009

Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011

Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011

Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС - 2012

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2010

Динякова Ольга Викторовна

МБДОУ «Детский сад «Белоснежка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации проекта "Рисуем человека в движении" (Приложение 1)

Раскрываются и описываются методы и приемы, используемые при реализации педагогического проекта по обучению дошкольников 6-7 лет изображению человека в движении....

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в совместной образовательной деятельности по художественному творчеству в среднем дошкольном возрасте....

Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...

Методические рекомендации для педагогов «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей»

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов р...