Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов ДОУ "Искусство "Эбру" - рисование на воде
    учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)

    Архипова Татьяна Рамильевна

    Познакомить участников семинара с нетрадиционной техникой рисования «Эбру» и с ее использованием в работе с детьми.

    • показать педагогам основной способ рисования красками на воде - мрамирование,
    • упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию администрации

    Муниципального образования «Город Саратов»

    МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»

    Кировского района, г. Саратова.

    http://www.supermarketprazdnikov-ekb.ru/images/animators/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%AD%D0%B1%D1%80%D1%83%203+.jpg

    Подготовила и провела:

    воспитатель

    первой квалификационной категории

     Архипова Т.Р.

    Цель: Познакомить участников семинара с нетрадиционной техникой рисования «Эбру» и с ее использованием в работе с детьми.

    Задачи: 

    • показать педагогам основной способ рисования красками на воде -

    мрамирование,

    • упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру».

    Материалы: Жидкость, лотки для жидкости, веерные кисти, палочки, гребень, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная, баночка с водой.

    Ход мастер-класса:

          Художник хочет рисовать.

          Пусть не дают ему тетрадь…

          На то художник и художник –

          Рисует он, где только может:

          Он будет рисовать на камне

          И на кусочке бересты.

          Салютом он раскрасит воздух,

          Взяв вилы, пишет на воде,

          Художник потому художник,

          Что может рисовать везде.  (СЛАЙД 2 (фото по стиху)

    Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. В формировании такой личности мы как раз и принимаем активное участие. Для того, чтобы наша работа была результативной, приносящей удовлетворение надо находится в поиске, интересного для себя и для детей.

    Всем известно, что занятия рисованием – важная часть образовательной деятельности в ДОУ. Чтобы интерес к творчеству не ослабевал, мы стараемся придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Для детей волшебством является рисование по воде – эта техника называется «Эбру».

    Сегодня я вам предлагаю познакомиться с одной удивительной и очень интересной техникой нетрадиционного рисования, которую я использую в работе с детьми. (СЛАЙД 3(фото готовых рисунков наших)

    Эбру - это старинная изобразительная техника, берет свое начало в далеком прошлом, зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. «Эбру» дословно переводится «на воде». Это рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счет чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности рисунок в виде тонкой пленки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу. В процессе работы сложно предугадать, как растечется краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой. С помощью эбру даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы.

    Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, которым можно только восхищаться. Попавшие в воду краски движутся произвольно, тем самым вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Дети задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать?

    Рисование на воде дает детям  и не только детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться. (СЛАЙД 4 (фото с директ дня + рисуют дети)

    Мы недавно стали пользоваться данной техникой, подобные занятия проводим в рамках запланированной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию, раз в 2 - 3 недели. Они способствуют:

    • Развитию интеллекта, мыслить нестандартно. Ребенку не навязываются определенные штампы, стереотипы. Он сам является творцом, подключается воображение, воспитывается индивидуальность.

    • Помогают успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников, т. к. манипуляции с водой завораживают.

    • Эбру развивает мелкую мускулатуру руки, усовершенствует глазомер, развивается зрительно-двигательная координация функций руки, что важно, как фактор подготовки руки к письму.

    • Данная техника полезна для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Ребята раскрепощаются начинают верить в свои силы.

    В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так. Сейчас я предлагаю вам самим погрузиться в этот мир красок, образов и своих эмоций. Познакомимся со способом мрамирования на воде и нарисуем птицу – голубя, как символ мира на Земле, что в преддверии 75-летия победы в ВОВ является для нас очень актуальным.  (СЛАЙД 5 (фото готового рисунка голубь)

    Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды. Я для вас его уже приготовила. (СЛАЙД 6 (фото с инструментами)

    Еще для работы нужна специальная краска, которая не растворяется в воде и инструменты: шпажка, гребень, салфетки сухие и влажные, баночка с водой для промывки кисти, бумага по размеру лотка. Всё это перед вами.

    Итак, начнем по порядку:

    (включается музыка)

    Сначала создадим фон. Он удерживает краску, которую мы будем наносить шилом и не дает ей сильно растекаться. Возьмем веерообразную кисть и опустим ее в стаканчик с краской, слегка отожмем о стенку стакана. Держа кисть горизонтально к поверхности воды, постукиваем ею о левую ладонь и разбрызгиваем краску на расстоянии 5-7 см от поверхности. Для фона используем 1-3 цвета, не больше, т. к. основной рисунок может «потеряться» на слишком пестром фоне.

    Отмечу, что находясь в воде, краски кажутся бледнее, чем получается в итоге после переноса на бумагу.

    После создания фона мы можем сразу приступить к основному рисунку. А можем сделать фон более эффектным с помощью специальных инструментов (шило, гребень). Как это сделать?

    Погружаем шило в нижний левый угол на 1 см в раствор и начинаем двигать его вверх и вниз волнообразными движениями, либо вправо-влево.

    В итоге у нас получился зигзагообразный узор эбру. А может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, так сказать, внести хаос в ваше творение. А еще красивее получится, если «расчесать» краску с помощью специального гребня.

    Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

    Итак, фон готов. Переходим к основному рисунку. Это может быть что угодно: различные цветы, бабочки, рыбки.

    Предлагаю нарисовать птицу. (СЛАЙД 7, 8, 9 (фото этапы рисования)

    Окунаем шило в белую краску и ставим точку на середине нашего «холста». Капля растекается в круг. Чтобы он получился больше, надо проделать эту операцию несколько раз.  Шило вытираем о салфетку. Голубой краской ставим точку внутри белого круга очень близко к верхнему краю, и вновь окунаем палочку в белую краску и ставим точку в середине белого круга.  Работаем на поверхности воды, шило сильно не погружаем в раствор. Затем делим почти пополам наш круг при этом вытягиваем хвостик птичке. Движением сверху наискосок как бы делим наш круг, вытягиваем клюв птице, и получаем крыло. Не забываем вытирать шило о салфетку каждый раз, когда меняете цвет. Затем ставим синюю точку - глаз.

    Оформляем крыло. Погружаем шило рядом с кругом вверху и начинаем его двигать по направлению к центру большого круга, но не до середины остановите его и поставьте «точку», опустите шило на 5 мм внутрь раствора и сразу вынимайте. Так конец линии получится более четким и завершенным. Подобную операцию проделываем по краю крыла. Получилась птица.

    Самый ответственный этап – перенос рисунка на бумагу. Лист нужно взять за концы, расположенные по диагонали. Начиная с нижнего левого угла, мы кладем лист в лоток на 4-5 секунд, проводим шилом, чтобы не было пузырьков. Край бумаги поддеваем и вынимаем из воды, как бы вытирая о борт поддона, чтобы убрать лишнюю жидкость. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость. Рисунок готов, он сохнет от 30 минут до часа. (СЛАЙД 10 (фото готового рисунка голубь)

    (Музыка заканчивается)

    Вывод: Что дает нам в работе использование техники эбру?

    • помогает развивать познавательную активность детей, желание экспериментировать,

    • корректировать их психические процессы,

    • является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества детей. Сама техника увлекает, завораживает, успокаивает, вызывает у ребёнка радость, изумление и восторг.

    На этом наш мастер класс окончен, спасибо за внимание!

    Надеюсь, он вам понравился и был интересен.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Искусство «Эбру»- рисунок на воде»

    Слайд 2

    Х удожник хочет рисовать. П усть не дают ему тетрадь… Н а то художник и художник – Р исует он, где только может: О н будет рисовать на камне И на кусочке бересты. С алютом он раскрасит воздух, В зяв вилы, пишет на воде, Х удожник потому художник, Ч то может рисовать везде.

    Слайд 3

    НАШИ РАБОТЫ

    Слайд 5

    1. Загуститель. Жидкость для рисования требуется плотная и густая, чтобы краска не опустилась на дно и не растворилась. Для этого используются специальные загустители на основе растительного компонента. 2. Краска для этой техники имеет в составе натуральный пигмент, воду и желчь. Она довольно жидкая, можно сказать, что цветная вода, а потому она отлично растекается по поверхности. 3. Посуда. Для воды можно использовать любую глубокую посуду. 4. Кисти для Эбру (простая кисточка или кисть-щетка) 5. Гребни. Гребни представляют собой специальный инструмент, который предназначен для создания узоров 6. Шило. . Оно позволяет рисовать более мелкие детали 7. Бумага. Не очень плотная, не гладкая.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

    повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

    Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

    На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...

    Мастер-класс для детей, педагогов и родителей "Рисование кусочком текстиля на бумаге"

    Мастер-класс для педагогов «Основы декоративного рисования»Тема мастер-класса «Рисование кусочком текстиля на бумаге». Воспитатель: Калинина Л.Н.МБДОУ детский сад № 33....

    Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

    Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

    мастер-класс для молодых педагогов "Рисование елочки в средней группе"

    Мастер-класс для молодых педагогов, студентов   "Рисование елочки в средней группе"...

    Мастер-класс для родителей "Искусство Эбру - рисование на воде".

    Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены ...

    Мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционной техникой рисования на стекле «Художественный витраж»

    Цель: Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:Образовательные:1. Донести до педагогов важнос...