Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Лысенко Юлия Викторовна

Формирование у детей дошкольного возраста художественно - творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx433.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования»

Воспитатель: Лысенко Юлия Викторовна

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста художественно - творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

•Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник

рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей

дошкольного возраста.

• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на

практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения

предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно - эстетической

деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка

для использованных салфеток, материал для практической деятельности –

альбомные листы бумаги, картон, дощечки для лепки. Малярный скотч,

акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования. Поролон или

губка, ватные палочки, стеки, ёмкости для использованных материалов.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной

теме. Подготовка оборудования.

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития

детей, которое необходимо для успешного обучения в детском саду.

• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции,

навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с

действиями сверстников.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления

об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за

эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о

необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут

ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к

рисованию.

 Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность

состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого

результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать

пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге

кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать

результата в своей работе.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому

при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы

содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие

творчества каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

 Дома у каждого из нас есть ненужные вещи: зубная щётка, расчески,

поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.  Гуляя по улице или

в лесу, можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки,

камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми

этими предметами, возможно, обогатить уголок продуктивной деятельности.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что

можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою

необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции,

а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что

его огорчает.

Использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов.

• Развивает уверенность в своих силах.

• Развивает пространственное мышление.

• Учит детей свободно выражать свой замысел.

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

• Учит детей работать с разнообразным материалом.

• Развивает чувство световосприятия, чувство фактурности и

объёмности.

• Развивает мелкую моторику рук.

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Сегодня, я познакомлю Вас с некоторыми нетрадиционными способами

рисования. Как Вы знаете, творческий подход к решению любой задачи

возникает у ребенка только в том случае, если педагог познакомит его с

множеством способов и вариантов ее решения.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным

видом деятельности дошкольников. Это очень полезное занятие, с помощью

которого ребёнок познаёт секреты красок, карандашей, кисточек, мелков.

Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои

впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем

изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего

личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного

развития детей. О том, что рисование важно для развития эмоциональной,

волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств

личности, навыков и умений.

В своей работе с детьми на занятиях развиваю умения и навыки детей в рисовании, но отличным дополнением к традиционной технике рисования

Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения

интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности -

это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.

Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с

помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным

видом рисования способствуют в большей мере развитию мелкой моторики,

усидчивости, воображения, мышления. Доступность использования

нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями

дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с таких техник,

как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем

дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ,

создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии.

Дети очень любят рисовать ладошкой или пальчиками, покрываем ладошку

краской, или макаем в блюдце с краской палец и делаем отпечаток на листе

бумаги. В этой паре штрихов – можно разглядеть различных персонажей:

золотая рыбка, петушок. Несколько отпечатков по кругу – солнышко!

Существует еще много способов нетрадиционного рисования.

А сейчас, я предлагаю вам, на практике освоить нетрадиционные техники

рисования проявить свое художественное творчество с любой

понравившейся техникой рисования.

Практическая часть

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Сегодня покажу, как с детьми

использовать смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.

Я хочу поделиться с приёмами работы с акварелью. Используя их,

можно получить удивительные и неожиданные эффекты. Безусловно, какие-то «фишки» вам известны. Но, возможно, вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее на художественные подвиги.

Акварель — штука текучая и непослушная.

Мы будем использовать как раз эти её не всегда удобные свойства, создавая «шедевры».

Я с удивлением обнаружила, что скотч отлично по нескольку раз

отклеивается от бумаги, а значит, его мы и используем как основу для

трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес.

Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча

можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики.

Главное — этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать,

и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо

пригладить. Кроме того, очень рекомендую закреплять скотчем лист по

периметру перед началом рисования. Так он не «бегает» по столу, а рисунок

сразу получается в аккуратной рамке.

Изобразим осеннюю берёзку.

Сначала мы сделаем оттиск печатками из поролона или мятой бумаги. Для

этого нам понадобятся следующие материалы: мисочка, либо пластиковая

коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона,

пропитанного акварелью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из

поролона или мятой бумаги.

Для того чтобы получить изображение, прижимаем печатку к штемпельной

подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняются и мисочка, и печатка.

Этот метод вызывает интерес к нетрадиционной форме рисования, развивает

творческое воображение детей, развивает чувство композиции и колорита.

Теперь испробуем другой способ работы - рисованием жёсткой полусухой кистью.

Изобразим ёлочку.

Для этого нам понадобятся материалы: жёсткая кисть,

акварель, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт

пушистого или колючего животного. Способ получения изображения:

опускаем в акварель кисть и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. При

работе кисть в воду не опускается. Заполняется весь лист, контур или

шаблон.

Этот метод помогает передать особенности строения ёлки и

размещение в пространстве, формирует способы зрительного обследования

натуры.

Следующий метод рисования - на брызг.

Материалы: бумага, акварель, жёсткая кисть, кусочек плотного картона

либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: набираем краску на

кисть и ударяем кистью о картон, который держим над бумагой. Краска

разбрызгивается на бумагу. Для рисования в технике “набрызг” требуются

акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка,

карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Способ получения изображения: смочить щетку водой, стряхнуть

лишнюю воду, чтобы не было клякс, набрать немного краски на зубную

щетку, взять щетку в левую руку, а стеку в правую. Держать щетку над

листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по

поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на

бумагу. При набрызгивании, можно менять направление движения руки по

вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину

крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно

использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение

одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В

зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз

будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Метод набрызга развивает фантазию, воображение, учит дорисовывать недостающие детали.  

Для выполнения монотипии предметной нам понадобятся материалы:

плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения

изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине

рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке

(отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть.

Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной

губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется

красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Этот метод развивает фантазию, воображение, продолжает учить,

дорисовывать элементы концом кисти.

техника рисование с помощью картона (ребром картона).

С помощью стеки набираем краску, наносим её в нижней части листа.

С помощью картона (ребром картона) мы с вами нарисуем дома. Мелкие

детали прорисовываем ватными палочками. Это крыши домов, окна,

антенны.

Следующий наш этап – рисование вилками.

Набираем вилкой краску и наносим её на лист бумаги. Быстрыми

движениями руки начинаем делать отпечатки. С помощью вилок можно

нарисовать забор, листву на деревьях.

А теперь мини - опрос.

- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес?

Почему?

- Где вы можете их использовать?

- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

- Спасибо за ответы!

- Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в

мастер - классе, за чудесные картины.

Итог мастер-класса.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом,

точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь

действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии

раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут

обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и

способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных

детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны

мы, взрослые!

Предлагаю сделать фотографию на память о сегодняшней встрече. Спасибо

всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей по нетрадиционной техники рисования

Задачи:1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.2. Дать родителям представление о нетрадиционном рисовании с детьми, используемом в детском саду.3. Познакомить...

Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования «Волшебный мир творчества»

Знакомство  с различными видами и техниками нетрадиционного рисования. Родителям предоставлена   возможность проявить свое художественное творчество....

Мастер - класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования с участием детей старшей группы. Рисование ежа

* Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. * Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми для эмоционального, позитивного взаимодействия через художественно-эстетическое во...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...