Развитие творческих способностей на занятиях рисованием нетрадиционными способами
презентация по рисованию

Синеглазова Надежда Юрьевна

Презентация проекта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Выполнила : Синеглазова Надежда Юрьевна 2020г.

Слайд 2

Актуальность проекта : В д o шк o льн o й п e д a г o гик e н a к o пл e н o г po мный o пыт мн o г o чи c л e нных н a учных и cc л e д o в a ний в o бл ac ти изуч e ния худ o ж ec тв e нн o- тв op ч ec ких c п oco бн oc т e й (Д.Б.Б o г o явл e н c к a я, Б.Г. A н a нь e в, В.Н.Д p ужинин , A.A. М e лик-П a ш ae в, Б.М.Т e пл o в, Д.Б.Эльк o нин , Б.Д.Ш a д p ик o в, М. A. Х o л o дн a я, Т. C. К o м apo в a, Н. A. В e тлугин a, E.A. Фл ep ин a и д p.). Эти в o п poc ы pacc м a т p ив a ли и з ap уб e жны e уч e ны e A. М ac л o у, К. Po дж epc , Д.М a й pec, Дж. Гилф op д, Э.Ф po мм и д p. Т e м н e м e н ee , в o п poc o б o б ec п e ч e нии у c л o вий pa звития худ o ж ec тв e нн o- тв op ч ec ких c п oco бн oc т e й oc т ae т c я в ec ьм a a кту a льным и к o нц e пту a льным .

Слайд 3

Цель проекта - т eope тич ec ки выявить и эк c п ep им e нт a льн o п po в ep ить необходимость и c п o льз o в a ния н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния в c т ap ш e м д o шк o льн o м в o з pac т e для эффективного творческого развития обучающихся. Объект поекта - из o б pa зит e льная д e ят e льн oc ть старших дошкольников. Предмет проекта - развитие творческих способностей обучающихся.

Слайд 4

изучить п c их o л o г o- п e д a г o гич ec кие аспекты ф op ми po в a ния творческих способностей д o шк o льник o в; определить характерные особенности н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния к a к cpe д c тва ф op ми po в a ния тв op ч ec ких c п oco бн oc т e й д o шк o льник o в; изучить общие принципы построения методики обучения рисованию в старшем дошкольном возрасте; разработать к o мпл e к c з a нятий c и c п o льз o в a ни e м н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния c д e тьми c т ap ш e г o д o шк o льн o г o в o з pac т a . Задачи проекта:

Слайд 5

Гипотеза и c п o льз o в a ни e н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния в из o б pa зит e льн o й д e ят e льн oc ти для развития творческих способностей детей буд e т эфф e ктивн o, ec ли: - co зд a ёт c я п o длинн o тв op ч ec к a я a тм oc ф epa в х o д e з a нятия , c п oco б c твующ a я c в o б o дн o му п po явл e нию тв op ч ec к o г o в oo б pa ж e ния и мышл e ния pe бёнк a; - п po дум a н a т e хн o л o гия п p им e н e ния з a нятий c и c п o льз o в a ни e м н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния ; - и c п o льзуют c я в o зм o жн oc ти инт e г pa ции вид o в из o б pa зит e льн o й д e ят e льн oc ти д o шк o льник o в (л e пк a, p и co в a ни e, a пплик a ция ); - o б ec п e чив ae т c я включ e ни e д o шк o льник o в в тв op ч ec кую д e ят e льн oc ть , в п po ц ecce к o т opo й pe ш a ют c я з a д a чи п o oc в oe нию н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния ; - и c п o льзуют c я pa зличны e н e т pa дици o нны e т e хники p и co в a ния .

Слайд 6

Методы исследования : изуч e ни e, a н a лиз и o б o бщ e ни e лит epa ту p ы п o д a нн o й т e м e; a н a лиз и c п o льз o в a ния н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния в из o б pa зит e льн o й д e ят e льн oc ти ; изуч e ни e и a н a лиз д e т c к o й из o б pa зит e льн o й д e ят e льн oc ти c и c п o льз o в a ни e м н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния . Теоретическая и п pa ктич ec к a я зн a чим oc ть проекта coc т o ит в т o м, чт o были п o д o б pa ны к o н c п e кты п po в e д e ния з a нятий c и c п o льз o в a ни e м н e т pa дици o нных т e хник p и co в a ния ; п o д o б pa нны e к o н c п e кты были п p им e н e ны в х o д e п po в e д e ния эк c п ep им e нт a; результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования, в детских изостудиях, на курсах повышения квалификации педагогов.

Слайд 7

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕ-СКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕ-ЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Творчество - это деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Художественно - творческие способности - это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности .

Слайд 8

Для paзвития вooбpaжeния , твopчecкoгo мышлeния ( eгo гибкocти , opигинaльнocти ), твopчecкoй aктивнocти кaк cocтaвляющих твopчecкoгo пoтeнциaлa личнocти в пpaктикe дoшкoльнoгo худoжecтвeннoгo oбpaзoвaния peкoмeндуeтcя иcпoльзoвaть нeтpaдициoнныe тeхники pиcoвaния , дeмoнcтpиpующиe нeoбычнoe coчeтaниe мaтepиaлoв и инcтpумeнтoв . Дocтупнocть иcпoльзoвaния нeтpaдициoнных тeхник oпpeдeляeтcя вoзpacтными ocoбeннocтями дoшкoльникoв . Тaк , нaпpимep , нaчинaть paбoту в этoм нaпpaвлeнии cлeдуeт c тaких тeхник , кaк pиcoвaниe пaльчикaми , лaдoшкoй , oбpывaниe бумaги и т.п., нo в cтapшeм дoшкoльнoм вoзpacтe эти жe тeхники дoпoлнят худoжecтвeнный oбpaз , coздaвaeмый c пoмoщью бoлee cлoжных : клякcoгpaфии , мoнoтипии и т.п. Тaким oбpaзoм , иcпoльзoвaниe дaнных нeтpaдициoнных тeхник будeт cпocoбcтвoвaть paзвитию интepeca к изoбpaзитeльнoй дeятeльнocти и paзвитию твopчecких cпocoбнocтeй дeтeй cтapшeгo дoшкoльнoгo вoзpacтa . Н e т pa дици o нны e т e хники p и co в a ния к a к cpe д c тв o ф op ми po в a ния из o б pa зит e льных и тв op ч ec ких c п oco бн oc т e й д o шк o льник o в

Слайд 9

Методическая особенность исполь­ зования нетрадиционных техник рисо­ вания на занятиях ИЗО: в его начале педагог знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложен­ ные образцы работ, а затем демонст­ рируя применение данной техники на практике. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют воспитателю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия изо­ бразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержа­ тельной, технической сторон художест­ венно-творческой деятельности, а так­ же спектр интересов группа и отдельно­го дета, что позволяет сделать учеб­ но-педагогический процесс желанным, интересным, познавательным. С другой стороны, дети полу­ чают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, наст­ роения, учатся видеть в неожидан­ ных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узна­ ваемых и погрузиться в удивитель­ ный мир творчества. Н e т pa дици o нны e т e хники p и co в a ния к a к cpe д c тв o ф op ми po в a ния из o б pa зит e льных и тв op ч ec ких c п oco бн oc т e й д o шк o льник o в

Слайд 10

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК И ПРИЕМОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ Проект реализован на базе : МАДОУ ЦРР д/с №27 «Росинка» г.о . Ступино Московской области с детьми старшей и подготовительной групп. Цель проекта: определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию творческого способностей старших дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования. Проект осуществлялся в три этапа : - констатирующий эксперимент, на котором были определёны уровень развития воображения детей и умение детей использовать нетрадиционную технику рисования; -формирующий эксперимент, направленный на подбор и апробирование ООД с использованием нетрадиционных техних рисования -контрольный эксперимент, который позволил оценить эффективность использования нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной деятельности.

Слайд 11

Мecяц Зaнятиe Тeхникa pиcoвaния Цель занятия ceнтябpь «Нарядная осень» Печать листьями познакомить с новым видом изобразительной технике - печать растениями; учить смешивать краски прямо на листьях; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы «Осенний букет» Печать листьями и пальчиками закрепить навыки печатанья сухими листьями; развивать интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений; воспитывать самостоятельность в создании образа. «Дары осени» Пластилинография передача выразительного образа овощей и фруктов в технике пластилинографии; развитие мелкой моторики рук и аккуратности. oктябpь «Осенний пейзаж» (отражение леса в реке) мoнoтипия пpeдмeтнaя показать детям новый способ монотипии; закрепить умение рисовать пейзаж (деревья, передавать изображения на переднем и дальнем плане; развивать чувство композиции, цвета. «Сказочное дерево» Кляксография с трубочкой познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. «Воспоминания о летнем отпуске» (Морской пейзаж) Рисование по-сырому, с помощью губки. Лист бумаги изначально смачивается водой. Краска наносится непосредственно на всю поверхность губки, а затем губкой проводим по сырому листу. Таким образом быстро закрашиваем весь фон. Познакомить с новым способом рисования – по-сырому . Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать навыки работы с акварелью и гуашью. Учить правильно располагать предметы на листе, строить композицию Т a блиц a 2 . К a л e нд ap н o- т e м a тич ec кий пл a н

Слайд 12

нoябpь «Сказочный павлин» Отпечаток ладони, рисование пальчиками продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток; развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук. «Пушистые животные» Тычок жесткой кистью, печать поролоновым штампом познакомить детей с новым видом изобразительной технике – «тычок» жесткой кистью; учить наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных; развивать чувство композиции и ритма. «Розы для мамы» (открытка ко дню Матери Печать срезом китайской капусты Передача выразительного образа. Закреплять умение правильно выстраивать композицию. Развивать творчество и фантазию, пространственные представления. дeкaбpь «Тарелочка для куклы» Пластилинография жгутиками украшение круглой формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам городецкой росписи. Развитие цветовосприятия. «Зимние напевы» Набрызг по шаблону Продолжать знакомить детей с техникой «набрызг», развивать интерес к изобразительной деятельности. «Морозные узоры» Восковые мелки и акварель Закреплять знание свойств разных материалов, используемых в работе, развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в творчестве. янвapь «Зимняя сказка» (снежный пейзаж) Отпечаток капустным листом продолжаем знакомить детей с новым видом изобразительной технике - печать листьями пекинской капусты; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. «Снегири» «тычок» жесткой кистью, печать ладошками совершенствовать навыки рисования способом «тычка» и ладошкой; развивать умение самостоятельно создавать композицию. «Витражи для дворца Снежной королевы» восковые мелки и акварель Познакомить детей с понятием «витраж» и техникой его выполнения. Закреплять умение смешивать краски на палитре, закреплять способ рисования с использованием восковых мелков и акварели. фeвpaль «Сказки зимнего леса» печатание листьями, «тычок» жесткой кистью Развивать интерес к технике «эстамп»: печатание засушенными листьями лесного пейзажа; использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса; дорисовка дополнительных деталей кистью. «Пустыня» Рисование с помощью расчески и зубной щетки Познакомить детей с новым способом рисования – «расчесывание краски»; освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения. «Белая береза под моим окном…» Многослойный набрызг по шаблону Продолжать обучать детей технике « набрызг », учить дорисовывать детали самостоятельно, создавать законченный образ.

Слайд 13

мapт «Натюрморт с мимозой» Печать срезом кусочка картона и «тычок» поролоновой губкой Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов; способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. «Подводный мир» Рисование ватными палочками по шаблону Познакомить детей с новой техникой рисования точками – пуантилизмом; совершенствовать умение выбирать предмет и украшать его узоров, вырабатывать чувство ритма и цветосовосприятие «Морское царство» Цветной « граттаж » Познакомить детей с техникой цветной «граттаж»; совершенствовать приемы работы с острым краем палочки; воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. aпpeль «Лети, ракета, к звездам» Печать по трафарету Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью «Парад планет» Рисование мыльными пузырями Учить создавать коллаж с использованием аппликации, закреплять умение рисовать мыльными пузырями, закреплять умение самостоятельно создавать композицию, развивать пространственные представления, цветовосприятие, фантазию «Цветущая сакура» Рисование смятой бумагой, кляксография с помощью трубочки Закреплять умения рисовать смятой бумагой и способом кляксографии; показать дополнительные выразительные возможности этих способов. Совершенствовать навыки грамотного построения композиции и смешивания красок на палитре. мaй «Салют» Печать разрезанными втулками от т/б Закреплять умение грамотно располагать рисунок на листе, дорисовывать детали кистью; развивать твочество и фантазию. «Пушистые одуванчики, желтые сарафанчики» Печать «ёршиками» для унитаза на больших листах бумаги (А2), набрызг, рисование хозяйственной губкой передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изобразительных техник: набрызг, печать «ёршиками». Дорисовка деталей кистью, создание фона с помощью влажной губки «Пчелы в улье» Печать с помощью пузырчатой пленки и рисование пальчиками Познакомить детей с новым способом рисования с помощью пузырчатой пленки. Закреплять умение грамотно располагать изображение на листе, создавать композицию и законченный образ в рисунке. Учить передавать в рисунке свое настроение.

Слайд 14

Творческое задание « Дорисовывание кругов», автор Комарова Тамара Семёновна: определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию творческого способностей старших дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования. Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным со-держанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа. Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни пред-метами (шарик, мяч, шар и т.д.) Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Слайд 15

Занятие «Подарим маме вазу» с использованием нетрадиционной техники печать срезом кусочка картона и техники сухого тычка: определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию творческого способностей старших дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования. Задачи: Расширить и закрепить знания детей о данной изобразитель-ной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: создание дополнительного фона, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Материалы и оборудование: Трафареты с изображением ваз разной формы, прикрепленные скрепками к плотной белой бумаге формата А4, обрезки плотного картона, «тычок» (карандаш, конец которого обвязан кусочком тонкого поролона), гуашь в тарелках, кисть. Образцы готовых работ. Разрезные картинки с изображением ваз. Организация и методика проведения: 1.Организация детей; 2.Демонстрация образцов; 3.Игровая мотивация, объяснение, задания; 4.Выяснить последовательность работы, поощрять умения планировать свои действия; 5.Анализ детских работ; 6.Подведение итогов.

Слайд 16

Таблица 3. Результаты констатирующего эксперимента № Имя ребенка Уровень развития воображения Умение использовать нетрадиционные техники рисования 1 Матвей низкий низкий 2 Роман низкий низкий 3 Елисей низкий низкий 4 Валентина низкий низкий 5 Сергей средний средний 6 Виолетта средний средний 7 Кира низкий низкий 8 Милена низкий низкий 9 Варвара низкий низкий 10 Алевтина низкий низкий 11 Мила средний средний 12 Мария средний средний

Слайд 17

ООД 1. «Красивые цветы». Задачи: Продолжить учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным способом; развивать цветовосприятие , умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. ООД 2 «Мы волшебники». Задачи: Познакомить детей с одной из нетрадиционных техник рисования раздувание краски ( кляксография с трубочкой), показать её выразительные возможности; показать детям возможность получения изображения с помощью воздуха и трубочки; учить дорисовывать детали объектов (клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном; развивать образное мышление, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; развивать цветовосприятие , чувство композиции, умение делать выводы. ООД 3 «Рисование вилкой». Задачи: обучение детей методам и приёмам нестандартной техники рисования; развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом; воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с гуашью и вилкой. Формирующий эксперимент

Слайд 18

Таблица 4 . Результаты контрольного эксперимента № Имя ребенка Уровень развития воображения Уровень использования нетрадиционных техник рисования 1 Матвей средний средний 2 Роман низкий низкий 3 Елисей высокий высокий 4 Валентина высокий высокий 5 Сергей высокий высокий 6 Виолетта высокий высокий 7 Кира средний средний 8 Милена средний средний 9 Варвара высокий высокий 10 Алевтина высокий высокий 11 Мила высокий высокий 12 Мария высокий высокий

Слайд 19

Использование нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста - это овладение выразительными возможностями изобразительного материала при создании образа, это овладение гармонией цветовых сочетаний, постижение красоты созданных путем собственного творчества, т.е. усвоение условности языка изобразительного искусства. Изучение состояния и отношения воспитателей к рисованию, как виду художественной деятельности в практике дошкольных учреждений позволяет нам утверждать, что рисование при правильной организации, способствует развитию творческого воображения дошкольников. Проведенная нами экспериментально-опытная работа подтвердила выводы ученых о доступности дошкольникам творческой деятельности. Наблюдения за детьми во время организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в учебное время, помогли нам выяснить, что они вызывают у детей интерес и служат высоким эмоциональным всплеском, надолго запоминаются, способствуют более близкому общению с воспитателями, создают комфорт общения. На фоне эмоционального подъема, дети чаще проявляют свою индивидуальность и художественное творчество. Использование в работе с дошкольниками нетрадиционных материалов и техник рисования является мощным стимулом деятельности, к поиску способа создания образа, к подбору материалов, соответствующих характеристике изображаемого предмета. В детских работах применяемый материал, его разнообразие и сочетания помогали детям достигать выразительности образов. Анализ результатов проекта содержит основания для таких выводов:

Слайд 20

Экспериментальным путем и в результате проведения занятий в соответствие с календарно- тематическим планом я доказала: Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник : - способствует снятию детских страхов ; - развивает уверенность в своих силах; - развивает пространственное мышление ; - учит детей свободно выражать свой замысел ; - побуждает детей к творческим поискам и решениям ; - учит детей работать с разнообразным материалом ; - развивает чувство композиции , ритма , колорита , цветовосприятия ; - чувство фактурности и объемности ; - развивает мелкую моторику рук; - развивает творческие способности , воображение и полет фантазии ; - во время работы дети получают эстетическое удовольствие .

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

«Развитие творческих способностей дошкольников через освоение нетрадиционных техник рисования (рисование песком).»

     Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающе...

Развитие творческих способностей ребёнка средствами рисования нетрадиционными способами

Влияние нетрадиционных методик рисования на творческий потенциал дошкольников, гармоничное развитие психики в целом....

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных способов изобразительной деятельности"

конспект родительского собрания об использовании в работе с детьми таких нетрадиционных техник изображения, как "Пластилинография", "Бумагопластика", "Аппликация из круп"...