Арт-технология "Материнский фольклор"
методическая разработка по рисованию

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Новый Уренгой

Департамент образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «ЛАДА»

  ПРИНЯТА:                                                               УТВЕРЖДЕНО:

  на заседании Педагогического совета                               приказом по основной деятельности

  протокол от «____»_______20____г. № ____                       от «____»_______20____г. № _______

АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ

для детей раннего возраста 

«Материнский фольклор» 

Разработана на основе авторской технологии Тепловой А.Б.

«Материнский фольклор в образовательной среде»

                                                                   Срок реализации: 1 год

                                                                   Авторы:

                                                                   Филимонова Е.А., зам. зав. по ВМР

Гайдай Н.А., старший воспитатель

г. Новый Уренгой

2020г.

Пояснительная записка

Актуальность: Материнский фольклор – это основной инструмент развития ребенка в период от рождения до трех лет. Большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, необходим и востребован в современном образовании. Под педагогическим потенциалом понимаются воспитательные возможности, заложенные в средствах народной педагогики – те ценности и смыслы, которые они способны передать ребенку, а также те формы осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют.

Однако, для современных взрослых, как для воспитателей, так и для родителей, оказывается непросто его использовать. Прежде всего потому, что искусственное вживление традиции, как правило вызывает только раздражение. Кроме того, фольклор и традиционная культура воспринимаются как нечто устаревшее, неактуальное. И самое главное, многие воспитательные и педагогические смыслы, заложенные в материнском фольклоре, сегодня нами не воспринимаются – не потому, что их там нет, а потому, что мы потеряли ключи к их тайнам.

Потому сегодня необходимо осмысление возможностей материнского фольклора как практики воспитания всей полноты телесно-душевно-духовных измерений человека, которое и позволит современному педагогу его успешно использовать.

Цель способствовать раскрытию ценностно-смысловой составляющей образа мира, формированию представлений о социо-культурном окружении, о собственной телесности, заложению основ нравственного развития.

Задачи:

– знакомить с видами и жанрами литературного искусства в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями (литературный фольклор, музыкальный фольклор, малые фольклорные формы, книжная иллюстрация, народная игрушка, декоративно-прикладное искусство, детский театр и др.);

– содействовать появлению первых ассоциативных образов, установлению связи между объектами реального мира и художественными образами народного фольклора (различение предмета и слова-названия);

– учить различать контрастные характеры и настроения художественных образов в литературных и музыкальных произведениях, народной игрушке, книжных иллюстрациях (добрый или злой, веселый или грустный, быстрый или медленный и др.).

Реализация образовательной технологии «Материнский фольклор в образовательной среде» осуществляется в форме специально организованной деятельности по приобщению к художественной литературе один раз в неделю в рамках реализации части основной образовательной программы ДОУ «Лада», формируемой участниками образовательных отношений, и в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении в процессе проведения режимных моментов.

Общее содержание образовательной деятельности

Использовать фольклор и стихи в разных образовательных ситуациях.

Поддерживать эмоциональный отклик на ритм и музыкальность потешек, прибауток.

Развивать способность слушать художественный текст, понимать смысл коротких сказок, рассказов, стихов, потешек, небольших инсценировок, близких к опыту детей, эмоционально реагировать на их содержание.

Читать книги; побуждать ребенка самостоятельно листать книги, рассматривать иллюстрации, соотносить рисунки с предметами, живыми объектами, отвечать на вопрос «Кто это?».

Вызывать сопереживание героям произведения, поощрять проявления сочувствия и участия, речевые высказывания.

Вовлекать в активное проживание прочитанного: выполнять игровые движения («Ладушки», «Сорока-ворона»), показывать жестами и мимикой, что делают персонажи, произносить звукоподражания, участвовать в инсценировании простых сюжетов с игрушками по мотивам знакомых произведений, подговаривая слова персонажа.

Использовать произведения, в которых присутствуют диалоги персонажей (к концу года).

Содержание деятельности по образовательным областям

Физическое развитие

При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по физическому развитию используются пестушки. Содержание работы включает:

- формирование представлений о собственной телесности в играх с пестушками – процесс пестования предполагает особую, прежде всего, телесную форму взаимодействия ребенка и взрослого;

- создание условий для передачи ребенку многообразных средств общения, прежде всего, эмоциональных – соединение в пестушках тактильного и эмоционального контакта со словом и эмоциональным образом;

- становление осмысленного образа собственного тела – в пестушках отдельные части тела получают свое именование, связываются с определенным местом на теле ребенка, он узнает о функциональном назначении своего тела;

- овладение телесными действиями и освоение пространства – скакание на коленях у взрослого, подбрасывание ребенка вверх, формирование понятия «край».

Социально-коммуникативное развитие

При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по социально-коммуникативному развитию используются колыбельные песни. Содержание работы включает:

- формирование представлений о духовном и нравственном началах – даются основные образы религиозного и культурного мира народа, представления о зримом мире семьи и социума, о значимости человеческой жизни вообще и самого ребенка как ценной личности;

- формирование представлений о семье и социальных нормах – дается традиционный образ семьи и представления о тех ценностях и смыслах, которыми наполнено ее существование в культуре; представления о доме как реальном жизненном пространстве семьи; формируется базовое чувство доверия к миру (образ мира, построенный в колыбельных, гарантирует ребенку безопасность, чувство защищенности); происходит развитие категории времени как позитивного будущего;

- формирование нравственных представлений – раскрывается моральное пространство нравственных норм и ценностей, связанных с социальными отношениями между людьми (любовь к родителям, благодарность чужих людей за их труд и заботу и др.);

- формирование представлений о труде – даются представления о помощи своей семье, о традиционном отношении к бедности и богатству (бедность – это плохо, но и излишнее богатство тоже серьезное нравственное испытание);

- формирование представлений о безопасности в сказочных образах и метафорах – введение понятий «свой-чужой», противопоставление «своего» и «чужого» (серенький волчок, дрема, бука и др.), формируется понятие, что все эти «чужие» при встрече с ребенком ведут себя как заботливые взрослые, потому что близкие ребенку люди не дают его обижать;

- становление представлений о поощрении и наказании с помощью сказочных образов и персонажей – в колыбельных песнях образцы позитивных поступков и негативных проступков, а также поощрения и наказания за них представляют на примере зооморфных персонажей (кот, голубь или гуленька и др.);

- формирование представлений о базовых ценностях – раскрываются такие базовые ценности как семья, достаток, труд, благодарность, ученье, задаются нравственные основы поведения, определяющие отношение к труду, к социально осуждаемым действиям, к отношениям с младшим и старшим.

Познавательное развитие

При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию используются потешки-небылицы, прибаутки, перевертыши, кумулятивные (докучные) сказки. Содержание работы включает:

- познание окружающего мира – явления и объекты обретают свой живой образ, в котором подчеркивается строение объектов, характерные признаки явлений, возможные действия, элементарные причинно-следственные связи;

- призыв к деятельности – в потешках и небылицах задается способ познания мира, через испытание его на прочность, устойчивость понятий, способность к трансформации;

- обогащение лексической стороны речи – многие небылицы и перевертыши используют непривычные для современных детей образы крестьянского быта и понятия, значение которых педагог объясняет ребенку;

- развитие задатков чувства юмора – смех в прибаутках служит для развития у ребенка двух направлений: 1) как интеллектуальная составляющая мышления – смех выступает как способ исследования окружающего мира (ребенок пытается понять, что реально в небылицах и перевертышах, а что нет, учится понимать разницу между ложью и преувеличением и др.); 2) используется для своеобразной эмоциональной разрядки, снятия напряжения, возникающего при обучении;

- формирование способности к установлению элементарных причинно-следственных связей – ребенок знакомится с системой связей и отношений в мире, познает связь природных и социальных объектов, узнает о наличии у всего сущего противостоящей ему силы; используются: кумулятивные и докучливые сказки, в которых все персонажи не слушаются друг друга; прибаутки в форме вопросов-ответов, каждый из которых ведет к возникновению следующего вопроса.

Речевое развитие

При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по речевому развитию используются потешки и прибаутки. Содержание работы включает:

- правильное формирование звуков – используются потешки с повторяющимися звуками, припевки со сложными слогами: ребенок запоминает правильное произношение разных звуков;

- освоение способов словообразования – знакомят с разнообразными уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголами, обозначающими действия героев.

Художественно-эстетическое развитие

При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по художественно-эстетическому развитию используются колыбельные песни, припевки, заклички. Содержание работы включает:

- музыкальное слушание – педагог представляет ребенку образцы музыкального фольклора в собственном исполнении, призывая его к повторению;

- исполнительство – пение и элементарные ритмические движения под аккомпанемент музыкального фольклора;

- творческая деятельность – после повторения за взрослым ребенок начинает самостоятельно исполнять понравившиеся ему и запомнившиеся песенки и припевки кукле-пеленашке, своеобразно «переиначивая» их, что является первым творческим проявлением.

Педагогические условия реализации технологии

В раннем детстве ребенку необходимо общение со взрослым, его личное присутствие и реакция на любое его проявление. Поэтому важным условием для эффективной реализации образовательной технологии «Материнский фольклор в образовательной среде» является построение особого взаимодействия педагога с детьми:

  1. Важным условием построения доверительного взаимодействия педагога с детьми является овладение воспитателем образным, живым языком народной речи, сохранившимся в текстах материнского фольклора.
  2. Другим условием реализации технологии является необходимость педагога, занимающегося с малышом, удерживать несколько уровней взаимодействия с ним:

– телесный, который реализуется в тактильном контакте;

– интеллектуальный, который развивает ассоциативное, логическое, образное мышление ребенка;

– семантический, который представляет ребенку мир смыслов и образов культуры взрослых;

– аксиологический, предъявляющий ребенку базовые ценности традиционной культуры.

Перечень литературных и фольклорных произведений

Потешки: «Как у нашего кота», «Киска-киска», «Ладушки», «Наши уточки с утра – кря-кря-кря», «Ой, ду-ду», «Пальчик-мальчик», «Сидит белка на тележке», «Чики-чики-чикалочки», «Петушок, петушок», «Сорока-ворона», «Солнышко-колоколнышко», «Дождик, дождик, пуще!», «Радуга-дуга».

Стихи: З. Александрова «Дождик», «Вкусная каша», «Девочки и мальчики прыгают как мячики» (из книги «Катя в яслях»); А. Барто «Кто как кричит», «Лошадка», «Смотрит солнышко в окошко», «Самолет», «Снег», «Слон», «Уронили мишку на пол», «Нет, напрасно мы решили»; О. Высотская «Грибок»; В. Жуковский «Птичка»; М. Ивенсен «Поглядите, зайка плачет», «Мой конь»; Л. Герасимова «Весна», «Ножки пляшут», «Солнечный зайчик», «Подарок кукле»№ М. Клокова «Гоп-гоп».

Сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

Проза: К.И. Чуковский «Цыпленок»; В.Г. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?»; Л.Н. Толстой «Была у Насти кукла», «Три медведя».

Календарно-тематическое планирование деятельности

Месяц / неделя

Материнский

фольклор

Изодетельноссть

1. Сентябрь

1 неделя

Стихотворение  «Зеленый луг, как чудный сад» (Иван Суриков)

Рисование кляксами «Цветочная полянка»

2 неделя

Стихотворение «Одуванчики»

(Ирина Гурина)

Рисование кругами и полосками «Одуванчики в траве»

3 неделя

Стихотворение «Смотрит солнышко в окошко» (А.Барто)

Рисование кругами и полосками «Светит солнышко в окошко»

4 неделя

Потешка народная  «Ах ты, радуга-дуга,

И туга, и высока!»

Рисование полосками «Радуга»

2. Октябрь

1 неделя

Стихотворение «Облака повеселели»  

М. Пиудунен

Рисование кляксами «Пушистые облака»  

2 неделя

Стихотворение  «Листопад, листопад, Листья желтые летят»

(А. Тесленко)

Рисование кляксами «Листопад, листопад, листья желтые летят»

3 неделя

Песня "Дождик, дождик, веселей!"

М. Иорданского

Рисование полосками «Дождик, дождик, веселей»

4 неделя

Потешка «Про гусеницу»

Олеся Емельянова

Рисование кругами «Гусеница»

3. Ноябрь

1 неделя

Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»

Рисование кляксами «Птички улетают»

2 неделя

М. Федоренкова «С полки бабушка достала

Непростое одеяло…»

Рисование кляксами «Лоскутное одеяло»

3 неделя

Потешка «Я надул упругий шарик»

Рисование кляксами «Разноцветные шарики»

4 неделя

Стихотворение «Котенок»

Рисование кругами «Клубочки для котят» А.Барто

4. Декабрь

1 неделя

Песня колобка «Я Колобок, Колобок!»

Рисование кругами и кляксами «Колобок катится по дорожке»

2 неделя

Стихотворение «Вот квадратик, треугольник,

Получился целый домик!»

Рисование квадратами и треугольником  «Домик»

3 неделя

Стихотворение  «Падай, падай,

Белый снег!»

Рисование полосками «Снег идет»

4 неделя

Стихотворение «Пришла на праздник ёлочка»

Рисование кляксами «Нарядная елочка»

5. Январь

1 неделя

Стихотворение А.Барто  «Грузовик»

Рисование –имитация «Машина-едет»

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Испечём оладушки»

Рисование – кругами. «Оладушки».

3 неделя

Стихотворение А.Барто «Лягушата»

Рисование кляксами.

«Лягушка прыг-скок»

4 неделя

Сказка М.Малышев «Воздушный змей»

Рисование полосками. «Воздушный змей»

6. Февраль

1 неделя

Потешки-небылицы.

Рисование кругами. «Баранки»

2 неделя

Потешки.

Рисование-имитация «Прилетели птички»

3 неделя

Стихотворение М.Баранов «Волшебный ковёр»

Рисование полосками. «Волшебный ковёр»

4 неделя

Стихотворение А. Барто «Смешной цветок»

Рисование кляксами. «Букет цветов»

7. Март

1 неделя

Стихотворение В.Мусатов. «Камушки рубиновые».

Рисование кругами. «Разноцветные камушки»

2 неделя

Стихи «Вяжат на зиму жираф шерстяной,пушистый шарф»

Рисование полосками. «Шарф для куклы»

3 неделя

Стихотворение А. Барто «Собака»

Рисование-имитация «Собака бежит»

4 неделя

Игра «Считалочка»

Рисование кляксами. «Цыплёнок»

8. Апрель

1 неделя

Стихотворение И.Токмакова. «Где спит рыбка»

Рисование

Кляксами. «Рыбки плавают»

2 неделя

Физминутка «Светофор»

Рисование кругами. «Светофор»

3 неделя

Просмотр мультфильма «Котики»

Рисование–имитация. «Кошка спит».

4 неделя

Слушание стихотворения К.Чуковского «Чудо дерево»

Рисование полосками. «Деревья весной»

9. Май

1 неделя

Стихотворение А.Барто «Ветер в лесу»

Рисование-имитация. «Ветерок качает дерево»

2 неделя

Чистоговорка «Грязная посуда» Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре»

Рисование кляксами. «Посуда для Маши»

3 неделя

Стихотворение А.Усачёва «Конфета»

Рисование полосками. «Вкусные конфетки».

4 неделя

Потешка «Божья коровка, полети на небо»

Рисование. Кругами. «Божья коровка»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материнский фольклор

Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой....

Методическая разработка "Материнский фольклор"

Доброта, милосердие,сердечность, напевность колыбельных-вот что всегда лежало в основе материнского фольклора....

Формирование этнокультурной компетентности детей посредством материнского фольклора

Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Культурное взаимовлия...

Консультация для родителей "Материнский фольклор"

О роли материнской поэзии в раннем музыкальном развитии детей...

"Материнский фольклор в образовательной среде"

Материнский фольклор это большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, он даёт возможность успешно  использовать его  в современном образовании....

Практикум на ГМО «Арт-технология «Материнский фольклор» в работе с детьми раннего возраста»

Протокол заседания городского методического объединения воспитателей ДОО...