Дополнительная программа "Мир красок"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Недоцук Наталья Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир красок» имеет художественную направленность, представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на развитие познавательной активности,  творческих способностей путем применения традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc635 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Бобровский детский сад №5 «Сказка»

ПРИНЯТА:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического совета                          Заведующий МБДОУ

протокол №___                                                     «Бобровский детский сад №5

от «__» _____20___г.                                          «Сказка»

                                                                   ___________ Чистякова Н. В.

                                                                   «____»___________20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Мир красок»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Уровень освоения программы: базовый

                     

                                                       Разработана:

                                                                Недоцук Наталья Сергеевна,

                                               педагог дополнительного образования,

                                                  первая квалификационная категория

Бобров - 2017г.

Оглавление программы

  1. Пояснительная записка                                                             3
  1. Направленность общеразвивающей программы                               3
  2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность               3
  3. Отличительные особенности программы                                            5
  4. Адресат программы                                                                             5
  5. Цели и задачи программы                                                                   5
  6.  Особенности организации образовательного процесса                    6
  7. Планируемые результаты                                                                    7
  1. Содержание программы                                                             9
  1. Учебно- тематический план первого года обучения                           9
  2. Учебно- тематический план второго года обучения                          10
  3. Содержание программы первого года обучения                               11
  4. Содержание программы первого года обучения                               16
  1. Мониторинг образовательных результатов                           20
  2. Организационно – педагогические условия реализации     21
  3. Информационные источники                                                    26

  1. Пояснительная записка

1.1 Направленность программы

Программа имеет художественную направленность, является модифицированной и составлена на основе содержания  Федерального государственного образовательного стандарта с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного направления МБДОУ. Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Уровень освоения – базовый.

1.2 Актуальность

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное  искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.  Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Новизна. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). Программа реализуется через интеграцию со специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем) и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. Программа предусматривает развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных техник рисования.

Педагогическая целесообразность. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют процесс человечества. Наше время тоже требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а  занятия детей в изостудии могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивляться и радоваться миру.

1.3 Отличительные особенности

В основном курсе образовательной области «Художественно эстетическое развитие» в ДОУ не представляется возможным уделить достаточное внимание основам изобразительного искусства,  декоративно- прикладному искусству и  нетрадиционным техникам рисования. Данная программа знакомит обучающихся с незатронутыми или недостаточно освещенными в основной программе по сферами. Обучающиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством, нетрадиционными техниками рисования, основами изобразительного искусства. У каждой из этих сфер имеется интересная, уходящая корнями в глубь веков, или наоборот, недавно возникшая, как ответ требованиям общества, история, свои законы и особенности, свои яркие представители: художники, дизайнеры, мастера декоративно-прикладного искусства.

1.4 Адресат программы

Данная программа является актуальной для детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, дают возможность творческой самореализации личности. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация и проведение выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.  

1.5 Цели и задачи программы

 Цель: Обеспечение эмоционального благополучия и развитие мотивации к познанию и творчеству обучающихся через занятия изобразительным искусством и декоративно - прикладным творчеством.

Задачи:

Образовательные :

  • научить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными изобразительными материалами и инструментами;
  • ознакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства;
  • ознакомить с основными видами народных промыслов и их особенностями;
  • овладеть   приемами   изобразительных    техник ;
  • знакомить с различными средствами художественной выразительности;

Развивающие :

  • способствовать формированию коммуникативной культуры обучающихся;
  • способствовать развитию моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • способствовать развитию у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся, художественно- эстетического вкуса;
  • способствовать развитию способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

способствовать развитию навыков межличностного сотрудничества в каждом ребенке;

Воспитательные:

  • способствовать приобщению обучающихся к системе культурных ценностей;
  • способствовать овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
  • способствовать воспитанию уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, уважения и любви к труду;
  • способствовать воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • способствовать формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

1.6 Особенности организации образовательного процесса

Основы графики, живописи, декоративно-прикладного творчества, композиции – комплекс направлений, представленный в данной программе, позволяет постоянно менять виды деятельности, проявиться в полной мере воображению и фантазии ребенка, а также дает возможность приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что именно благодаря многообразию постоянной смене видов деятельности более эффективно обеспечиваются условия для развития учебно-познавательного интереса и творчества ребенка, чем на занятиях в рамках одного направления.

Срок реализации программы: 2 года

Общее количество часов – 144

1-й год обучения – 72

2-й год обучения – 72

Режим образовательной деятельности  – 2 раза в неделю

Длительность образовательной деятельности не более  30 минут. 

Формы и методы реализации программы

Основная форма организации:

образовательная деятельность в изо студии.

- групповая (10-15 чел.);

- индивидуальная.

Формы проведения занятий:

  • Беседа
  • Практическое занятие
  • Мастер-класс
  • Презентация
  • Тематическая дискуссия
  • Творческий проект
  • Выставка

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

  • фронтальная – при объяснении материала;
  • коллективная при подготовке и проведении мероприятий;
  • групповая – при изучении теоретического материала;
  • индивидуальная – для более продвинутых обучающихся, при проведении практических занятий.

1.7 Планируемые результаты обучения

Личностные

  • усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
  • нравственные и эстетические чувства;
  • взаимопонимание, терпимость и милосердие, культура общения и поведения в социуме;
  • настойчивость в завершении работы, в преодолении трудностей;
  • эстетическое и нравственное отношение и уважение к культуре Родины, её истории, традициям, героическому прошлому, родной природе и народу;
  • мотивация к здоровому образу жизни.

Метапредметные

  • развитие коммуникативных навыков; моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; внимания, памяти, фантазии, воображения, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса;
  • разумное использование расходных материалов;
  • умение оценивать свою работу и работы членов коллектива; самостоятельно выполнять творческие проекты;

Предметные

  • умение соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными изобразительными материалами (акварель, гуашь, уголь и др.); умение работать с природными и бросовыми материалами и инструментами (кисть, карандаш и др.); работать над исполнением творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); пропорционально поэтапно рисовать: фигуры человека, портрета, архитектурных сооружений, животных;
  • знание основных видов и жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная композиция, иллюстрация, бытовой, исторический, батальный жанры); различных средств художественной выразительности; основных видов народных промыслов и их особенностей; приемов изобразительных техник (акварельная и гуашевая живопись, монотипия, техника «по–сырому», графика, гризайль, техника работы сухой кистью, заливка).

Итоги реализации  программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Оформление эстетической развивающей среды в ДОУ. И т.д.

2. Содержание программы

2.1Учебно–тематический план. 

1 год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. ТБ

2

1

1

2.

Искусство вокруг нас

20

5

15

2.1

Виды жанры изобразительного искусства

2

2

-

2.2

Пейзаж

8

1

7

2.3

Натюрморт

4

1

3

2.4

Портрет

6

1

5

3.

Живопись

18

4

14

3.1

Цветоведение. Основные и составные цвета.

3

1

2

3.2

Волшебные превращения красок.

3

1

2

3.3

Праздник теплых и холодных цветов.

5

1

4

3.4

Твое настроение.

4

1

3

3.5

Хоровод лесных растений.

3

-

3

4.

Рисунок.

17

1

16

4.1

Волшебная линия.

2

-

2

4.2

Композиция.

4

1

3

4.3

Красивые узоры из точек.

2

-

2

4.4

Пятно как средство выражения.

3

-

3

4.5

Форма предметов.

6

-

6

5.

Декоративно- прикладное искусство. Приобщение к истокам.

12

3

9

5.1

Мир полон украшений.

3

1

2

5.2

Декоративные узоры.

6

1

5

5.3

Орнамент.

3

1

2

6.

Итоговое занятие. Мир вокруг нас(коллективная работа).

2

-

2

7.

Экскурсии в музеи и на выставки.

1

1

-

Итого

72

15

57

2.2Учебно–тематический план. 

2 год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. ТБ

1

1

-

2.

Основы художественной грамоты.

24

5

19

2.1

Шедевры мирового искусства.

1

1

-

2.2

Чем работает художник. Техника работы карандашом, акварелью, гуашью.

1

-

1

2.3

Техника работы в жанре пейзаж.

6

1

5

2.4

Техника работы в жанре натюрморт.

5

1

4

2.5

Техника работы в жанре портрет.

6

1

5

2.6

Анималистический жанр.

5

1

4

3.

Живопись.

11

2

9

3.1

Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.

1

-

1

3.2

Цвет вокруг нас. Основные и дополнительные цвета. Сочетания в природе.

5

1

4

3.3

Основы живописи.

5

1

4

4.

Графика.

16

3

13

4.1

Художественные материалы.

1

-

1

4.2

Рисунок как основа графики. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

5

1

4

4.3

Свет, тень, полутень, блик, силуэт.

2

-

2

4.4

Композиция, линейная перспектива.

4

2

2

4.5

Монотипия.

2

-

2

4.6

Гравюра, граттаж.

2

-

2

5.

Декоративно- прикладное искусство. Приобщение к истокам.

16

6

10

5.1

Золотая хохлома.

1

2

5.2

Синь России (Гжель).

1

2

5.3

Городецкие мотивы.

1

2

5.4

Дымковская карусель.

1

2

5.5

Русь деревянная. Наследие предков.

2

2

6.

Итоговое занятие. Я рисую этот мир (творческое задание).

2

-

2

7.

Экскурсии в музеи и на выставки.

2

2

-

Итого

72

19

53

2.3Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Введение в программу

Теория

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Практика

Рисование на свободную тему.

Раздел 2. Искусство вокруг нас.

Тема 2.1. Что такое искусство и зачем оно человеку.

Теория

История возникновения искусства, виды  и жанры изобразительного искусства.

Тема 2.2. Пейзаж.

Теория

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линия горизонта, основы перспективы, близкие и далекие предметы. Наблюдение в окружающем мире, сравнение, анализирование.

Практика

Изображение деревьев и простых пейзажей в разных техниках с использованием разнообразных приемов.

Тема 2.3. Натюрморт.

Теория

Дать представление о натюрморте. Составление простых натюрмортов. Основы композиции. Равномерное заполнение всего листа.

Практика

 Изображение овощей, фруктов, простых предметов разными изобразительными материалами.

  Тема 2.4. Портрет.

 Теория

Дать представление о портрете. Виды портретов. Изображение человека в движении.

Практика

Изображение друга, семьи, сказочных персонажей доступными средствами и приемами.

         

 Раздел 3. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 3.1. Цветоведение. Основные и составные цвета.

Теория

Цвета в природе. Цвета и оттенки. Основные и составные цвета. Цветовой круг.

Практика

Экспериментирование в работе с акварелью и гуашью. Получение новых цветов и оттенков.

Тема 3.2. Волшебные превращения красок.

Теория

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практика

Сюжетное и тематическое рисование доступными способами и материалами.

Тема 3.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Теория

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практика

Сюжетное и тематическое рисование доступными способами и материалами.

Тема 3.4 Твоё настроение.

 Теория

Деление цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практика

Сюжетное и тематическое рисование доступными способами и материалами.

Тема 3.5. Хоровод лесных растений

Теория

Работа с акварелью, гуашью.

Практика

Сюжетное и тематическое рисование доступными способами и материалами.

Раздел 4. Рисунок

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, ручкой, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 4.1. Волшебная линия.

Теория

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практика

Выполнение  творческих заданий.

Тема 4.2. Композиция

Теория

Выделение композиционного центра.

Практика

Рисование предметов природного мира.

Тема 4.3. Красивые узоры из точек.

Теория

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практика

Выполнение  творческих заданий.

 Тема 4.4. Пятно как средство выражения.

Теория

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практика

Выполнение творческих заданий.

Тема 4.5 Форма предметов.

Теория

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практика

Задания-игры, предметное рисование.

 Раздел 5. Декоративное рисование

Декоративное рисование и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 5.1. Мир полон украшений

Теория

Развивать наблюдательность. Учиться видеть рисунки и узоры в окружающем мире. Развивать умение видеть красоту вокруг себя.

Практика

Задания-игры, предметное рисование. Фото коллаж «Оглянись вокруг».

Тема 5.2. Декоративные узоры.

Теория

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практика

Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек

Тема 5.3. Орнамент.

Теория

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практика

Выполнение творческих заданий.

Раздел 6. Итоговое занятие. Мир вокруг нас.

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Практика

Выполнение творческого  задания.

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки.

Посещение краеведческого  музея  и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

Оценка эффективности программы к концу 1-го года обучения

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  • понятие симметрии;
  • контрасты форм;
  • свойства красок и графических материалов;
  • азы линейной перспективы (дальше, ближе);

уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;

2.4 Учебно- тематический план

2 год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

Раздел 2. Основы художественной грамоты.

Тема 2.1. Шедевры мирового искусства.

Теория

Художественные музеи. Галереи. Истории из жизни картин. «Наряд для картины». Биография картины: от замысла до завершения.

Тема 2.2. Чем работает художник. Техника работы карандашом, акварелью, гуашью.

Теория

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Выполнение карандашом линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Свойства гуаши: плотность, укрывистость. Особенности работы гуашью.

Практика  

Творческое задание в доступной технике и доступными материалами.

Тема 2.3. Техника работы в жанре пейзаж.

Теория

Работы великих мастеров. Виды пейзажа. Пейзаж в произведениях других жанров. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Практика

Выполнение рисунка в цвете. Рисование с натуры и по представлению простых по очертанию и строению объектов.

Тема 2.4. Техника работы в жанре натюрморт.

Теория

Натюрморт из трёх предметов. Понятие  «тон». Одноцветная гуашь – «гризайль». Тоновая растяжка. Работы великих мастеров.

Практика

Тематическое рисование в технике «гризайль».

Тема 2.5. Техника работы в жанре портрет.

Теория

Портрет: одиночный, двойной, групповой. Автопортрет. История в портретах. Характер через портрет. Шедевры мирового искусства.

Практика

Тематическое рисование, передача характера и эмоционального состояния в портрете.

Тема 2.6. Анималистический жанр.

Теория

Первые изображения животных. Художники- анималисты. Развитие наблюдательности и внимания. Секреты изображения шерсти, перьев.

Практика

Рисование животных, птиц, рыб в нетрадиционных техниках.

Раздел 3. Живопись.

Тема 3.1. Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.

Теория

Рабочее место художника. Акварель как художественный материал. История акварельной живописи. Приспособления и приемы работы акварелью. Гуашь. Одноцветная гуашь – «гризайль».

Практика

Задания для совершенствования навыков использования художественных материалов. Рисование предметное и сюжетное.

     Тема 3.2. Цвет вокруг нас. Основные и дополнительные цвета. Сочетания в природе.

Теория

Что такое цвет. Спектр. Хроматические и ахроматические цвета. Колорит.

Практика

Рисование с натуры.

Тема 3.3. Основы живописи. Цвет- язык живописи.

Теория

Живопись- королева изобразительных искусств. Язык изобразительного искусства. Особенности живописного языка. Использование цвета для отражения эмоционального состояния.

Практика

Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажей с фигурами людей, животных. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Творческая работа- иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.

Раздел 4. Графика.

Тема 4.1. Художественные материалы.

Теория

Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

Практика

Творческие игры- задания с использованием графических  материалов.

Тема 4.2. Рисунок как основа графики.

Теория

Изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.  

Практика

Упражнения на выполнение линий разного характера.

Тема 4.3.  Свет, тень, полутень, блик, силуэт.

Теория

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём.

Практика

Предметное рисование предметов простого объема.

Тема 4.4.  Композиция, линейная перспектива.

Теория

Основы композиции. Заполнение листа. Линейная перспектива. Пространственные изменения. Дальний и ближний планы.

Практика

Рисование пейзажей с натуры.

Тема 4.5. Монотипия.

Теория

Что такое монотипия. Технология. Интерпретация явлений природы.

Практика

Творческие композиции с применением приемов монотипии.

Тема 4.6. Гравюра, граттаж.

Теория

Что такое гравюра. Работы великих мастеров.

Практика

Тематическое рисование в технике граттаж.

Раздел 5. Декоративно- прикладное искусство. Приобщение к истокам.

Тема 5.1. Золотая хохлома.

Теория

История промысла. Отличительные особенности. Характерный колорит. Понятие стилизация.

Практика

Переработка природных форм в декоративно- обобщенные. Роспись заготовок характерными узорами.

Тема 5.2. Синь России (Гжель).

Теория

История промысла. Отличительные особенности. Характерный колорит. Понятие стилизация.

Практика

Переработка природных форм в декоративно- обобщенные. Роспись заготовок характерными узорами.

Тема 5.3. Городецкие мотивы.

Теория

История промысла. Отличительные особенности. Характерный колорит. Понятие стилизация.

Практика

Переработка природных форм в декоративно- обобщенные. Роспись заготовок характерными узорами.

Тема 5.4. Дымковская карусель.

Теория

История промысла. Отличительные особенности. Характерный колорит.

Практика

Составление орнаментов из геометрических элементов, применяя линию симметрии, ритм.

Тема 5.5. Русь деревянная. Наследие предков.

Теория

Наследие русского зодчества. Деревянная архитектура России. Русский народный костюм. Искусство русской вышивки, народные узоры и орнаменты.

Практика

Игры- задания на составление узоров в круге, квадрате, полосе. Роспись заготовок характерными узорами.

 Раздел 6. Итоговое занятие. Я рисую этот мир.

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Практика

Выполнение творческого  задания.

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки.

Посещение краеведческого  музея  и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

Оценка эффективности программы к концу 2-го года обучения

К концу второго года обучения дети будут знать:

  • контрасты цвета;
  • гармонию цвета;
  • азы композиции (статика, движение);
  • пропорции плоскостных и объёмных предметов;

уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
  • работать с натуры;
  • работать в определённой гамме;
  • доводить работу от эскиза до композиции;
  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет).

3. Мониторинг образовательных результатов

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

Входной контроль – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной программы. Форма проведения: беседа, практическое задание.

Текущий контроль (в течение всего учебного года, по окончании первого года обучения) – проводится, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала.

Промежуточная аттестация проводится по изученным темам, разделам для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременной коррекции учебно- воспитательного процесса. Форма проведения:

Середина 1 года обучения- практическая работа (Приложение 1);

Конец 1 года обучения- выставка работ (Приложение 2);

Середина 2 года обучения- практическая работа (Приложение 3);

Конец 2 года обучения- выставка работ (Приложение 4).

Итоговый контроль – проводится в конце второго учебного года и позволяет оценить уровень результативности усвоения программы . Форма проведения: практическая работа, выставка.

В течение учебного года лучшие работы обучающихся участвуют в районных и городских выставках и конкурсах.

Для оценки результатов реализации программы проводятся диагностика развития творческих способностей, которая проявляется в овладении техникой рисования и знании основ изобразительной грамоты, диагностика выраженности учебно-познавательного интереса и диагностика коммуникативных УУД (входная, промежуточная, итоговая). Итоговая оценка определяется как средний балл.

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.

4. Организационно – педагогические условия реализации программы

Педагогические методики и технологии

В данной программе используется «Технология коллективной творческой деятельности». Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Использование данной технологии педагогически целесообразно, так как она имеет социально-полезную направленность деятельности детей и взрослых и нацелена на воспитание общественно-активной творческой личности, способствует организации социального творчества; учитывает, развивает творческие способности детей и приобщает их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (рисунок, сувенир, макет, плакат).

Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы проведения занятий: традиционные занятия (сообщение новой темы, занятия закрепления и проверки знаний, умений и навыков, комбинированные занятия) и нетрадиционные занятия (занятие - игра, акция, встреча, выставка, мастер-класс, праздник, презентация, творческая мастерская).

Основы дизайна, графика, живопись, декоративно-прикладное творчество, графический дизайн, композиция – комплекс направлений, представленный в данной программе, позволяет постоянно менять виды деятельности, проявиться в полной мере воображению и фантазии ребенка, а также дает возможность приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что именно благодаря многообразию постоянной смене видов деятельности более эффективно обеспечиваются условия для развития учебно-познавательного интереса и творчества ребенка, чем на занятиях в рамках одного направления.

Методические и дидактические материалы

Наименование

Тема, раздел программы, где применяются материалы

Методические материалы

Учебные пособия

1

«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

использовано при разработке программы

2

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»

использовано при разработке программы

3

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.

использовано при разработке программы

4

Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет».

использовано при разработке программы

5

Павлова О.В. Изобразительная деятельность

использовано при разработке программы

Тематические папки

1

Цветоведение

Раздел «Живопись»

2

Линейная перспектива

Раздел «графика»

3

Народные промыслы

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

4

Русский народный костюм

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

Собственные методические разработки

1

Методическая разработка «Художественно-речевое  развитие детей на основе русского православного календаря»

Раздел «Живопись»

2

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Мир красок»

3

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с применением нетрадиционных техник рисования»

4

Проект «Мой город Бобров»

Раздел «Живопись», «Композиция»

5

Проект «Радужный мир»

Раздел «Живопись», цветоведение

6

Проект «Мой любимый детский сад»

Раздел «Живопись»

7

Проект «Откуда книга к нам пришла»

8

Проект «Арктика, Антарктика»

Дидактические средства обучения

Печатные

1

Репродукции русских и зарубежных художников

Раздел «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство»

2

Плакаты «Цвет и форма», «Времена года», «Планеты и созвездия»

Раздел «Живопись»

3

Образцы и иллюстрации хохломской росписи и изделий

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

4

Образцы и иллюстрации гжельской росписи и изделий

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

5

Образцы и иллюстрации дымковской росписи и изделий

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

6

Образцы и иллюстрации городецкой росписи и изделий

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

7

Образцы и иллюстрации филимоновской росписи и изделий

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

8

Серия «Учебные пособия для дошкольников» по тематикам

Раздел «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство»

Компьютерные

1

Видеофильмы и видеофрагменты (художественный музеи, творчество художников, народные промыслы и т.д.)

Раздел «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство»

2

Презентация «Виды и жанры изобразительного искусства»

Раздел «Живопись», «Графика»

3

Презентация «Хохлома»

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

4

Презентация «Гжель»

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

5

Презентация «Дымковская игрушка»

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

6

Презентация «Городецкие узоры»

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

7

Презентация «Перспектива»

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

8

Презентация «И.И.Левитан»

Раздел «Живопись»

9

Презентация «Графика»

Раздел «Графика»

10

Презентация «Русский народный костюм»

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

11

Презентация «Русь деревянная»

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

Материально-техническое обеспечение программы:

Помещение:

-учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.

Материальное оборудование

Стеллаж – 1шт.

 Шкаф – 1шт.

Стол компьютерный – 1шт.

Стол детский –10шт.

Стул детский – 26шт.

Стул полумягкий –1шт.

Средства обучения

Ноутбук – 1шт.

Доска интерактивная – 1шт.

Проектор – 1шт.

Материалы и инструменты:

  •  акварельные краски, гуашь;
  •  кисти: белка, синтетика, щетина;
  •  бумага: ватман, белая, тонированная;
  •  восковые мелки, пастель;
  •  ватные палочки;
  •  поролоновые печатки;
  • зубные щетки;
  •  трубочки для выдувания;
  •  палочки, штихели для процарапывания;
  •  матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  •  подставки под кисти.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
  • Концепция развития дополнительного образования детей- (утв. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р.);
  • Образовательная программа дошкольного образовательного

учреждения;

  • Устав дошкольного образовательного учреждения.

5. Информационные источники:

  1. Киреева Л.Г. Рисуем кукольный спектакль.- Волгогад: «Учитель».2008.
  2. Недорезова О.В. Конспекты занятий.- Воронеж.2006.
  3. Бортникова Е.Ф. Чудо- обучайка.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур».2010.
  4. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность.- Волгоград : издательство «Учитель».2007.
  5. Климова Е.П. Художественно- эстетическое  развитие дошкольников.- Волгоград : издательство «Учитель».2007.
  6. Комарова Т.С. Народное искусство- детям.- Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Радуга красок"

Кружок «Радуга красок» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4-5  лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художестве...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по нетрадиционному рисованию «Радуга красок»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"

Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...

Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе

Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу  индивидуальных особенностей развитие творческих способност...

Программа дополнительной образовательной услуги "Приключения Акварельки в городе красок" для детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - очень важный период  в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...

Дополнительная образовательная программа по кружку "Палитра красок" для детей 3-4 лет (Нетрадиционные техники рисования).

Дополнительная образовательная программа по кружку "Палитра красок" для детей 3-4 лет...