«Знакомство с храмовой архитектурой»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Кирюба Татьяна Николаевна

Знакомство со спецификой храмовой архитектуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitektura.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно - образовательной деятельности

Возрастная группа детей: подготовительная

Воспитатель: Т. Н. Кирюба

Тема НОД: «Знакомство с храмовой архитектурой»

Цель: знакомство со спецификой храмовой архитектуры

Задачи:

Обучающая: знакомить детей с православным храмом, его значением в жизни православных христиан, рассказать о храме как о доме Божием. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, арматурный полог по периметру здания, круглая часть под куполом. Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунке.
Развивающая: развивать интерес к изодеятельности, эстетическое восприятие, умение сочетать красоту мира, эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
Воспитывающая: воспитывать аккуратность, усидчивость, нравственные чувства любви к Родине.

Материалы, оборудование: шаблоны, простые карандаши, кисточки, акварельные краски, гуашь, цветные карандаши.
Демонстрационный материал: презентация («Храм Василия Блаженного», «Храм Христа Спасителя», «Храм Серафима Саровского», рисунок храма с надписью частей)
Методы: словесные (беседа, рассказ, художественное слово), наглядные (показ иллюстраций), практические (конструирование, рисование), ТСО(аудиозапись), ИКТ(презентация)

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная

Создание образовательной ситуации

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите на мольберт.

-Что вы видите?(Карту). 

-Какая это страна, вы узнали? (Россия). 

-По всей карте России расположились кружки, что они обозначают? (Города). 

-Посмотрите внимательно, а кружки - какие? (большие и маленькие)

-Что это значит? (Города большие и маленькие).

-В каждой стране есть главный город. Как он называется? (столица).

-Как называется столица России? (Москва). 

-Можете показать  её на карте? (ребенок показывает Москву указкой).

-А какие ещё  города вы знаете? А деревни?  (Дети называют города и деревни).

-А чем один город или деревня отличается от другого? (Ответы детей: города и деревни  есть маленькие, есть большие; отличаются прежде всего зданиями. Или по- другому можно сказать, что в каждом городе и селе своя архитектура). 

 отвечают  на вопросы воспитателя

Мотивация детей на предстоящую деятельность

-Хотите узнать, что такое архитектура?

-Архитектура - это строительство зданий и других сооружений. Люди, занимающиеся архитектурой называются…архитекторы.

 

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно.

«Этот дом - не просто дом:

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!» (о храме, церкви)

-О какой архитектуре мы сегодня будем говорить.

ответы детей

2 часть – основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм –

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

 

-Нельзя представить себе современный русский город или село без храма. Где бы не расселился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Для чего возводился храм? (Чтобы там люди молились, делились горестями и радостями, просили защиты). 

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

У нас в Седельниково есть храм? Где он расположен? (на высоком месте около реки)

-А сейчас  давайте послушаем внимательно, что мы услышим.
(аудиозапись  колокольного звона.)

- Ребята, где вы слышали такую музыку? Это музыка колоколов. Она обычно слышна у церквей, соборов, храмов.

- Как вы думаете, для чего колокола звонят? Они зовут людей в Храм для молитвы. 
Знают взрослые и дети
Много разного на свете,
Нo пока идут года,
Строят люди города.
Славятся они церквами,
Расписными теремами,
В них звонят колокола
И сверкают купола.

- Сегодня мы познакомимся с православным храмом. Что такое православный храм?
- Храм – это дoм Божий.  По-другому его называют церковь. Каждый храм имеет своё название, имя. Самый большой храм в России -  храм Христа Спасителя. Находится он в Москве. (Фото)

 На красной площади находится собор  Василия Блаженного. (фото)

А какое название у нашего храма? (Серафима Саровского) (фото)

Когда мы с вами ходили в дом творчества, мы проходили мимо нашего храма и что на нём видели? (колокола и кресты) фото храма

- Давайте рассмотрим, из каких частей  состоит храм. (Рисунок-схема)

У него есть основание, барабан, купол с крестом, арки. Вход в храм называется портал.

Арки или окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет.
-Ребята, а на что похож купол? (свеча, шлем, луковица)

Купол  по форме напоминает пламя горящей свечи. На куполе  всегда есть крест.

Физкультминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу!
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тихо покажем -
Крылья – сложили назад

(садятся за столы)

2 часть. Основная.
- Мы с вами рассмотрели несколько храмов. Познакомились со строением.

-А что можно сделать, чтобы ещё лучше запомнить сегодняшний материал? (нарисовать)

-Как вы думаете, что мы будем рисовать?(храм)

-А рисовать мы будем с помощью трафаретов.  Давайте их рассмотрим. Сколько основных частей у храма? (3) Кто запомнил, как они называются? (основание, барабан и купол)

Пробуем соорудить нашу постройку.

Большой прямоугольник – это нижняя часть здания - основание, малый прямоугольник – это барабан, на барабан ставим купол. Мелкие детали здания нарисуете сами - арки, портал, кресты, колокола.
С чего начнём работу? (С обведения шаблонов)
Большой прямоугольник прикладываем к нижней части листа. Обводим.
Малый прямоугольник ставим поверх большого прямоугольника. Обводим.
На малый прямоугольник ставим купол. Обводим.
На большом прямоугольнике рисуем  портал – дверь. На основании рисуем арки – окна.
-Какой цвет можно взять для раскрашивания нашего храма? фото
Купол и крест – желтой краской.
Что можно нарисовать рядом с храмом?(деревья, кустарники, клумбы)

дети слушают воспитателя

дети слушают аудиозапись и рассматривают иллюстрации

отвечают на вопросы

слушают воспитателя и рассматривают фотографии

рассматривают рисунок – схему

выполняют упражнения

отвечают на вопросы

конструируют постройку из шаблонов

ответы детей

Этап осуществления самостоятельной работы детей

Воспитатель индивидуально помогает, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма.

дети  рисуют

3 часть – заключительная

Подведение итогов, деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей

(По окончанию работы рисунки рассматриваются.)

-Ребята, давайте покажем друг другу, какие рисунки у вас получились.

-Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось изобразить церковь - каждый вложил в свою работу частичку своей души.

-Давайте вспомним, из каких частей  состоит православный храм? (купол, барабан, арки, основная часть здания.) 

-Зачем люди ходят в храм?

-Как называется самый большой храм в России?(Собор Христа спасителя)

-Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.) 

-Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы.

дети показывают друг другу рисунки

ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие с детьми подготовительной (логопедической) к школе группы "Храмовая архитектура" (познавательная и творческая деятельность)

Это занятие приуроченно к проведению Рождественнских встреч: "От просвящения к нравственности". ...

Презентация "Храмовая архитектура"

Знакомство детей с храмовой архитектурой. Изучение храмов Ступинского района, через историю создания....

НОД «Знакомство с миром архитектуры на примере родного города»

воспитывать у детей любовь к своему родному городу и интерес к его архитектуре...

Влияние знакомства с искусством архитектуры Санкт – Петербурга на развитие речи детей дошкольного возраста.

Я полагаю, что искусство архитектуры родного города может использоваться и для развития речи детей, так как оно обладает достаточным для этого потенциалом. Санкт – Петербург – город с уник...

Конспект"Знакомство с исторической архитектурой родного города"

Конспект  для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область "Познание"...